Как стимулировать инвестиции в экономику страны

Как стимулировать инвестиции в экономику страны

Причины стремительного роста китайской экономики.
Эксперты / 21 Июл 2018, 10:35
Как стимулировать инвестиции в экономику страны

По официальным данным, в 2017 году экономика Китая выросла на 6,9%. На фоне этого роста благодаря мерам по ограничению вывода капитала за рубеж и усилению контроля за приобретениями за рубежом поток прямых инвестиций Китая в зарубежные страны в прошлом году сократился впервые с 2006 года. По данным министерства торговли страны, объем китайских инвестиций в 6236 зарубежных компаний в 2017 году составил $129 млрд. По сравнению с предшествующим годом он упал на 29,4%. 

Считается, что это стало результатом мер правительства по эффективному ограничению нерациональных инвестиций, выравниванию платежного баланса и снижению рисков отрицательного воздействия быстрого подъема зарубежных инвестиций на финансовую систему Китая. Эксперты полагают, что падение инвестиций в зарубежные страны стало в том числе результатом усиления в 2016 году внимания китайских контрольных органов к наиболее преуспевающим компаниям вроде HNA Group Co. Ужесточая контроль, власти Китая пытались сократить масштабы офшорных поглощений, приводивших к увеличению оттока средств из страны и быстрому обесцениванию юаня.

Если говорить о странах Европы, то прямые инвестиции Китая в них выросли на 76% благодаря переносу сроков завершения одной единственной сделки рекордного размера в $43 млрд по поглощению китайской компанией ChemChina швейцарской компании Syngenta. На самом деле, если не считать эту аномалию со сдвигом сроков, инвестиции в Европу упали на 22% до $38 млрд. Ужесточение контроля за выводом капитала привело к тому, что по сравнению с предшествующим годом средний размер сделки китайских компаний в Европе сократился более чем вдвое.

Меры правительства Китая оказали влияние и на инвестиции в Соединенные Штаты Америки, хотя во втором полугодии прошлого года ситуация несколько выправилась. Из-за протекционистских действий властей КНР были отменены две трети сделок в Америке на общую сумму $12 млрд. Прямые инвестиции Китая в США в 2017 году упали на 35% до $30 млрд. 

Комментаторы отмечают, что это произошло не только из-за ужесточения контроля за выводом капитала из страны Пекином, но и благодаря усилению контроля операций с американской стороны, а также росту напряженности отношений между двумя крупнейшими экономиками мира в сфере торговли.

Зарубежные регуляторы создают проблемы

Из-за вмешательства зарубежных регуляторов китайские инвесторы аннулировали или отказались от 19 объявленных сделок в странах Северной Америки и Европы на сумму более $12 млрд. По данным Китайской инвестиционной корпорации (China Investment Corporation – CIC), в условиях продолжающегося глобального экономического подъема Китай, располагая известным инвестиционным потенциалом, испытывает проблемы в связи с протекционизмом отдельных государств, в частности, США и стран Европы. Эти государства принимают меры, специально направленные против Китая.

Действия администрации президента Соединенных Штатов Трампа под лозунгом «Америка превыше всего» («America First») создают новые барьеры для китайских инвестиций за рубежом. В качестве примера комментаторы приводят запрет регуляторов США, наложенный на слияние китайской фирмы Ant Financial – дочерней компании китайского гиганта Alibaba – и американской компании денежных переводов MoneyGram. Сделку заблокировал Комитет по зарубежным инвестициям (Committee on Foreign Investment) США, мотивируя свое решение вопросами национальной безопасности.

С другой стороны, эксперты отмечают, что хотя руководство Китая провозгласило поддержку политики экономической открытости страны глобальному рынку, в КНР до сих пор действуют нормы, направленные на ограничение иностранных инвестиций в Китай. Тем не менее аналитики ожидают либерализации китайской финансовой отрасли, ссылаясь на планы правительства разрешить иностранным лицам владеть контрольным пакетом акций в совместных предприятиях финансового сектора.

Инвестиции Китая в Великобританию удвоились

Любопытно, что на фоне общего падения инвестиций за рубеж инвестиции Китая в Великобританию в прошлом году удвоились и достигли рекордных значений. По данным фирмы Baker McKenzie, прямые инвестиции составили 15 млрд фунтов стерлингов, тогда как в 2016 году эта цифра составила примерно 6,6 млрд фунтов. Китайцы воспользовались возможностью приобретения по более низкой цене активов, к которым давно присматривались. Есть мнение, что росту сделок в том числе способствовало и падение курса фунта стерлингов после Брексита. На эти процессы могли оказать решающее влияние слабый фунт и восстановление доверия англичан китайским инвесторам. С 2013 года китайские инвестиции в Великобританию выросли в шесть раз.

Замена одного налога другим дала результаты

Налоговое управление Китая недавно сообщило, что после замены налога на предпринимателей налогом на добавленную стоимость бизнес страны смог сэкономить суммарно 2 трлн юаней. К этому следует добавить, что налоговые льготы для предпринимателей и компаний инновационного сектора позволили им в 2017 году дополнительно сэкономить еще 500 млрд юаней.

Одновременно налоговая служба проинформировала, что налоговые сборы в прошлом году по сравнению с предшествующим годом выросли на 8,7%, тогда как соответствующий показатель для 2016 года составил всего 4,8%.

Замена налога на предпринимателей налогом на добавленную стоимость началась в 2012 году, когда эта мера была опробована в ряде районов Китая. Она позволила освободить бизнес от каскадного эффекта, свойственного налогу на предпринимателей. В 2016 году НДС заменил налог на предпринимателей на всей территории страны. Благодаря этой реформе суммарная экономия китайского бизнеса в 2017 году достигла 918,6 млрд юаней, что больше соответствующего показателя 2016 года на 345 млрд юаней.

Новый порядок инвестиций в авиационную отрасль

Среди последних мер Китая по стимулированию инвестиций в экономику страны можно отметить разрешение государственным и частным предприятиям самостоятельно или совместно делать инвестиции в быстро развивающуюся авиационную отрасль. Это разрешение вступило в действие 19 января этого года. В то же время авиакомпаниям не разрешается владеть долей более 25% в аэропортах, как международных, так и региональных. В свою очередь аэропорт не имеет права владеть более 25% компаний, занимающихся топливозаправкой, хранением и продажей топлива.

Китайские власти сохранили часть ограничений, благодаря чему отдельные компании останутся под контролем государства. Ограничения касаются большой тройки крупнейших авиакомпаний страны: Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines. Государство, будучи крупнейшим собственником долей в этих компаниях, продолжит их контролировать в режиме особого управления. 

Под контролем государства остаются и аэропорты в крупных городах и западных регионах. Сохранится также прежний порядок инвестиций в узловые аэропорты в провинциях, в аэропорты в западных регионах Синьцзяна и Тибета, а также в аэропорты в Шэньчжэне, Сямыне, Даляне, Гуйлине, Циндао, Вэньчжоу, Нинбо и Саня.

Новые налоговые льготы для иностранных инвесторов

Китай предпринимает новые меры, призванные увеличить поток прямых иностранных инвестиций в страну и затормозить перенос транснациональными корпорациями производств из КНР в страны юго-восточной Азии. По закону о налоге на доходы корпораций дивиденды, выплаченные китайскими дочерними компаниями своим зарубежным акционерам, облагаются налогом по ставке в размере 10% (хотя двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют в отдельных случаях использовать и более низкие ставки). 

Налог подлежит уплате при реализации дивидендного дохода. Другими словами, обязанность уплаты налога возникает после объявления о выплате дивидендов независимо от того, ушли ли дивиденды фактически за рубеж или были сохранены для прямых инвестиций в Китае.

В конце декабря прошлого года четыре ведомства (Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Комиссия по национальному развитию и реформе, Министерство торговли) предложили новую схему отсрочки налоговых платежей на дивиденды, полученные иностранными инвесторами, при условии их реинвестиции в КНР.

Ведомства опубликовали Циркуляр 88, который установил временное освобождение от налога дивидендов, распределенных дочерними предприятиями в Китае, при условии, если эти деньги реинвестированы в проекты, перечисленные в Каталоге к руководству отраслей с иностранными инвестициями и соответствующем документе для среднезападных регионов страны.

Обязанность уплаты налога на дивиденды откладывается до момента, когда иностранный инвестор вернет сделанные им ранее реинвестиции путем переуступки или выкупа акций, ликвидации китайского дочернего предприятия или другим способом. Если предприятие с реинвестициями подвергается реструктуризации, в отношении которой применяется специальный налоговый режим, отсрочка уплаты налога на дивиденды сохраняется.

Чтобы получить отсрочку уплаты налога, распределяющее дивиденды китайское дочернее предприятие должно представить в компетентный налоговый орган не позднее 7 дней после даты выплаты дивидендов следующие документы:

▪          оформленную дочерним предприятием налоговую декларацию;

▪          специальную форму отчетности, заполненную предприятием иностранного инвестора и оформленную (заверенную) китайским дочерним предприятием, выплачивающим дивиденды.

Отсрочка обложения дивидендов допускается только в случае, если:

▪          реинвестиции делаются с целью увеличить уставный капитал существующей компании;

▪          участвуют в формировании капитала вновь созданной компании;

▪          участвуют в приобретении акционерного капитала существующей компании у ее акционеров, исключая случаи:

▪          вкладов в недавно увеличенный уставный капитал;

▪          преобразования доли в избыточном капитале в уставный капитал;

▪          приобретения акций китайских компаний, зарегистрированных на фондовой бирже в КНР,

▪          но включая:

▪          вклады в китайские компании, зарегистрированные на фондовой бирже в КНР, если иностранный инвестор относится к категории стратегического инвестора согласно Руководству по административным мерам для стратегических инвестиций иностранных инвесторов в китайские компании, зарегистрированные на фондовой бирже.

Налоговые органы вправе затребовать у всех заинтересованных сторон, включая иностранного инвестора, китайское дочернее предприятие, продавца акций, любую имеющую отношение к делу информацию в подтверждение того, что зарубежное предприятие-акционер (иностранный инвестор) имеет право на отсрочку уплаты налога на дивиденды. В число отраслей, на которые распространяются льготы, входят: водосбережение, защита окружающей среды, научно-технические услуги, легкие и экологически чистые металлы в авиа- и автомобилестроении, аккумуляторы для электрических автомобилей.

Новые правила не разрешают направлять реинвестируемые средства через независимые банковские счета, независимо от того, находится ли банк в Китае или за рубежом. Если инвестиция осуществляется путем внесения денежных средств, то деньги должны быть перечислены компанией, выплатившей дивиденды, напрямую на банковский счет:

▪          компании, в которую производятся реинвестиции (компании – объекта реинвестиций) в случае создания новой компании или вклада в уставный капитал существующей компании – объекта реинвестиций;

▪          лица, совершающего акт перенесения прав, которое передает долю участия в существующей компании иностранному инвестору в сделке приобретения акций и долей в уставном капитале.

Если же реинвестиции осуществляются в неденежной форме, например, в виде ценных бумаг, то право собственности на такие активы должно быть передано напрямую компании – объекту реинвестиций или лицу, совершающему акт перенесения прав на долю в уставном капитале. В этом случае исключается владение неденежными активами до проведения реинвестирования любым другим предприятием или лицом, осуществляющим доверительное управление, или на временной основе.

Если иностранный инвестор примет решение возвратить реинвестированный капитал путем передачи акций, выкупа акций или ликвидации предприятия, он должен сообщить об этом в соответствующий налоговый орган и уплатить сумму неуплаченного (отсроченного) налога не позднее чем через семь дней после момента возврата капитала. Это требование не применяется, если возврат реинвестированного актива был результатом безналоговой реорганизации или был освобожден от налогообложения в особом порядке.

До возврата реинвестиций и уплаты отсроченного налога иностранный инвестор должен представить в налоговые органы доказательства того, что китайское дочернее предприятие осуществляло предпринимательскую деятельность в рамках программы Стимулируемых инвестиционных проектов в перечисленных выше отраслях, на которые распространяются льготы.

Если будет установлено, что условия отсрочки уплаты налога выполнены не были, а иностранный инвестор льготой все-таки воспользовался, налог на дивиденды подлежит немедленной уплате, а с момента выплаты дивидендов начисляются пени на недоимку по ставке в размере 0,05% в день.

Циркуляр 88 действует задним числом с января 2017 года. Иностранные инвесторы, уже уплатившие налог на дивиденды, полученные 1 января 2017 года и позднее, и сделавшие реинвестиции в Китай, могут обратиться с заявлением на получение отсрочки по Циркуляру и потребовать возврата уплаченного налога.

Сделать это можно на протяжении трех лет с момента его уплаты при выполнении всех перечисленных условий реинвестирования.

Перспективы на предстоящий год

На фоне подъема юаня и падения доллара в прошлом году международные финансовые потоки Китая стали более сбалансированными. Выросли зарубежные инвестиции в китайский рынок облигаций. Все это может способствовать повышению обменного курса юаня, открывая возможности для ослабления контроля капитала государством.

В 2018 году падение потока инвестиций из Китая за рубеж может прекратиться. Увеличится количество согласованных властями сделок слияния и поглощения за рубежом китайских международных групп. Власти будут настойчиво добиваться, чтобы подобные сделки были обусловлены реальными потребностями бизнеса страны, открывающей свою экономику миру и стремящейся сделать юань средством международных расчетов.

11 февраля 2018 года Национальная комиссия по развитию и реформам Китая скорректировала перечень «чувствительных секторов» для инвестиций за рубеж, которые подлежат особому согласованию. Корректировка находится в русле мер китайского правительства по ограничению инвестиций за рубеж, которые отнесены к категории «нерациональных».

В декабре 2017 года Национальная комиссия по развитию и реформам опубликовала документ «Административные меры в отношении инвестиций предприятий за рубеж». С 1 марта 2018 года китайский инвестор, планирующий осуществить «нечувствительный» проект с инвестициями в размере $300 млн и более через контролируемое им офшорное предприятие, обязан проинформировать Национальную комиссию по развитию и реформам о проекте до начала его реализации. Комиссия может не согласовать проект и обязать инвестора приостановить либо обратить назад сделку или за предоставленное время «исправить ситуацию».

Требование к китайским инвесторам представлять в Национальную комиссию по развитию и реформам описание проекта и получать от нее письмо-подтверждение для закупок и участия в конкурентных торгах за рубежом от $300 млн отменяется.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подписки необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться