Рынок выездного пляжного туризма схлопывается на глазах

Рынок выездного пляжного туризма схлопывается на глазах

В разгар отпускного сезона не первый год наступает «День Сурка». Когда туроператоры аннулируют заранее проплаченные россиянами «пакеты отдыха», объясняя сей факт своими финансовыми проблемами. Таким образом, вместо того, чтобы восстановить силы после напряженного трудового года, сограждане вынуждены брать приступом офисы, а также втягиваться в судебные тяжбы, дабы получить компенсацию за несостоявшийся отдых.
Путешествия / Елена Пылаева 04 Авг 2018, 16:19
Рынок выездного пляжного туризма схлопывается на глазах

«Утоли мои печали, Натали!»

Вот и в этом году история, к сожалению, повторилась со «старожилом» туристического рынка – «Натали Турс». 4 июля компания заявила об аннулировании всех подтвержденных ранее туров своих клиентов и о прекращении их продаж сроком до 1 октября сего года. Причем проблема затронула россиян (а также граждан Беларуси, Казахстана и Украины), которые воспользовались не только чартерными перелетами, но и приобретали билеты на регулярные рейсы. Люди, прибывшие на отдых, только на месте узнавали, что их тур не проплачен. Возникали проблемы и с их возвращением на родину.

Руководство компании объясняет происходящий коллапс нехваткой финансовых средств. Мало того, как подчеркивает, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, туроператор «Натали Турс» пока не начал возвращать денежные средства за неиспользованные путевки, а также не отвечает на запросы и претензии туристов. Есть только обещание, что деньги вернут «в рамках здравого смысла».

Но раз средств нет, значит, по логике компания должна объявить себя банкротом. Но этого пока не случилось. И тому есть причина. Дело в том, что в случае признания своего банкротства, запускается страховой механизм возврата средств потерпевшим. Кстати, финансовая ответственность «Натали Турс» застрахована на 150 млн руб., плюс 5,9 млн. рублей фонда персональной ответственности в «Турпомощи». Так что никаких выплат пострадавшим не светит. А впрочем, все по закону: нет страхового случая – нет и выплат. И даже после признания компании недееспособной денег на всех не хватит. Ведь общая сумма ущерба, нанесенного клиентам «Натали» (по разным оценкам) может достигать около 1,2 млрд. руб.

Еще один «герой» этого сезона – туроператор «Матрешка-Тур» – в 20-х числах июня сообщил о невозможности выполнять свои обязательства и о готовности принимать заявления от клиентов на денежную компенсацию, чьи туры не состоялись. По информации Ассоциации туроператоров России (АТОР), на 31 июля в страховую компанию «Якорь» (партнер «Матрешки») поступило 287 заявлений от клиентов на общую сумму в 32,4 млн. руб. Однако финансовая гарантия гораздо меньше – 25 млн. Значит, компенсации получат далеко не все и не в полном объеме.

И еще важный момент. Если у туристов поездка сорвалась до объявления о прекращении деятельности туроператора, то на страховые выплаты они не имеют права. По этой причине клиентами «Матрешки» уже получено 39 отказов в выплате компенсаций на общую сумму в 4,8 млн. руб. Затягивала с объявлением своего банкротства сначала «Матрешка», чтобы уклониться от возмещения ущерба клиентам. По тому же пути сейчас идет и «Натали».

Этим летом сорвали отпуск россиянам еще ряд туркомпаний: «Аврора БГ», DSBW, «Интрэвел Столешники», Polar Tour, «Радуга Трэвел». Последний шанс для пострадавших – обжаловать решение страховых компаний в суде.

Причины турколлапса

Теперь разберемся в причинах происходящего, а их – целый комплекс, тесно связанный с экономическим фоном текущего года. Итак, вернемся в апрель. Весна – пора чрезвычайно хлопотная для туроператоров, когда они выкупают бронь в отелях, на чартерных рейсах и поездах. Вспомним, что именно в апреле рубль «просел» почти на 10%, подорожало и топливо, в том числе для самолетов.

Идем далее. Успехи 2017 года туристического года усыпили бдительность некоторых участников рынка, ведь он прошел под знаком восстановления спроса. Если в 2016 году в федеральном реестре туроператоров числилось 579 компаний, то в прошлом – их стало уже 625. Да и резкий рост продаж турпакетов на этапе ранних бронирований в начале года также внушал оптимизм. Вот и переоценил турбизнес покупательскую способность россиян. Из кризиса потребитель выходит очень медленно, его доходы стремительно не растут. Так что выездная туриндустрия по-прежнему существует в условиях сокращенного спроса. То есть ожидания и, соответственно, затраты ряда турфирм превысили ликвидность их продуктов на рынке. Отсюда – финансовые проблемы.

Следует упомянуть еще один фактор. С 1 июля этого года вступил в силу закон, обязывающий весь турбизнес: от индивидуальных предпринимателей до крупных игроков, внедрить в работу онлайн-кассы. Цель их введения – сделать рынок более прозрачным, в том числе и для налоговиков, а также искоренить «серые» схемы в расчетах и ценообразовании. Покупка оборудования, его настройка и регулярное обновление стоит денег. Плюс само нововведение некоторых игроков не устроило.

Не стоит сбрасывать со счетов и мундиаль. Многие болельщики решили остаться в родных пенатах, а отпуск перенести на более поздний срок.

Аннуляция турпакетов вышеупомянутых компаний в июне–июле стала дополнительным фактором и уже негативным образом сказывается на индустрии выездного отдыха. Интерес россиян к зарубежным курортам с середины июля существенно падает. Таким образом, турбизнес вынужден на 10–20% сократить полетные программы, в том числе и в августе. А также идти на демпинг, но он только усугубляет положение, ведь спрос падает.

И все-таки эксперты туриндустрии в будущее смотрят с оптимизмом. Из-за «Натали Турс» и других игроков «эффекта домино» не случится, так как речь идет о менее чем 1% компаний. Туристическая отрасль достаточно устойчива и пережила немало потрясений.

Взгляд изнутри

Теперь рассмотрим устройство туристического бизнеса. В России функционирует его двухуровневая система. Первые, это – туроператоры. Именно они формируют пакеты туров, выбирают отели, сроки пребывания, даты, рейсы. И для этого, как правило, два раза в год (весной и осенью) выкупают бронь в гостиницах, на чартерных рейсах, поездах. Также они занимаются визовой поддержкой, ходят в посольства и визовые центры. Кроме того туроператоры следят за правильной подборкой пакета документов, которой занимаются турагентства. А это уже другой уровень. Эти специалисты работают непосредственно с клиентами. Они подбирают необходимый для заказчика тур на основе предложенных туроператорами отелей и рейсов.

Готовый турпакет оператор предлагает агентству со 10% скидкой от его стоимости. Это – база. Размер скидки может как уменьшаться, так и увеличиваться, но не более чем до 15%. Все зависит от количества продаж агентством туров оператора.

Создание компании-оператора, работающего в сегменте выездного туризма, разумеется, требует значительных инвестиций. Открыть турагентство проще и дешевле. Первичные вложения, как правило, не превышают 500 тыс. руб. Треть обычно идет на рекламу, столько же на персонал, а остальное – на аренду офиса, налоги, коммуналку, а также оргтехнику и канцтовары.

«Черный список»

История, когда туристические компании отказывались от своих обязательств, не нова. В 2010 году задолженность туроператора «Капитал тур» составила $42. Таким образом, от деятельности компании пострадало более 8 тыс. человек.

В 2011 году обанкротилось еще около десятка турфирм. Однако настоящий коллапс случился в 2014 году, в самый разгар отпускного сезона. Тогда туроператоры как по цепочке заявляли о прекращении своей деятельности. А началось все с компании «Нева», потом присоединилась «Роза ветров Мир».

За ними последовал «Лабиринт». На момент его неожиданного ухода с рынка более 20 тыс. отдыхающих «зависли» за границей. А около 40 тыс. уже купили путевки и теперь не знали, что с ними делать.

Но и это еще не все. «Черный список» недееспособных компаний продолжал пополняться дальше. Обанкротился «Южный Крест», «Атлас», «Экспо-Тур», «Солвекс-Турне» и «Верса».

Общее число всех пострадавших в 2014 году составило порядка 150 тыс. человек. А на вывоз 70 тыс. туристов, оказавшихся на момент коллапса за рубежом, ассоциация «Турпомощь» потратила тогда более 300 млн руб.

Если в 2014 году на российском рынке действовало 1470 туроператоров, то в 2016 их число сократилось в 2,5 раза и составило 570 компаний. В прошлом году их количество выросло до 625. А в 2018 году придется вновь вычитать. На текущий момент пока минус 7. А по итогам года, может быть получится больше. Ведь впереди еще пять месяцев.

Судьбы бывших владельцев прогоревших турфирм сложились по-разному. Кто-то сбежал от наказания за границу, кто-то сменил сферу деятельности. Есть и те, кто снова мечтает заняться туризмом.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться