Публичные продажи картин уходят в «тень»

Публичные продажи картин уходят в «тень»

Как частные состоятельные лица, так и банки рассматривают картины в качестве объекта для своих беспроигрышных инвестиций, способных приносить до 20% годовых. Коллекционеру, которого интересуют как антикварные полотна (старше 30 лет), так и современные, необходимо быть в курсе текущих трендов на рынке, представлять его структуру, а также ориентироваться в нашем законодательстве.
Мода / Елена Пылаева 10 Фев 2019, 20:00
Публичные продажи картин уходят в «тень»

Публичные и непубличные

На рынке купли-продажи произведений живописи и графики действует множество игроков. Это аукционы, галереи, антикварные магазины, а также дилеры, оформленные как ИП. Они выставляют наличные и безналичные счета, пробивают чеки, принимают деньги к оплате. То есть по части бухгалтерии тут все более-менее единообразно.

А вот что касается публичности, существует два разных подхода. Так, у аукционов все сделки по купле-продаже на виду. Участники торгов и зрители видят ставки и могут наблюдать, за какие деньги вещь продана, даже не отходя от компьютера. Мало того, информация о ценах потом попадает в базы аукционных результатов. Их также видят те, кто купил на них подписку.

У галерей же все устроено по-другому – они непубличные. Что за произведение продается и по какой цене, знают только они сами, покупатель и налоговая, а результаты продаж, как это делают аукционы, в интернете не афишируются.

Как у публичного, так и у непубличного рынка есть свои плюсы и минусы. Так, в галереях высока конфиденциальность. Кстати, именно там (подальше от чужих глаз) чаще продаются дорогие экземпляры. С галереей можно договориться о цене даже выше рыночной и просто ждать своего покупателя, правда, этот период нередко затягивается на месяцы.

Аукционы более динамичны. Есть день «икс», когда работа продалась или не продалась. Плюс ко всему здесь видно состояние спроса и можно оперативно скорректировать позицию, чтобы быстрее продать.

И еще одна большая разница. Из-за его непубличности объем галерейного рынка достоверно подсчитать нельзя, можно дать лишь его приблизительную оценку – порядка $25 млн.

А вот с аукционным рынком это сделать можно и даже проследить за его динамикой, так как он абсолютно прозрачен. Что же произошло с ним за последнюю шестилетку? Так, по сравнению с 2013 годом 2018-й показал спад объемов продаж на внутриросскийских аукционах более чем в 3 раза: с $21 млн до $6,6 млн. Да и в наступившем 2019 году чудес не случится – по оценке экспертов, падение продолжится до $5 млн.

Напрашивается объяснение происходящего: дескать, кризис продолжается, доходы населения падают, какие уж тут аукционы? Согласимся, что фон для развития не очень благоприятен, но есть еще одно более серьезное обстоятельство, которое с осени прошлого года существенно осложнило жизнь всем участникам рынка. И теперь они вынуждены подстраиваться под новые законодательные правила игры.

Под гнетом УПРАВИС

Итак, в сентябре прошлого года вступило в действие постановление правительства РФ за № 285, по которому продавцы картин обязаны отчислять 5% при перепродаже в аккредитованную организацию «УПРАВИС» (Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства) в пользу художников и наследников авторского права. В случае невыполнения – штрафные санкции. Мало того, теперь надо в ту же организацию сообщать данные о продавцах, то есть владельцах картин, что далеко от конфиденциальности.

Специально для «ФГ» ситуацию прокомментировал заместитель директора портала ARTinvestment.RU, эксперт по русскому рынку искусства Владимир Богданов: «На аукционы искусства сейчас оказывается сильное давление со стороны «УПРАВИС» и работающей по их заявлению прокуратуры. Нужно будет увеличивать расходы на администрирование и отчетность, то есть серьезно перестраивать свою деятельность. Но клиенты не будут ждать и переключатся на другие каналы сбыта. Предполагаю, что заметная доля продаж переместится из сегмента публичных (аукционных) в сегмент частных сделок (где «УПРАВИС» платить не надо), в галерейный сегмент и еще больше – в «серую» зону. Иными словами, всем, кто работал открыто, теперь придется нелегко, а «серому» рынку, наоборот, станет еще лучше».

От нововведения пострадает и наиболее массовый сегмент на рынке искусства: от 10 тыс. до 20 тыс. руб., так как аукционам брать на продажу такие работы станет попросту невыгодно, ведь 5% для «УПРАВИС» им придется взять на себя.

Старые проблемы также никуда не исчезли. Экспорт искусства за рубеж сильно забюрократизирован. То есть теоретически вывоз разрешен, но фактически условия запретительные. «Мы вынуждены отказывать покупателям из-за рубежа, так как понимаем, что они не смогут вывезти свою покупку. Так что об улучшении инвестиционного климата для бизнеса говорить не приходится, он только ухудшается, а государство санкционирует все новые поборы. И оснований для прогресса для арт-рынка в среднесрочной перспективе я не вижу», – заключает эксперт.

Единственно, кто относительно выигрывает в сложившейся ситуации, так это новые покупатели, которые хорошо разбираются в искусстве и могут приобретать картины по невысоким ценам.

Советы эксперта

Возникает вопрос: а стоит ли сейчас вкладывать крупные суммы в искусство? Если да, то в работы каких авторов, и как скоро можно рассчитывать на отдачу? Вновь обратимся к Владимиру Богданову.

Для новичка, подчеркивает эксперт, сейчас хороший момент, так как цены на искусство находятся на минимальных уровнях после кризисов 2008-го и 2014 годов. А начать стоит с относительно недорогих покупок – для того чтобы понять, как вообще функционирует вся система (аукционы, экспертиза, галереи и пр.). Причем нужно обязательно попробовать не только покупать, но и продавать – это здорово меняет представление о существующих сложностях и рисках.

При покупке важно, чтобы это была работа ликвидного автора. Тогда, в крайнем случае, ее можно быстро продать, хотя бы и с потерями. Необходимо также внимательно следить за аукционами, а именно – за тем, какие авторы и какие периоды их творчества пользуются на рынке устойчивым спросом.

Что касается стартовых вложений, то, в принципе, коллекционированием можно начать заниматься с любыми деньгами, даже с 20 тыс. руб. в кармане. Однако следует понимать, что крепкие качественные работы ликвидных авторов, то есть вещи инвестиционного класса, редко стоят дешевле 200 тыс. руб. – как правило, они дороже. Кстати, хорошей доходностью для произведений такого уровня считается 20% годовых.

Есть в коллекционировании и свои тонкости. Например, живопись, при прочих равных условиях, дорожает быстрее, чем графика, и, в свою очередь, оригинальная графика быстрее растет в цене, чем тиражная.

Традиционно высоким спросом на внутрироссийских аукционах пользуются работы художников-шестидесятников. Среди них Анатолий Зверев, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Владимир Янкилевский, Владимир Яковлев, Дмитрий Плавинский, Николай Вечтомов, Юло Соостер, Илья Кабаков.

И все-таки, несмотря все негативные тренды на рынке искусства, приобретать картины стоит. Только на быструю отдачу рассчитывать не приходится – придется подождать.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться