Как учитывать государственную помощь

Как учитывать государственную помощь

Существуют две точки зрения на проблему, каким образом в бухучете отражать государственную помощь в виде поступления основных средств государственными унитарными предприятиями сверх уставного капитала.
Эксперты / 15 Янв 2018, 16:34
Как учитывать государственную помощь

Первую представляет Л.З. Шнейдман, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России. Она изложена в письме Минфина России от 10.02.2017 № 07-01-09/7472, и ее вынуждены поддерживать многие аудиторы. Позиция Минфина России заключается в том, что ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» не применяют в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

Основанием служит ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н. В нем указано, что увеличение экономических выгод в результате поступления активов от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда не является доходом предприятия и в связи с этим не может признаваться доходом будущих периодов. Отсюда вывод, что оприходование основных средств отражается в бухучете по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала.

Однако мнение это спорное и, более того, несет в себе определенные налоговые риски в части принятия амортизации.

Во-первых, ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» устанавливает правила формирования информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Поэтому поступление основных средств от государства должно рассматриваться как государственная помощь.

Во-вторых, организация, получившая основное средство безвозмездно, учитывает амортизацию по нему для целей налогообложения прибыли, если его стоимость учтена в составе доходов, формирующих налоговую базу. Это разъяснено в письме Минфина России от 27.07.2012 № 03-07-11/197. Для целей налога на прибыль организаций имущество считается полученным безвозмездно, если это не связано с обязанностью вернуть имущество передающему лицу (п. 2 ст. 248 НК РФ). 

Организация, получившая безвозмездно в собственность основное средство, должна учитывать амортизацию по нему для целей налогообложения прибыли организаций, если при получении основного средства его стоимость оценена и учтена в составе доходов, формирующих налоговую базу.

Поэтому, если организация сразу спишет стоимость полученных безвозмездно от государства основных средств на добавочный капитал, она будет нести риски в части признания амортизации этих основных средств для целей налогового учета. Безопаснее и правильнее использовать нормы ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», то есть отразить получение имущества в доходах будущих периодов.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться