2019-й для гостиничного рынка Москвы может стать годом отрезвления и ценовых войн

2019-й для гостиничного рынка Москвы может стать годом отрезвления и ценовых войн

По мнению экспертов, эффект увеличения доходов гостиниц, вызванный ростом спроса на волне чемпионата мира по футболу 2018, полностью исчерпан: спрос вернулся к привычным объемам и чувствителен к колебанию цены.
Коммерческая / Александр Кузнецов 08 Фев 2019, 14:10
2019-й для гостиничного рынка Москвы может стать годом отрезвления и ценовых войн

Минувший 2018 год прошел под сильным влиянием ЧМ-2018 по футболу: рекордный спрос на гостиницы в Москве в начале лета позитивно сказался на уровне доходности отелей, при этом отельеры в основном сконцентрировались на достижении максимального уровня тарифов, тогда как среднемесячный уровень загрузки по рынку в целом в июне − июле не дотягивал до 90%. Об этом сообщают аналитики агентства Cushman & Wakefield.

Среднерыночный уровень загрузки для гостиниц современного качества в 2018 году достиг 76,6%, на 4 п.п. выше, чем годом ранее. Лидерами по объемам проданных ночевок стали гостиницы среднеценового и выше среднего сегментов: они зафиксировали среднегодовую загрузку в 80,4%. Минимальный прирост в загрузке отмечался только в высоком сегменте, где изменение составило всего 1 п.п. Зато цены размещения выросли во всех сегментах без исключения в среднем на 38,4% (с 6428 руб. в 2017 году до 8898 руб. за тот же период в 2018 году). Максимально заработать на постояльцах во время ЧМ-2018 удалось гостиницам люксового сегмента (+55,0%, до 21 645 руб.).

Как итог, отличные показатели прироста показателя доходности на номер продемонстрировали отели во всех ценовых сегментах без исключения. По данным Cushman & Wakefield, среднегодовое изменение доходности на номер для рынка в целом составило 46,1% в рублях и 36% − в долларах США.

Однако к концу года «эффект ЧМ-2018» оказался практически исчерпанным. Как считает Марина Усенко, партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield, участники рынка, опираясь на ретроспективный анализ деятельности гостиничных рынков других городов и стран, принимавших ЧМ и аналогичные мегаспортивные мероприятия, рассчитывали, что сработает «эффект открытия новой туристской дестинации». «Такой эффект, к примеру произошел в Барселоне после проведения летней Олимпиады 1992 года: менее чем за 10-летний период ежегодное количество посетителей этого города удвоилось − с 3 млн в начале
90-х до 7 млн в 2010 году, − говорит она. − Однако один из важнейших механизмов для подобных радикальных изменений московского гостиничного рынка, обсуждаемых правительством России сразу после завершения ЧМ-2018, − это реформы визового режима, способные, по оценкам специалистов, увеличить количество посетителей для традиционных туристских столиц страны Москвы и Санкт-Петербурга на 10−20% в год, пока не получил дальнейшего развития».

По мнению эксперта, 2019 год имеет все шансы стать годом всеобщего отрезвления и даже ценовых войн между московскими гостиницами. «Поэтому ситуация для участников будет непростой. Пока что мы видим, что предпосылок для роста операционной выручки московских гостиниц выше уровня прогнозируемой инфляции нет», − считает Марина Усенко.

Предложение современного качества резко выросло за 2017−2018 годы – порядка 2500 «ключей», и рынку еще предстоит «переварить» этот объем. Рынок качественного предложения в Москве за последний год вырос на 4%, а за 2017 год – почти на 9,5%. На 2019 год запланирован ввод всего 715 гостиничных номеров в 4 гостиничных проектах: Holiday Inn Express Baumanskaya, Crowne Plaza Park Huaming, Mercure Neglinnaya и Hampton by Hilton Rogozhsky Val. Таким образом, чистый ожидаемый прирост предложения современного стандарта в Москве в 2019 году оценивается всего в 3,6%.

Следующий скачок в приросте предложения стоит ожидать не раньше 2021 года, убеждена эксперт. «Отсутствие радикальных изменений в экономике заставляет гостиничных инвесторов смещать планируемые даты запуска строительства заявленных проектов на более и более поздние сроки, в результате чего ожидаемые средние темпы роста предложения между 2019−2024 годами составят всего 5,6% в год», – резюмирует Марина Усенко.

Ценовые войны будут обусловлены тем, что рост предложения не сопровождается соразмерным ростом спроса. Кроме того, спрос продолжит демонстрировать высокую чувствительность к цене. Виной тому − низкие темпы роста национальной экономики, перманентная ситуация с экономическими и политическими санкциями, увеличение налоговой нагрузки (в т.ч. повышение НДС с 18% до 20%) и периодическое ослабление рубля.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться