Россияне в феврале сначала будут работать с 15 по 20 февраля, а потом — с 24 по 26 февраля. Выходные в связи с празднованием Дня Защитника Отечества приходятся на 21-23 февраля, напомнили в Роструде. Слова ведомства передает РИА «Новости».
В Роструде напомнили, что такие трехдневные выходные стали стали возможны на фоне переноса рабочего дня 22 февраля на субботу 20 февраля. Неделя с 15 по 20 февраля станет единственной шестидневной рабочей неделей в 2021 году, коротких рабочих недель будет семь.
Ознакомиться с расписанием праздничных выходных в 2021 году можно на сайте Консультант.Плюс.
Российские интернет-пользователи все чаще жалуются на навязанные услуги в соцсетях. Речь не о стикерах и других законных способах получения дохода в самых популярных сетях, а о подозрительных людях, слишком активно продвигающих свои «выгодные» предложения.
Чаще всего жертвами мошенников в соцсетях, которым что-то продают, становятся женщины, указывают опрошенные «Финансовой газетой» эксперты. Они изначально более любопытны и им интересно многое попробовать. Тем более, что нередко популярные онлайн-курсы направлены на обучение визажу, самопознанию или получению онлайн-профессии в декрете.
Продать не свое
«Недавно я стала фрилансером, и у меня появилось больше свободного времени. Решила, что буду посвящать его себе. Давно хотела купить один популярный курс, а тут мне как раз написала девушка «ВКонтакте», - рассказывает Ольга. – и предложила его по очень привлекательной цене, я сказала, что мне это интересно, и начала задавать дополнительные вопросы. Но девушка просто прислала мне какие-то ссылки на общедоступные материалы, и тут же начала требовать оплату».
Схема такого обмана проста: мошенник вступает в диалог с будущей жертвой, располагает ее к себе, повышает интерес к предлагаемой услуге, получает предварительное согласие на ее приобретение в переписке и каким-либо образом якобы предоставляет эту услугу, после чего просит оплатить. Покупатель теряется, ведь он просто вел онлайн-переписку. Нигде не ставил галочку, не регистрировался в интернет-магазине, так что не понимает, на основании чего совершена покупка.
В момент такого замешательства «клиента» мошенник начинает использовать различные психологические приемы – сначала доступно объясняет, почему в текущей ситуации была произведена покупка, а потом переходит к угрозам.
«Когда я отказалась платить за полученные материалы (их можно было посмотреть, перейдя по присланным ссылкам, и в каком-то Telegram-канале), мне начали угрожать, - вспоминает Ольга. – Сказали, что расскажут всем моим друзьям «ВКонтакте», что мне нельзя доверять, особенно в финансовых вопросах. И правда – чуть позже я начала получать сообщения от знакомых, что неизвестный им человек пишет, будто я обманула его на круглую сумму».
Спокойствие, только спокойствие
По словам экспертов, распознать потенциального мошенника можно заранее – обычно он использует слишком простые имя и фамилию (например, Иван Иванов) либо никнейм на иностранном языке. В качестве аватарки нередко используется просто картинка или фото известного человека – в случае с Ольгой это было фото участницы одного популярного телешоу. В друзьях у такого персонажа также будут другие известные личности, друзей будет либо слишком много (несколько тысяч), либо слишком мало (до 20 штук). При попытке узнать у мошенника, на каком основании он реализует обучающий курс другого человека или какое юридическое лицо представляет, общение быстро сойдет на нет.
«Это делают необязательно «серийные» мошенники. Здесь может действовать и обычный человек, решивший быть хитрее всех и заработать на перепродаже известного курса, который он прошел, – рассказал «Финансовой газете» специалист из техподдержки одной крупной соцсети на условиях анонимности. – Хотя то, что такие люди обычно просят перевести деньги на карту физического лица без заключения каких-либо договоров, уже должно навести на мысли о незаконной деятельности».
Руководитель группы отдела аналитики информационной безопасности Positive Technologies Екатерина Килюшева советует всегда с настороженностью относиться к заманчивым предложениям, поступающим от посторонних лиц, и приобретать обучающие материалы только на официальных ресурсах.
«Если вы получили ссылку на скачивание, то не переходите по ней, ведь, помимо «пиратских» материалов, мошенники могут распространять вредоносные файлы. Не поддавайтесь на угрозы и не переводите деньги мошенникам», – предупреждает Килюшева. Приобретение «перекупленных» курсов несет и другой риск – нарушения авторских прав.
С развитием информационных технологий все чаще стали иметь место сделки, совершенные в электронной форме, отмечает руководитель практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро RBL Степанида Буран. Но любая сделка в гражданском обороте должна строиться по принципу получения согласия (акцепта) от покупателя на предложение (оферту) продавца.
«Если потенциальный покупатель не давал согласия на сделку, продавец не вправе требовать ее оплаты. Кроме того, покупка курсов «вскладчину» или у лиц, не имеющих прав на их передачу третьим лицам, является прямым нарушением авторских и смежных прав. За незаконное использование таких прав предусмотрена уголовная ответственность. Правда, к конечному, пусть и незаконному, потребителю она не применима, что не исключает для него гражданско-правовую ответственность. Настоятельно не рекомендую участвовать в подобных сделках», – заключает Буран.
Чем цифровая ипотека поможет клиенту банка и как банки намерены зарабатывать на брокерском буме, рассказывает заместитель председателя правления Банка Зенит Дмитрий Юрин.
– Ипотека – один из основных продуктов вашего банка. Как будете жить, если рынок просядет после отмены льготной ипотеки?
– Льготная ипотека позволила банкам нарастить выдачи. Так, доля госпрограммы в продажах первичной ипотеки составляет примерно 75%. Среди общих продаж ипотеки, включая вторичное жилье, рефинансирование и так далее, доля госпрограмм – 30%. Это существенный объем, но я уверен, что весь рынок уже понимает, что субсидирование ипотечных программ рано или поздно остановится. Исходя из этого, мы уже готовим и вносим определенные изменения в наши продукты. Например, по военной ипотеке мы внедрили продажи по счетам эскроу в новостройках. Я уверен, что рынок подготовится к отмене госпрограмм, так что просадки мы не ждем.
– Цены на недвижимость растут, проценты по ипотеке, скорее всего, будут расти вслед за ставкой ЦБ, льготы отменяются. У этого рынка вообще есть какой-то потолок?
– Потолок есть, но с развитием цифровой ипотеки и ростом доступности этого продукта для клиента, я думаю, этот потолок может и немного подниматься.
– Что такое цифровая ипотека и чем она поможет клиенту, банку, рынку?
– Эта тема сейчас широко обсуждается на рынке. Для клиента главное, чтобы было удобно и просто. Цифровая ипотека нужна для того, чтобы клиенту было проще взять ипотечный продукт, который всегда и для всех был олицетворением чего-то сложного и долгого. Наша задача – упростить процесс подачи заявки, оценки залога и оценки кредитоспособности клиента. Для этого мы хотим выстраивать весь процесс в дистанционном формате, чтобы клиент не заметил всех сложностей в отношении с финансовым институтом.
Мы уже на стадии запуска нового кредитного конвейера, в который включим ипотечный продукт в коллаборации с нашими партнерами по оценке залога и дистанционной подаче заявки.
– С цифровой ипотекой мы скорее говорим о доступности с точки зрения удобства, но денег у людей с внедрением цифровой ипотеки больше не становится. На что покупать жилье в таких условиях?
– Да, вы правы, есть потолок по платежеспособности и кредитоспособности нашего клиента. Вместе со строительными организациями мы работаем над снижением стоимости обслуживания ипотечного кредита – оно будет оптимальным для клиента и способствовать дальнейшему развитию ипотеки.
«Экосистемы регулировать нужно, но не сейчас»
– Вы упомянули сотрудничество со строительными компаниями. Сейчас многие банки идут в непрофильные бизнесы. Как вы считаете, инициатива ЦБ по поводу регулирования экосистем – это правильно?
– Этот рынок находится в начальной стадии развития. Поэтому, на мой взгляд, пока это преждевременно. Я считаю, что регулирование необходимо, но не сейчас. Рынок сам должен отрегулировать взаимодействие внутри экосистемы и между экосистемами.
– Нет ли вероятности, что мы придем к ситуации, когда у нас появится либо не очень честная конкуренция, либо вообще монополия со стороны экосистем? Такие корпорации начнут предлагать клиентам разноплановые услуги, а другим игрокам рынка будет сложнее предложить что-то этому же клиенту.
– Риск этот есть. Для многих компаний, которые обладают обширной клиентской базой, главная задача – монетизация этой базы. Ровно с этой целью OZON, например, приобретает банк – для монетизации клиентской базы дополнительными сервисами и финансовыми услугами. Поэтому рынок сначала должен пройти стадию калибровки, а потом в игру вступят регуляторы, чтобы не допустить возникновения монополий.
– Будете ли вы в Банке Зенит с кем-то «партнериться» или самостоятельно развивать какие-то неожиданные сервисы, отличные от того, к чему мы привыкли?
– Расширение сферы деятельности банков, по сути, правильная тенденция. Важно обеспечить клиенту в нужное время в нужном месте тот сервис, который ему необходим. Есть два пути – либо создавать свое, либо вступать в партнерство с другими игроками рынка и делать селекцию. То есть проводить отбор сторонних продуктов и сервисов для целевого клиентского сегмента банка. Каждый банк сам определяет для себя своего клиента и взаимодействует с теми партнерами, чей сервис является наиболее качественным и необходимым.
– Хорошо, расширение нефинансовой линейки необходимо, партнерство желательно. А своя экосистема?
– Экосистема в нашем представлении и в нашей оценке – это: а) долго и б) дорого. Мы идем по пути партнерства. Один из примеров – совместная программа лояльности «Клуб чемпионов» с АЗС «Татнефть» с нашим основным мажоритарным акционером. Мы уже эмитировали более миллиона карт, добавляем в эту программу партнеров, сервисы которых были бы интересны нашиму клиентам, участникам клуба.
– Что представляет из себя эта программа лояльности?
– Это система скидок и бонусов при оплате любых товаров, потратить их можно на АЗС «Татнефть» – как на топливо, так и на сопутствующие товары. Кроме этого, мы сейчас развиваем использование этих бонусов на приобретение шин и сервисов, которые производит группа компании «Татнефть», добавляем услуги, связанные с помощью на дорогах, станции техобслуживания – все, что нужно автомобилисту.
– Помимо партнерских предложений, что еще интересного предлагает Банк Зенит для автомобилистов?
– Мы активно развиваем автокредитование. Чтобы не ждать реализации нашего нового кредитного конвейера, мы несколько лет назад вступили в партнерство с компанией, которая предоставляет такой сервис. Это помогло в 2020 году удвоить продажи в данном сегменте по сравнению с 2019 годом. Планируем продолжить работу в этом направлении и в текущем году. Мы работаем как с официальными дилерами, так и с неофициальными. Считаем, что автокредитование является также одним из стратегических наших продуктов.
– Вы работаете на рынке новых автомобилей или б/у?
– Мы работаем во всех секторах. В том числе у нас есть еще один продукт, который не часто встречается на рынке. Это кредитование под залог автомобиля. То есть если клиенту нужна определенная сумма денег, то у нас есть два продукта – либо под залог автомобиля, либо под залог жилой или коммерческой недвижимости, что также активно пользуется спросом среди наших клиентов.
«Плохая прибыль – продать и забыть»
– Банки все чаще предлагают не совсем банковские продукты. В том числе страхование. Вы тоже идете по этому пути?
– У нас обширная линейка продуктов партнеров, так называемых коробочных продуктов. Мы идем по пути кастомизации и микросегментации клиентской базы, выявляем потребности у клиентов.
– Можете ли сказать, что люди стали реже покупать страховки?
– Рынок идет по пути создания как собственных продуктов, которые минимизируют риски для клиентов, так и комбинированных продуктов со страховыми компаниями. В плоскости потребительского кредитования рынок сдвигается к созданию своего продукта, который хеджирует риски клиентов. А при том же ипотечном страховании, где необходимо страхование залога, без страховой компании никак не обойтись.
Что же касается накопительных продуктов или инвестиционных продуктов, то мы в этом плане также работаем с партнерами. При этом отдаем себе отчет, что крайне важно данные продукты продавать клиенту, который понимает фондовый рынок и что такое ценные бумаги и инвестиции. Здесь идет связка между обучением нашего клиента и продажей самого продукта.
– Возвращаясь к теме инвестиционного страхования жизни. Вы сказали, что не все люди понимают, что они покупают. И, прежде чем продавать такие сложные продукты, людей нужно научить. Кто обучает ваших клиентов?
– Обучение идет на стороне персонала, который непосредственно продает этот продукт. Самое главное – компетенция этого персонала, чему мы уделяем большое внимание. Борьба с мисселлингом сейчас вышла на первое место. Мы прекрасно понимаем, что существует два вида прибыли – плохая и хорошая. Плохая прибыль – это продать и забыть, а хорошая – продать несколько раз одному клиенту разные продукты. Конкурентная среда идет в сторону смещения в клиентский сервис. То есть чем лучше мы клиента проконсультируем, и он поймет, что покупает, тем меньше у него будет отрицательных эмоций в отношении банка как финансового института. Наша задача – либо соответствовать ожиданиям клиента, либо предвосхитить эти ожидания.
Также мы активно развиваем и обучающие программы. У нас есть курсы финансовой грамотности для наших зарплатных клиентов, где мы даем знания не только по инвестициям, но и по тому, как защититься от мошенничества. Мы стараемся одновременно обогатить нашу базу и повысить компетенцию персонала.
– ЦБ прогнозирует, что в ближайшей перспективе около 74 миллионов экономически активных россиян будут обладателями брокерских счетов. Как вам такая перспектива?
– Сейчас мы в России живем в эпоху инвестиционного бума с точки зрения увеличения количества массовых инвесторов на рынке. Мы тоже идем в этом направлении, планируем предложить нашему клиенту различного рода инвестиционные продукты.
– Как это будет реализовано у вас и чем это будет отличаться от того, что вы предлагаете сегодня?
– Брокерское обслуживание само по себе очень низкомаржинальное. По нашей оценке, оно может даже не «отбить» первоначальных инвестиций. При этом мы считаем, что привлечение клиентов на брокерское обслуживание –канал, позволяющий в дальнейшем монетизировать клиентскую аудиторию через развитие финансовой грамотности в более маржинальные продукты: структурные ноты, доверительное управление, инвестиционное консультирование. По сути, мы получаем низкую стоимость привлечения клиента. С партнерами по формированию инвестиционной стратегии мы пойдем в этом направлении.
– У нас катастрофическая ситуация с финансовой грамотностью. Это, на ваш взгляд, реально опасно при планах иметь 74 миллиона розничных инвесторов?
– На рынке действительно были случаи мисселинга, и клиент получал негатив. Он терял свои деньги, что приводило к раздражению и прекращению обслуживания в той организации, в которую он обратился. Поэтому основной упор в нашей работе мы делаем на обучение клиента.
Российский рынок акций вчера в ходе вечерних торгов умеренно вырос на отличном внешнем фоне, но сегодня в первой половине дня началась легкая коррекция, и Индекс Мосбиржи ушел в район вчерашнего закрытия. Рубль растет в ожидании повышения ставки ЦБ.
Вчерашняя динамика российских акций еще раз продемонстрировала слабость отечественного фондового рынка. Во второй половине дня рост фондовых индексов США ускорился, в результате чего они прибавили в капитализации около процента. Индекс Мосбиржи подрос на совсем скромные четверть процента. По-прежнему основным сдерживающим фактором для усиления покупок рублевых активов выступают политические риски.
Сегодня внешний фон нельзя назвать благоприятным для фондовых «быков». Снижаются американские фьючерсы, нефть, промышленные и драгоценные металлы. Поэтому неудивительно, что за первую половину дня российские акции сдали все занятые вечером позиции. Индекс Мосбиржи после открытия гэпом вверх к обеду четверга спустился в район вчерашнего закрытия.
Намного лучше рынка сегодня чувствуют себя бумаги ММК (+1,6%) и НЛМК (+1,4%), где отыгрывается хорошая отчетность компаний и ожидания роста размера их дивидендов. Это еще раз подтверждает необходимость держать эти бумаги в инвестиционных портфелях.
В «зеленой» зоне торгуется и «Норникель» (+0,4%), который предыдущие дни выглядел хуже рынка.
В лидерах снижения много бумаг нефтегазового сектора, что объясняется удешевлением нефти, упавшей в район $65 за баррель. Трейдеры продолжают отыгрывать вчерашние данные по запасам в США, которые выросли на 0,6 млн баррелей при ожидании из снижения на 3 млн.
Кроме того, Госдеп США объявил о прогрессе в переговорах с Ираном по ядерной сделке. Если сторонам удастся договориться, то можно ожидать снятия с Ирана американских санкций или их существенного ослабления, что приведет к увеличению экспорта нефти Исламской Республикой.
Против нефтяников играет и укрепление курса рубля. Сегодня российская валюта продолжила начатый вчера рост, отвоевав у доллара за первую половину дня 0,6%. Это – следствие увеличения продажи валюты крупными экспортерами в рамках подготовки к выплате налогов в бюджет.
Кроме того, трейдеры отыгрывают ожидания завтрашнего увеличения ключевой ставки Банка России. Некоторые аналитики не исключают повышения показателя сразу на 0,5 процентных пункта, но более вероятным выглядит увеличение на 0,25 п.п., поскольку сейчас ситуация на валютном рынке стабилизировалась и особо сильных угроз для рубля нет.
Во второй половине дня российский рынок акций с большой вероятность сохранит боковой тренд, возможно, с тенденцией к небольшому снижению, если американские инвесторы вдруг не возобновят покупки.
Пара доллар-рубль подошла к сильной поддержке 76. Поводов для закрепления под ней нет, хотя на какое-то время пара может и уйти ниже этого уровня, например, на увеличении продаж валюты каким-либо экспортером.
Опыт прошлого года показал, что развитие рекламного рынка происходит благодаря цифровизации экономических и коммуникационных отношений. Тема конференции «E-commerce для больших брендов: из маленькой истории в блокбастер» отражает внутренние и внешние процессы между участниками медиакоммуникационного рынка. Постоянно растущая экспертиза агентств и рекламодателей, благодаря активному взаимодействию с технологическими площадками, дает новое представление о современных бизнес-моделях, где интересы разных сторон могут сосуществовать на рынке e-commerce.
Как развитие e-commerce повлияло на крупных игроков рекламного рынка?
Переход на e-commerce помог многим брендам преодолеть кризис пандемии. Интернет-реклама занимает существенную долю рекламного рынка за счет обогащения других сегментов. Это позволило многим компаниям пересмотреть свое отношение к стратегиям продвижения или подходам к выбору рабочих инструментов.
Ксения Куприна, руководитель отдела стратегии сейлз-хауса «Газпром-медиа»: «Мы безусловно смотрим в этом направлении и держим руку на пульсе. E-commerce трансформирует не только подход рекламодателей и user experience в рекламе, но и паттерны потребления контента. Поэтому повсеместное развитие этого сегмента создает большой потенциал с точки зрения всех наших активов. Мы видим большие возможности для совместного сотрудничества и партнерств».
Трансформация бизнес-интересов рекламодателей ведет к поиску новых ориентиров среди агентств, сейлз-хаусов и площадок, которые помогают драйверить рынок.
Что происходит с агентской экспертизой в мире онлайн-продаж?
В прошлом году из-за большого роста интереса к e-com, от агентств ожидали помощи: бренды хотели бизнес-решений, которые будут способствовать быстрой адаптации.
Дарья Константинова, CEO Isobar Moscow:
«Роль агентства (всегда) – это поиск наиболее эффективного решения для бизнеса клиента. Чтобы добиться этого в e-retail, агентство должно уметь работать как минимум в трех направлениях:
1) Работа с потребителем, которому должно быть удобно покупать и получать выбранный им продукт. В зависимости от товарный категории пользовательский путь может быть разным, и перед тем, как что-либо делать в e-commerce, этот путь нужно построить
2) Листинг. Товар должен каким-то образом оказаться на полке, а нюансов работы в онлайн канале очень много: выбор модели ведения продаж, логистика, маркировка, характерная для конкретного маркетплейса, обеспечение фулфилмента.
3) Управление продажами. Работа непосредственно с карточкой товара: создание контента, оптимизация, работа с ценой, конечно же траффик.
Хорошая работа агентства – возможность и умение работать с каждым из трех направлений. Сделать это можно, только имея поток данных и аналитических инструментов, которые позволят эффективно выстроить продажи бренда в онлайн- канале».
Новые реалии требуют от агентств комплексных подходов, где важно успевать отслеживать цифровой опыт потребителя и его офлайн-поведение, заниматься разработкой и реализацией бренд-стратегий, а также ориентироваться в специфике электронной коммерции.
Какими темпами происходит развитие e-commerce в России?
Эксперты конференции НРФ+ECOM едины во мнении, что онлайн-торговля продемонстрировала существенный рост за счет пандемии.
Федор Вирин, партнер компании Data Insight: «Интернет-торговля в 2020 году выросла более чем на 50%. В некоторых товарных категориях (продукты питания, в первую очередь) показатели выросли в несколько раз. В рейтинге Data Insight TOP100, который мы выпускаем каждый год, есть несколько компаний, рост которых обозначен не только в процентах. Почти все они – продавцы продуктов питания. Эта динамика в меньшей степени обусловлена как новой покупательской аудиторией, так и увеличением частоты покупок опытных покупателей (в основном): будучи запертыми дома, мы все стали покупать онлайн намного чаще. Эти изменения необратимы: за этот год мы все привыкли покупать онлайн, и снятие карантина не вернуло всех этих покупателей обратно в офлайн: объем интернет-покупок продолжил расти. Мы имеем дело с новой реальностью, которую нельзя отменить, но с ней надо смириться и научиться работать – это главный вызов для брендов 2021 и 2022 годов».
Многосторонний диалог все чаще становится стратегически необходимым инструментом для пересмотра установившихся правил игры интернет-торговли. Развитие партнерских проектов и запуск коллабораций способствуют стабилизации покупательского спроса на рынке e-commerce, а также задают новые стандарты в цифровом законодательстве.
Алексей Поповичев, исполнительный директор ассоциации «Русбренд»: «Развитие интернет-торговли открывает новые горизонты для индустрии брендов, позволяет более нацелено и персонифицировано общаться со своим потребителем. Однако, одновременно возрастают и риски, связанные с увеличением торговли контрафактной продукцией в Интернете. Это логично, так как законодательное регулирование значительно отстает от развития технологий, оставляя правообладателям и правоохранительным органам не так много возможностей эффективно защищать свою интеллектуальную собственность в онлайн-среде. Очевидно, что интересы добросовестных участников рынка как со стороны интернет-торговли, так и производителей, во многом совпадают: мы все нацелены на максимальное удовлетворение запросов наших потребителей, их обеспечение качественными и безопасными товарами. Мы видим, что ведущие игроки онлайн-торговли уже начали выстраивать свои системы взаимодействия с производителями по вопросам защиты брендов. Это дает нам надежды на то, что мы сможем путем совместного диалога и поиска взаимовыгодных решений найти согласованное индустриальное решение и поставить надежный барьер для онлайн-продаж контрафактной продукции. Начинать нужно уже сейчас, работая на опережение, поскольку наиболее вероятной альтернативой для нас всех является законодательное регулирование со всеми вытекающими из этого последствиями».
Более подробно опыт участников рынка электронной коммерции возможно узнать в эфире онлайн-конференции НРФ+ECOM. 28 апреля в 11:00 эксперты с разных сторон представят возможные сценарии развития сегмента.
Организаторами мероприятия выступят Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Ассоциация интерактивной рекламы (IAB Russia) при поддержке холдинга «Газпром-медиа» и Mediascope.
Подписаться на трансляцию вы можете на сайте онлайн-конференции НРФ+ECOM.
Организаторы — АКАР, РАМУ, IAB Russia, ЦРБК
Титульный партнер — Холдинг «Газпром-медиа»
Генеральный research-партнер — Исследовательская компания Mediascope
Партнеры — dentsu Russia, OMD OM Group
Медиапартнеры:
Индустриальный контент-портал — ADPASS
Генеральный индустриальный партнер — Sostav
Информационные партнеры — Independent Media, Мир 24, Российская газета, Финансовая газета
Не все люди, имеющие полис ДМС отдают себе отчет в том, как работает этот вид страховки и воспринимают его как своего рода «абонемент» на медицинское обслуживание. Между тем здесь действуют страховые принципы.
По полису ДМС медучреждение оказывает услугу (диагностику, лечение, госпитализацию и хирургическое вмешательство – если включено в программу) при возникновении нового заболевания или обострении хронического. Профилактические осмотры, скрининги, как правило, в страховку не входят.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) обычно входит в социальный пакет, его в большинстве случаев работодатель оплачивает сотруднику. ДМС также продается «в розницу», но доля физических лиц, самостоятельно купивших подобную страховку очень мала – это, скорее, корпоративный вид страхования.
Год от года услуги медучреждений дорожают, соответственно, растет стоимость страховки для предприятий. Работодатели, не желающие лишать сотрудников такого бонуса как ДМС, тем не менее, пытаются сэкономить и заодно вразумить сотрудников, чтобы они не пользовались страховкой как абонементом – не совершали лишних визитов к врачам и не делали процедур и исследований, которые не являются необходимыми.
На вопросы про ДМС отвечает руководитель дирекции ДМС СК «МАКС» Андрей Ляпунов:
1. Несколько лет назад стала активно продвигаться «франшиза» в ДМС. Что это такое? Выгодно ли это застрахованному, его работодателю, страховой компании? Популярно ли сейчас?
Франшиза – это софинансирование оплаты медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы ДМС при наступлении страхового случая за счет средств страховой компании и застрахованного.
Цель франшизы – уменьшить первоначальный размер страхового взноса и финансовую нагрузку на страхователя (как правило, работодателя) за счет переноса частичной оплаты медицинской помощи на самого застрахованного.
Большинство заказчиков страховых услуг на данную форму договора ДМС не соглашаются, считают ее неудобной и предлагают страховщикам искать другие варианты удешевления стоимости страхования.
2. Есть области, где ДМС почему-то не работает. Например, полис не покрывает сложные заболевания, как диабет. Почему так происходит?
Существуют стандартные исключения из правил ДМС и соответственно программ добровольного медицинского страхования для всех страховых компаний. Обычно они состоят из перечня заболеваний и манипуляций, лечение которых связано с большими затратами и не гарантирует полное излечение пациентов (врожденные и наследственные заболевания, в частности). Диабет может включаться в программы ДМС у некоторых страховщиков, но в исключения, как правило, попадает обеспечение инсулином, поскольку этот препарат не распространяется свободно, он идет только в рамках программы государственных гарантий.
3. В нашей стране COVID-19 попадет под лечение по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Но, как уже стало понятно за год пандемии, не так страшен ковид, как его последствия. Входит ли в ДМС реабилитация после этого заболевания?
Реабилитация после ковида в стандартные программы не входит, но может быть включена с учетом индивидуального расчета стоимости страховых услуг.