Как изменится порядок ведения налогового учета с 1 января 2012 г.?

Как изменится порядок ведения налогового учета с 1 января 2012 г.?

Эксперты 13 Янв 2012, 14:52

Федеральный закон от 21.11.11 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес изменения в НК РФ, затронувшие порядок ведения налогового учета в отношении НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

В основном поправки, внесенные Законом № 330-ФЗ в НК РФ, вступают в силу с 1 января 2012 г. Однако некоторые поправки в российское налоговое законодательство вступили в силу с 22 ноября 2011 г. и имели ретроспективную силу.

Налог на доходы физических лиц

Размер дохода зависит от количества детей, или изменение порядка применения стандартных налоговых вычетов. Согласно ранее действовавшим правилам размер стандартного налогового вычета на каждого ребенка составлял 1000 руб. и 2000 руб. на ребенка-инвалида (п.п. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Закон № 330-ФЗ внес в порядок предоставления данного вычета изменения, которые вступили в силу 22 ноября 2011 г. Измененный порядок в том числе распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (пп. 2, 3 ст. 5 Закона № 330-ФЗ).

С 1 января 2012 г. вычет на первого и второго ребенка составляет 1400 руб., на третьего и каждого последующего – 3000 руб. На каждого ребенка-инвалида вычет предоставляется в размере 3000 руб.

с 1 января 2012 г. будет отменен также ежемесячный стандартный вычет в размере 400 руб. Напомним, что данный вычет предоставлялся до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 40 000 руб. с начала налогового периода (п.п. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Пенсионеры смогут перенести имущественный налоговый вычет на предыдущие периоды. В соответствии с общими правилами, если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, облагаемой по налоговой ставке 13%, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. При этом остаток имущественного налогового вычета может быть перенесен на следующие налоговые периоды.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 330-ФЗ в п. 3 ст. 210 НК РФ (а также в п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ), с 1 января 2012 г. у налогоплательщиков – пенсионеров при отсутствии в налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 13%, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов может быть перенесена на предшествующие налоговые периоды.

Изменения в порядок налогообложения НДФЛ операций РЕПО

Ненадлежащее исполнение (неисполнение) сделки РЕПО

Поправки, внесенные Законом № 330-ФЗ в ст. 214.3 НК РФ, уточнили, что досрочное расторжение договора РЕПО приравнивается к ненадлежащему исполнению (неисполнению) второй части РЕПО в целях НДФЛ.

Однако теперь доходы от реализации (расходы по приобретению) ценных бумаг по первой части РЕПО должны учитываться на дату исполнения второй части РЕПО (установленную договором) или на дату досрочного расторжения договора РЕПО. Напомним, что ранее доходы от реализации (расходы по приобретению) ценных бумаг по первой части РЕПО должны были учитываться на дату исполнения первой части РЕПО.

При этом рыночная стоимость ценных бумаг должна рассчитываться на дату перехода права собственности на ценные бумаги при совершении первой части РЕПО.

Изменения, внесенные Законом № 330-ФЗ в НК РФ, также затронули порядок определения налоговой базы по НДФЛ по операциям РЕПО в случае ненадлежащего исполнения второй части РЕПО и использования сторонами сделки процедуры урегулирования взаимных требований.

В частности, налоговая база по операции РЕПО с 2012 г. должна определяться в следующем порядке.

Продавец по первой части РЕПО признает в целях налогообложения:

исполнение второй части РЕПО и учитывает для целей налогообложения доходы (расходы) в порядке, установленном п. 4 НК РФ; а также

доход (убыток) от реализации (купли-продажи) ценных бумаг, не выкупленных по второй части РЕПО. Доход (убыток) должен быть рассчитан на дату завершения процедуры урегулирования взаимных требований исходя из стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в согласованном сторонами операции РЕПО размере, определенной с учетом рыночной стоимости ценных бумаг на дату исполнения обязательств по второй части РЕПО.

Покупатель по первой части РЕПО признает в целях налогообложения:

исполнение второй части РЕПО и учитывает для целей налогообложения доходы (расходы) в порядке, установленном п. 5 НК РФ; а также

приобретение ценных бумаг, не проданных по второй части РЕПО. Расходы должны быть определены исходя из стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в согласованном сторонами операции РЕПО размере, определенной с учетом рыночной стоимости ценных бумаг на дату исполнения обязательств по второй части РЕПО.

Доходы (расходы) от операций купли-продажи ценных бумаг должны учитываться для целей налогообложения в порядке, установленном ст. 212 и 214.1 НК РФ, рыночная стоимость ценных бумаг должна определяться в соответствии с п. 4 ст. 212 НК РФ.

Открытие (закрытие) короткой позиции

В соответствии с новым порядком, предусмотренным п. 14 ст. 214.3 НК РФ, в случае открытия короткой позиции по ценным бумагам, по которым предусмотрено начисление процентного (купонного) дохода, налогоплательщик, открывший такую короткую позицию, признает процентный (купонный) расход, определяемый как:

сумма накопленного процентного (купонного) дохода на дату закрытия короткой позиции (включая суммы процентного (купонного) дохода, которые были выплачены эмитентом в период между датой открытия и датой закрытия короткой позиции);

минус

сумма накопленного процентного (купонного) дохода на дату открытия короткой позиции.

Порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО

Необходимо отметить, что Закон № 330-ФЗ в достаточной степени упростил порядок определения налоговой базы по НДФЛ по операциям РЕПО. Соответствующие поправки были, в частности, внесены в пп. 4, 5 и 6 ст. 214.3 НК РФ.

Во-первых, Законом № 330-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми доходы и (или) расходы в виде процентов по операциям РЕПО подлежат квалификации в качестве доходов и (или) расходов в виде процентов по займу, полученному и (или) предоставленному денежными средствами.

Во-вторых, скорректирован порядок признания убытка по операциям РЕПО (убытком признается превышение расходов над доходами по процентам по займам в рамках операций РЕПО).

В частности, убыток по операциям РЕПО принимается в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в соответствующей пропорции (порядок расчета которой указан в п. 6 ст. 214.3 НК РФ).

В дополнение отметим, что не вся сумма процентных расходов может быть учтена в целях определения налоговой базы по НДФЛ по операциям РЕПО. Законом № 330-ФЗ было внесено уточнение в п. 6 ст. 214.3 НК РФ, в соответствии с которым расходы в виде процентов по займам принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов по операциям РЕПО ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза (ранее – 1,1 раза), для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза (ранее – 9%) для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Особенности определения налоговой базы по НДФЛ по операциям РЕПО, осуществляемым третьими лицами

С 2012 г. налогоплательщики вправе учесть в составе налоговой базы по НДФЛ по операциям РЕПО расходы в виде биржевых, брокерских и депозитарных комиссий, связанных с совершением операций РЕПО (п. 6 ст. 214.3 НК РФ в ред. Закона № 330-ФЗ).

Напомним, что ранее у налогоплательщиков отсутствовала такая возможность, поскольку ст. 214.3 НК РФ прямо не предусматривала ее (письмо Минфина России от 18.10.11 г. № 03-04-06/4-272).

Налоговые ставки

В редакции ст. 214.3 НК РФ, действовавшей до 2012 г., было указано, что налогообложение доходов по операциям РЕПО должно осуществляться по налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ.

Законом № 330-ФЗ внесена поправка в указанную норму, в соответствии с которой налоговые ставки, установленные ст. 224 НК РФ и используемые в целях определения НДФЛ по операциям РЕПО, должны использоваться с учетом положений п. 25 ст. 217 НК РФ.

Налог на добавленную стоимость

Освобождение от обложения НДС услуг в сфере культуры и искусства. В соответствии с п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона № 330-ФЗ) освобождение от обложения НДС услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, распространялось только в отношении организаций, являющихся некоммерческими организациями.

В связи с вступлением Закона № 330-ФЗ в силу данная льгота теперь будет распространяться не только на некоммерческие организации, но и на иные организации, которые осуществляют деятельность в сфере культуры и искусства.

Указанная ранее поправка вступила в силу 22 ноября 2011 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2011 г. Возможность применения нового положения об обложении НДС услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства, была также подтверждена письмом Минфина России от 8.11.11 г. № 03-07-03/173, в соответствии с которым от обложения НДС освобождается реализация услуг, оказываемых кинотеатрами, являющимися как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2012 г. в НК РФ предусмотрен специальный порядок признания затрат по стандартизации (п.п. 2.1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Согласно новому п. 5 ст. 264 НК РФ, внесенному Законом № 330-ФЗ в ст. 264 НК РФ, к таким расходам будут относиться следующие расходы:

по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом Российской Федерации по стандартизации, а также

расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов.

Ранее ввиду отсутствия специальных норм Минфин России пояснил в письме от 28.04.10 г. № 03-03-05/97, что расходы на разработку национального стандарта могут быть единовременно учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Согласно новому п. 5.1 ст. 272 НК РФ указанные расходы учитываются в отчетном (налоговом) периоде, следующем за периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных или зарегистрированы в качестве региональных.

Иные изменения, внесенные Законом № 330-ФЗ в российское налоговое законодательство

Налог на добавленную стоимость. С 1 января 2012 г. транспортировка нефти и нефтепродуктов, помещенных под процедуру таможенного транзита или вывозимых на территорию Таможенного союза, облагается НДС по нулевой ставке (п.п. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Данная поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

С 1 января 2012 г. арендаторы имущества, арендодателями которого являются казенные учреждения, не признаются налоговыми агентами по НДС в отношении арендных платежей (п. 3 ст. 161 НК РФ).

С 1 января 2012 г. нет необходимости представлять в налоговые органы копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации при вывозе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации (ст. 165 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц. Компенсации затрат работников на уплату процентов по займам на покупку жилья не подлежат обложению НДФЛ и в 2012 г.

С 1 января 2012 г. не подлежат обложению НДФЛ компенсации, выплаченные работодателем уволенному работнику только в том случае, если компенсация выплачивается в пределах 3-кратного размера среднего месячного заработка (или 6-кратного размера среднего месячного заработка для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) (п. 3 ст. 217 НК РФ).

С 1 января 2012 г. единовременная материальная помощь, выплачиваемая физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, а также физическим лицам – членам семей лиц, погибших в результате таких событий, не облагается НДФЛ независимо от цели предоставления денежных средств (абзац второй п. 8 ст. 217 НК РФ).

С 1 января 2011 г. негосударственные пенсионные фонды не должны удерживать НДФЛ при выплате правопреемникам умершего застрахованного лица его пенсионных накоплений (п. 48 ст. 217 НК РФ).

Налог на прибыль организаций. Компенсации затрат работников на уплату процентов по займам на покупку жилья можно будет учитывать в расходах и в 2012 году.

Сергей Фоевцов,

налоговый эксперт

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться