Что дал России успешный чемпионат мира по футболу

Что дал России успешный чемпионат мира по футболу

Сегодня состоялся финальный матч Чемпионата мира по футболу 2018. Тем самым завершился турнир, к которому Россия готовилась 7 лет и потратила более $14 млрд. Пока финансовые результаты мундиаля не подведены, но можно с почти 100-процентной уверенностью утверждать, что прямые доходы оказались намного меньше понесенных затрат. Однако цели вывести турнир на прибыльность изначально и не ставилось, и финансовые результаты не являются главным для организатора турнира.
Спорт / 15 Июл 2018, 22:52
Что дал России успешный чемпионат мира по футболу

Американцы Россию не боятся

По предварительным данным FIFA, из более чем 2,4 млн билетов почти 900 тыс. досталось российским болельщикам. А вот на втором месте – любители футбола из страны, где любимый нами футбол находится далеко не на первом месте по популярности, да и называется словом soccer. Но именно американцы, которые так и не вышли в финальную стадию турнира, купили почти 89 тыс. билетов, заняв после россиян вторую строчку рейтинга.

Однако более объективным выглядит число FAN ID, полученных гражданами разных стран, ведь без этого документа пройти на стадион было невозможно, а один и тот же болельщик мог купить билеты на несколько матчей. Здесь после США на второе место вышла Мексика. Далее следует Китай, Колумбия, Аргентина, Перу, Германия, Бразилия и Египет. В самом конце списка – граждане таких экзотических стран, как Майотт, Гайана и Кокосовые острова.

Сложно сказать, чем вызван такой интерес американцев к футбольному первенству, да и еще проводимому в России. Может быть дала свой эффект проведенная в США в 1994 году финальная часть мирового первенства. Возможно, американцы хотели запомнить российский чемпионат и сравнить его с мундиалем 2026 года, который пройдет сразу в трех странах: США, Канаде и Мексике. Не исключено, что на решение многих американцев приехать в Россию сказалась их безграничная вера в мощь своего государства и некоторая аполитичность, незнание о тех мнимых угрозах пребывания иностранных болельщиков в нашей стране, о которых часто писала европейская пресса.

Похоже, что именно опасения быть съеденными медведями в центре Москвы или отравленными боевым «Дихлофосом» заставили многих английских и французских болельщиков смотреть турнир по телевизору, хотя в этих странах футбол необычайно популярен. Хотя только у английских болельщиков были реальные основания опасаться ехать в Россию – фанаты двух стран постоянно ищут поводы помериться силами в кулачных боях, как при встречах клубов, так и сборных стран.

Как рассказал «Финансовой Газете» источник в правоохранительных органах, «мы провели беседу с лидерами фанатских группировок и мягко объяснили, что про нелюбовь к англичанам надо забыть. Сейчас мы – принимающая сторона крупнейшего мирового турнира, гостей надо уважать, не поддаваться на их провокации и не допустить удара по имиджу России. К не понявшим наши разъяснения, мы были готовы применять очень жесткие меры в рамках законодательства, но, к счастью, таких не оказалось».

Именно граждане США, Китая и Мексики больше всего тратили в России в первые дни соревнования, как свидетельствуют данные платежной системы VISA. Всего же средний чек иностранных фанатов составил 3575 руб.

Финансы вне игры

Но финансовые доходы совсем не важный итог Чемпионата мира, в унисон говорили все участники прошедшей на прошлой неделе научной конференции «Экономика футбола». Точная статистика будет чуть позже, а пока стоит опираться на оценки экспертов, которые говорят о вкладе ЧМ-2018 в экономику России в размере от 0,2 до 1% ВВП.

Так, по оценкам консалтинговой компании McKinsey, на которые ссылаются «Ведомости», ЧМ-2018 за 2013–2018 годы даст экономический эффект в размере около 820 млрд руб. или чуть меньше 1% ВВП. Использование созданной к соревнованию инфраструктуры и увеличение туристического потока могут приносить дополнительно 120–180 млрд руб. к ВВП ежегодно на протяжении следующих 5 лет.

Учитывая, что в прошлом году ВВП России составил около 92 трлн руб., эти ожидаемые доходы будут просто невидимы и впишутся в пределы погрешности. Такими же незначительными для экономики являются и понесенные за 7 лет 1,2 трлн руб. расходов на подготовку к турниру.

Поэтому заработает ли Россия на Чемпионате мира или потеряет, особой роли для экономики страны и благосостояния ее жителей в данном случае не играет.

Проблемное «Наследие»

Пожалуй, главной проблемой теперь является обеспечение даже не возврата затраченных на строительство и реконструкцию 12 футбольных стадионов средств, а хотя бы выхода этих сооружений на текущую рентабельность. Согласно принятой правительством программе «Наследие», построенные или реконструированные за счет средств федерального бюджета стадионы в городах Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара и Саранск в 2019 году перейдут из федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Таким образом, вся головная боль по содержанию и дальнейшей эксплуатации этих сооружений ляжет на плечи региональных администраций.

«Мы не делали что-то избыточное, не пытались построить к Чемпионату мира что-то эксклюзивное. Все, что создавалось, все будет востребовано в полной мере», – отметил генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин. Это утверждение вызывает большие сомнения.

Действительно, нет сомнений, что стадионы в Москве и Санкт-Петербурге будут приносить хороший доход. Так, по утверждению вице-президента «Спартака» Наиля Измайлова, средняя посещаемость стадиона в прошлом году составила 32 тыс. человек. При этом на стадионе проходят не только футбольные матчи: загрузка «Открытие Арена» составляет 250–270 дней в году, что «позволяет зарабатывать немаленькие деньги».

Однако провинциальные стадионы на «немаленькие деньги» рассчитывать не могут. Так, на матчи футбольного клуба «Балтика» из Калининграда в среднем ходят 7,9 тыс. зрителей притом, что этот клуб является лидером по посещаемости среди команд Футбольной национальной лиги, то есть первой лиги. «Поколесив по стране, мы видим матчи, где приходит всего 200–300 зрителей», – отметил представитель «Балтики».

Безусловно, проведение ЧМ повысит посещаемость матчей внутреннего чемпионата. В том числе за счет появления на трибунах новой, бывшей ранее «нецелевой», аудитории. Так, представители «Спартака» и «Зенита» отмечают рост интереса к футбольным матчам со стороны женщин, доля которых на некоторых матчах доходит до 30–40%.

Однако даже удвоение числа зрителей, что само по себе маловероятно, не позволит вывести региональные стадионы на самоокупаемость. Поэтому необходимость строительства и реконструкции столь большого числа стадионов, особенно в «нефутбольных» городах, находится под большим вопросом. Причем даже не сточки зрения понесенных расходов федерального бюджета, а с точки зрения отсутствия внятных программ их рентабельного использования после Чемпионата мира.

Звезды зажглись

Неожиданно уверенная и временами даже красивая игра российской сборной привлечет к российскому футболу крупных мировых рекламодателей. «Я очень надеюсь, что в международных больших рекламных контрактах у больших брендов, таких как Adidas, Nike, Reebok, наконец-то появятся русские лица», – заявила в ходе конференции «Экономика футбола» генеральный продюсер телеканала «Матч ТВ» Тина Канделаки. Причем теперь это могут быть не российские спортсмены, постоянно проживающие за рубежом, а звезды нашей футбольной сборной.

Она также не исключает, что теперь российский внутренний чемпионат по футболу станет интересен зрителям других стран, и зарубежные телекомпании начнут покупать право трансляции игр с участием наших клубов.

Успех нашей сборной неизбежно приведет к росту стоимости игроков и повышению интереса со стороны западных и восточных футбольных клубов к российским футболистам. Для отечественных футбольных клубов такая ситуация неоднозначная. С одной стороны, рост капитализации игроков позволит увеличить доходы от их продажи. Однако всех ведущих футболистов продавать нельзя, в противном случае сильно упадет посещаемость игр команды и ее шансы на успешные игры в еврокубках. Но при этом нет сомнения, что уже совсем скоро многие футбольные «звезды» поставят перед руководством своих клубов вопрос об увеличении их вознаграждения. И, скорее всего, часть таких претензий клубы будут вынуждены удовлетворить.

Страна

Количество билетов (тыс.)

Россия

872

США

88,8

Бразилия

72,5

Колумбия

65,2

Германия

62,5

Мексика

60,3

Аргентина

54

Перу

43,6

Китай

40,3

Австралия

36,4

Англия

32,4

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться