Популярность внутреннего туризма растет

Популярность внутреннего туризма растет

Как известно, с 8 июля сего года вступает в силу временный запрет для российских компаний на полеты в Грузию и, соответственно, для грузинских – в Россию. Туроператорам также рекомендовано «воздержаться» от продажи туров в эту страну.
Путешествия / Елена Пылаева 30 Июн 2019, 14:10
Популярность внутреннего туризма растет

Таким образом терпят убытки обе стороны: и грузинский турбизнес, и российский. Заметим, что по сравнению с 2017-м прошлый год показал рост турпотока из России почти на 24%. Только за 5 месяцев 2019-го Грузию уже посетило более 500 тыс. россиян. Принимающая сторона по итогам года рассчитывала на 2 млн, но вряд ли теперь этот показатель будет достигнут.

Последствия запрета

Напомним, что Грузия – не первая страна в печальном списке запретов. Так, после того как в Сирии турецким истребителем был сбит российский военный самолет Су‑24, в конце 2015 года было введено эмбарго на чартерные авиаперевозки в Турцию, которое продлилось до августа 2016-го. А после чудовищного теракта на борту А321, летевшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, который унес жизни 217 пассажиров и 7 членов экипажа, закрыли и Египет. С 2018 года полеты в Каир разрешены, однако авиасообщение с курортами до сих пор не возобновлено. Говорят, что в октябре-ноябре вопрос все-таки должен быть решен положительно, однако официального подтверждения пока нет. Открытия туристического Египта с нетерпением ждут как туркомпании, так и россияне. Первые вправе рассчитывать на спецпредложения со скидками, как это было поначалу с Турцией. Ну а вторые уже соскучились по новогоднему отдыху по доступной цене на теплых пляжах под пальмами.

Однако пока суть да дело, возвратимся к грузинскому обострению, в результате которого отечественный бизнес оказался в весьма щекотливом положении. Заметим, что ситуация в Грузии попадает под статью 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и расценивается как случай возникновения угрозы для безопасности жизни и здоровья туриста. Соответственно, потребитель, расторгающий договор до начала тура, вправе рассчитывать на полную компенсацию затраченных средств. А тем, кто решил прервать свою поездку после ее начала, положен частичный возврат денег в зависимости от объема уже предоставленных услуг.

Кроме возмещения денежных средств туркомпании в спешном порядке готовят сейчас и альтернативные предложения, а именно: перебронирование в Абхазию, на российские курорты, в Турцию и частично на Кипр. Безусловно, отечественный турбизнес понесет в связи с закрытием Грузии определенные издержки, однако вряд ли они смогут его так уж сильно подорвать. Ведь россияне проводят в этой стране в среднем чуть более 6 ночей, тогда как классический отдых длится, как правило, около двух недель.

Плюсы и минусы регионов

В пятерку самых популярных среди россиян «кластеров» внутреннего летнего отдыха и туризма входит Крым, Сочи, Анапа, Санкт-Петербург и Москва. Софинансирование государства и крупного бизнеса принесло свои плоды. Современная инфраструктура, качественные дороги, отреставрированные здания, стабильный поток отдыхающих и туристов, – все это только способствует дальнейшему развитию и процветанию.

А что же происходит на других туробъектах в российской старинных городах и весях? Насколько они привлекательны для инвестиций со стороны частных предпринимателей и местных бюджетов? Как оказалось – не очень. Возьмем к примеру Псков с областью, имеющий богатую историю и самобытной архитектурой. Центр города явно нуждается в капитальной реконструкции, отсутствует инфраструктура питания, а качество дорог оставляет желать лучшего. Стагнацию демонстрирует и Пятигорск, уникальная природа которого, увы, теряется в дорожных пробках и недострое.

Однако не только современная инфраструктура, чистый и опрятный вид города способен привлечь турпоток как соотечественников, так и иностранцев. Местному турбизнесу нужно учитывать, что предпочтения современных туристов изменились. Им нужны не только рассказы о древней архитектуре и истории, а уникальные впечатления, эмоции, которые они могут получить только в этом регионе. То есть креатив и неординарность турпакета – залог успеха на рынке. Например, сейчас в тренде этнографическая тематика, значит, можно организовать соответствующую поездку и познакомить туристов с жизнью и бытом народностей, которые хранят свой уклад веками.

Приключения иностранцев в России

По России путешествуют не только ее уроженцы но и большая армия иностранцев. Прошлогодний мундиаль, хотя и был проведен в городах России на достойном высоком уровне, не вызвал туристического «паломничества» в текущем сезоне, как предрекали некоторые. Правда, количество граждан США, прибывших к нам поболеть за свои команды, оказалось больше обычного, а именно 70 тыс., но в основном они были латиноамериканского или азиатского происхождения. Так что роста потока классических туристов из Америки не произошло, да и европейский футбол там не очень популярен.

На мундиаль приехали и болельщики из Ирана, но их число оказалось очень незначительным. А вот классических туристов из этой страны, ориентированных на поездки в Москву, Санкт-Петербург и Сочи, всемирный праздник футбола отпугнул дефицитом гостиничных номеров, так что по итогам года иранский поток «просел» почти на 40%.

Ну а в целом география въездного туризма в прошлом году мало изменилась по сравнению с 2017-м да и текущем, скорее всего, останется той же. А безусловными лидерами здесь выступают китайцы и дело тут не в футболе, просто турпоток из Поднебесной ежегодно растет. Используя «прорехи» в нашем законадательсте, их бизнес успешно работает в России по «серым» схемам: от гостиниц с питанием до экскурсионных программ с гидами-переводчиками. Низкое качество услуг, искаженная информация о России, ее истории и достопримечательностях наносит серьезный урон лицензионному внутреннему туррынку.

Второе место по въезжающим к нам туристам не первый год занимает Германия. Растущую динамику показывает Южная Корея, а связано это, прежде всего, с упрощением процедуры оформления виз. По европейским странам ощутимых подвижек нет, за исключением Франции, у которой за прошлый год интерес к России существенно оживился. Умеренный рост демонстрирует Италия и Тайвань.

В последнее время заинтересованность в развитии въездного туризма проявляет правительство, он даже был включен в нацпроект «Международная кооперация и экспорт». А Российский экспортный центр (РЭЦ) составил список стран, которые надо в первую очередь стимулировать на въезд в Россию. Правда, официальное мнение не всегда совпадает с рейтингом представителями турбизнеса. Так, последние считают, что Францию и США нельзя ставить ниже Южной Кореи, так как средний чек турпоездки у них выше. Перспективными участники рынка также считают Израиль, Италию и Сингапур. Да и с китайцами можно работать, ориентируясь не на массовый, а на VIP турпродукт, ведь число состоятельных граждан в стране только растет.

Таким образом, со стороны властей есть заинтересованности в экспорте российского турпродукта. Выбор приоритетных направлений, конечно, важен. Но не стоит забывать, что и региональные туробъекты также нуждаются в господдержке.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться