Внутренний туризм тормозит, а выездной растет

Внутренний туризм тормозит, а выездной растет

Итоги прошлого года продемонстрировали оживление интереса россиян к разного рода туристическим поездкам, включая пляжный отдых, во время отпусков и праздников.
Путешествия / Елена Пылаева 16 Июн 2018, 22:00
Внутренний туризм тормозит, а выездной растет

Отрадно, что более 55 млн человек остановили свой выбор на путешествиях по территории России. И хотя по сравнению с 2016 годом внутренний туризм вырос на скромные 4–5 %, зато относительно 2014 года он увеличился более чем на треть. Причем, положительная динамика наблюдается уже на протяжении последних 4 лет.

Спасибо кризису

Причины столь благоприятной ситуации, как это не покажется странным, кроятся в кризисе. Обвал рубля и резкое падение доходов вынудило россиян искать недорогой отдых в родных пенатах. Даже несмотря на то, что некоторые объекты в Крыму находились тогда не в самой лучшей форме, да и сервис подчас оставляет желать лучшего, часть отдыхающих отправилась именно туда. Привлекательность полуострова, безусловно, будет расти, особенно после введения в эксплуатацию железнодорожной ветки Крымского моста.

В наследство от зимних Олимпийских игр-2014 отечественная туриндустрия получила целый кластер мирового уровня в Сочи, который можно использовать фактически круглогодично. По разным оценкам это более 23 тыс. гостиничных номеров плюс развитая инфраструктура. Не удивительно, что на новогодних праздниках горнолыжный курорт установил рекорд по посещаемости – более 358 тыс. человек, что на четверть больше, чем в 2016 году. Динамично растет и его конкурент – Карачаево-Черкесия, объекты которой приняли отдыхающих на 50% больше.

Не следует забывать и о работниках силовых структур, которым запрещено покидать пределы родины. Эта далеко не бедная публика вместе с семьями – стабильная клиентура для внутренних туроператоров.

Несомненным катализатором роста в перспективе должен стать ЧМ-2018 по футболу, ведь кроме стадионов к мероприятию возводились и модернизировались гостиницы, аэропорты и железнодорожные вокзалы, строились дороги. И хотя из-за мундиаля некоторые привычные экскурсионные маршруты и были перекроены в интересах болельщиков, обычные туристы одиннадцати «городов-стадионов» смогут познакомиться с их достопримечательностями позже.

Иностранные футбольные болельщики уже сейчас работают на дальнейшее развитие туризма в России, выкладывая фотографии в интернете и делясь своими впечатлениями о пребывании в стране. Да и наши фанаты про интересные и живописные места, питание и уровень сервиса обязательно расскажут своим знакомым.

Время ушло

Однако некоторые эксперты-пессимисты полагают, что данный кризисом карт-бланш, бизнес, построенный на внутреннем туризме, не воспользовался, а попросту при повышенном спросе «снял сливки», не задумываясь о последствиях. А вот сейчас темпы его роста постепенно замедляются. Завышенные цены на размещение и перевозки привели к тому, что крымское направление «просело» в прошлом году по разным оценкам на 9–20%. А выражение «все включено по-крымски» прочно вошло в обиход как нечто негативное и некачественное.

Соответственно, недовольные соотношением цена – качество отдыхающие в этом сезоне остановят свой выбор на других местах. Тем более что на рынке есть альтернативные предложения.

В прошлом году Турция вернулась на российский рынок и вновь заняла лидирующее положение. Организаторам программ она доплачивала по 6 тысяч долларов за каждый чартерный рейс. Да и этой зимой и весной турецкие отели выпустили массу спецпредложений для нашего рынка, все больше отвоевывая клиентов у Крыма и даже Сочи. А в 2018 году должны возобновиться чартерные перелеты в Египет, значит, конкуренция станет еще острее. И отечественные курорты в этой борьбе, скорее всего, проиграют.

Потенциал отечественного туристического рынка велик: культурный, санаторно-курортный, горнолыжный, круизный, пляжный, экстремальный, эко-, агро-, этно-. Однако только этого для развития бизнеса недостаточно. Сначала надо тщательно очертить само туристическое пространство, а уже потом вкладываться в его «раскрутку». Конечно, клиента можно завлечь сказочными роликами, а на деле он окажется в абсолютном вакууме: без навигации по району, без информации по местному транспорту, точкам питания и проживания. Тем более что наши туристы все большее предпочтение отдают не организованной турфирмой поездке с размещением, а более дешевому сегменту – проживанию в гостевых домах.

В нашем календаре более 100 выходных и праздничных дней. Значит, вполне можно организовать такой доступный турпродукт, как поездки выходного дня. Скажем, москвичи с удовольствием путешествуют по ближнему и дальнему Подмосковью. И под соответствующий поток туристов обязательно найдутся инвесторы и создадут нужную инфраструктуру или отреставрируют существующую. Во многих регионах она изношена и требует инноваций. Частично затраты поможет компенсировать курортный сбор, в эффективности которого некоторые эксперты сомневаются. А вот к подорожанию эта мера точно приведет.

Энтузиазм без господдержки

И все-таки многое у нас держится на энтузиастах, которые в отсутствие федеральной и региональной поддержки пытаются развивать внутренний туризм цивилизованно. Но на одном энтузиазме мало что получится. Нужна системная господдержка. Стратегия развития туризма была принята правительством РФ еще в 2014 году, по которой надо было ежегодно мониторить ситуацию и вносить результаты в программу развития туризма в стране до 2020 года. 

Но ничего так и не внесли, и не изменили. Главная проблема – стоимость авиа и ж/д билетов. Что в этом направлении сделано всеми органами власти? Ничего, как подчеркивает вице-президент «Опора России» Алексей Кожевников. По его словам, годовая туристическая загрузка в регионах – 20–30%, не дает отельному бизнесу возможности обновления номеров, закупки нового оборудования.

В связи с назревшими проблемами министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко предлагает определить предельно допустимую стоимость авиаперелетов, увеличить количество билетов по плоскому тарифу (тариф с фиксированной ценой, которая не зависит от даты приобретения – «ФГ»), емкость бортов, субсидировать напрямую туроператоров, которые поставляют туристов и в сезон, и в межсезонье. Большая часть этих вопросов, как известно, находится в компетенции федеральных властей.

В результате внутренний туризм показывает пока еще скромный рост на 4–5%, местами даже пробуксовывая, а выездной – наоборот активно наверстывает упущенное в кризис, поддерживая зарубежный бизнес. В прошлом году (по сравнению с 2016) он продемонстрировал плюс 30%. К примеру, для москвичей топовыми направлениями стали Турция, Греция, Кипр, Тунис, Испания, Италия. Россия в списке оказалась лишь седьмой. Растет популярность ОАЭ, Вьетнама, Индии, Китая.

В кризисные годы россияне переключились на внутренний туризм или же вовсе отказывались от поездок. 2017 год показал обратную динамику: выездной растет, а внутренний – снижает темпы роста.

Туризм в цифрах

- 15 тыс. гостиниц насчитывалось в России в 2017 году. В то время как в 2000 году их было лишь 4200. Таким образом, их рост составил 357%.

- 27 тыс. руб. стоила в среднем на человека недельная поездка с проживанием и питанием на курорты Большого Сочи в августе 2017 года.

- 7,5 млн. туристов посетило Санкт-Петербург в 2017 году. Половина из них – иностранцы.

- $35 млрд в год составляет объем рынка внутреннего туризма в Турции. Тогда как показатели России скромнее – около $5 млрд.

- 4,5 млн россиян проведут свой отдых в этом году за границей. Это лишь 4% населения. В 2017 году этот показатель составил 4%.

Значащие города

На карте России немало городов с забавными названиями, где упоминаются животные, рыбы, птицы. В местных музеях туристам рассказывают разные легенды, связанные с их происхождением. Мало того, символы города можно приобрести в качестве сувенира.

С Мышкиным, что в Ярославской области, например, связана такая легенда. Один князь, предположительно Федор Михайлович Мстиславский, прилег отдохнуть на берегу Волги. А разбудила его мышка, проползающая по лицу. Поначалу князь рассердился, а потом увидел подползающую змею. Получается, что мышь спасла его от укуса. Городок Мышкин небольшой, чуть более 5 тыс., зато он богат музеями: водки, валенок, кукол и, конечно же, мыши. В коллекции более 6 тыс. хвостатых экспонатов из разнообразных материалов.

По поводу поселка Петушки, Владимирской области, существует целых четыре легенды. Название происходит от местных игрушек свистулек в виде петушков, от обычая класть отрубленную голову петуха при основании дома, от дымников в форме петухов, которые до сих пор сохранились. А еще от разбойников – грабителей, которые предупреждали о своем появлением петушиным криком.

Происхождение названия города Орла связывают с такой историей. По приказу Ивана Грозного было начато строительство крепости для защиты от набегов крымских татар. На месте слияния двух рек рос могучий дуб, а когда его стали рубить, с него слетел орел. Кто-то произнес: «А вот и хозяин». Крепость и орел изображены на гербе города.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться