Возврат на карту, которой нет

Потеря пластиковой карты, да еще и кредитной с большим лимитом, может обернуться настоящей трагедией: есть еще довольно много операций оплаты, при которых не требуется подтверждение паролем из смс.
PROденьги / 30 апреля 2021, 13:40
Выгодная арифметика от Дмитрия Буханкина

А если еще и восстанавливать ее придется на краю света, где 10 лет назад впервые получали, тут и до депрессии недалеко.

Я лично к «пластику» карты уже давно не привязан: есть две системы бесконтактной оплаты с помощью телефона, которыми я два года успешно пользуюсь. Это удобно: один раз привязал карту в приложении, а дальше нужно только мобильный к терминалу поднести (конечно, с активацией отпечатком пальца или вводом пин-кода), и покупка совершена. Кешбэк начисляется как при обычной оплате. Этот принцип работает и с интернет-покупками.

Получив новую карту, я привязываю ее в системе бесконтактных платежей, фотографирую, затерев пару цифр: у меня такая система, стирать две цифры, которые я точно знаю. И кладу карту «в надежное место». При перевыпуске повторяю процедуру.

И вот получив новую карту после перевыпуска, недели две тратил деньги как обычно. И тут неудача: купил костюм, а дома понял, что нужен размер поменьше. Поехал в магазин, думал, обменяю на другой спокойно, минут за пять, но оказалось, что не все магазины придерживаются одинаковой политики возрата покупок. В данном конкретном попросили оплатить новый костюм обычным способом, а старый сдать с возвратом потраченных денег. В принципе, карта кредитная, средства имеются. Оплатил. Написал заявление. И тут продавец попросил «пластик», которого у меня под рукой, конечно же, не оказалось. Иначе, по его словам, деньги не вернуть. Многие, в том числе и продавцы в магазинах, уверены, что это так. Но это самый настоящий миф. Деньги можно вернуть на карту даже, если она физически уже не существует.

Дело в том, что системы бесконтактных платежей устроены по одному принципу: когда привязывается банковская карта, создается виртуальная, которой присваивается другой номер. Созданный новый «образ карты» является своеобразной прокладкой между пластиковой картой и магазином, работает и онлайн, и оффлайн. Данные настоящей карты напрямую продавцу не передаются, все, что он увидит в чеке из реквизитов – номер учетной записи (Apple Pay) или цифровой номер карты (VAN, VCN – Google Pay, Samsung Pay). По этому номеру находится нужная транзакция. Кстати, этот номер можно просто сообщить кассиру (если вы его знаете), он введет цифры на терминале и оформит возврат даже без телефона. По такому же принципу возвращаются деньги за покупки в интернете.

Однако важной особенностью подобных платежей является невозможность восстановить созданный цифровой образ банковской карты. Каждый раз, когда вы привязываете карту в систему, создается ее новый образ с новым номером. Из-за этого при возврате могут возникнут проблемы – тогда придется доставать пластик или писать заявление с полными реквизитами картами. Вот и у меня при попытке вернуть деньги за костюм на виртуальную карту что-то не срослось. Пришлось искать другие пути.

Есть еще один, не очень легальный, способ вернуть потраченное без того самого пластика – получить деньги наличными. Периодически продавцы предлагают такие варианты, когда не хотят идти на конфликт с клиентом. Мне предложили так поступить в одной известной медклинике, когда я попросил отдать неизрасходованный аванс – 8000 рублей. По такому же пути пошли в магазине костюмов. Не взял по понятной причине – это статья 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем).

Отказавшись от наличных, я в итоге написал заявление, в котором попросил вернуть деньги за костюм по полным реквизитам виртуальной карты, которые получил в личном кабинете банка. Пришлось пожертвовать скоростью – в этой ситуации возврат занимает около 30 дней.

Через месяц ожидания заветной смс (или push-уведомления – никогда не поймешь в какой момент банки решат изменить систему информирования) и проверки баланса карточного счета, позвонил на горячую линию в магазин. С удивлением услышал, что средства вернули ровно через 5 дней после подачи заявления. В банке же сообщили, что денег не видят. На 35-е сутки баланс все же был пополнен. Где они «гуляли» 30 дней – неизвестно.

Так как сумма покупки была крупной и прошла дважды, с нее на карту начислился двойной кешбэк. Это показалось мне не совсем справедливым, ведь покупка была отменена, и я решил вернуть один кешбэк. Позвонил на горячую линию, и консультанту в мобильном приложении, попросил зарегистрировать обращение и решить вопрос. Примерно через 10 минут в чате банка мне сообщили, что подобной системы возврата кешбэка у них не существует, заявления у меня принять не смогут, так как кешбэк получен законным путем и никаких операций по возврату денег за товар они на счете не видят.

Вероятно, что-то изменилось в подходе к работе с клиентами за последние несколько лет: у меня были прецеденты, когда банк обнулял кешбэк, посчитав, что я получил его незаконно. Тогда они сослались на то, что MCC-код (4 цифры, которые присваиваются под определенный тип деятельности при операциях с банковской картой) не совпал с тем, что указано в уставных документах продавца, грозил 115-ФЗ (противодействие легализации доходов) и блокировкой счета. Спорить не стал как тогда, так и сейчас.

Кстати, через некоторое время попробовал вернуть деньги за товар через систему бесконтактных платежей на другую карту – получилось. Почему иногда это работает, иногда – нет, ни один банк так и не смог мне ответить.


Также по теме


Сложное и дорогостоящее лечение может обойтись в сотню тысяч рублей, а то и больше. Часть расходов на высокотехнологичное лечение можно вернуть за счет налогового вычета. А если еще сэкономить на кешбэке и грейс-периоде по кредитной карте, получится тройная выгода.

Рефинансирование кредитов стало очень популярно, когда все банковские ставки пошли вниз вслед за ключевой ставкой ЦБ. Многие клиенты банков прибегнули к этой мере облегчения кредитного бремени. Но некоторым это далось очень нелегко...

Собиравшиеся на отдых в Турцию остались не только без отпуска, но и билетами, которые зачастую очень трудно вернуть. Впрочем, трудность или легкость возврата денег за билета зависит от авиакомпании.
Теги:
Поделиться в соц.сетях: