Какие изменения произошли в Налоговом кодексе РФ. Часть 1

Какие изменения произошли в Налоговом кодексе РФ. Часть 1

Уже не первый год законодатели глобальные изменения по налогам вносят летом. Что, конечно же, хорошо.
Эксперты / 01 Сен 2018, 10:10
Какие изменения произошли в Налоговом кодексе РФ. Часть 1

У налогоплательщика больше времени, чтобы их изучить и подготовится к ним. Ведь большинство изменений в НК РФ, в особенности ухудшающие положение налогоплательщика, вступают в силу после истечения одного месяца с даты их опубликования, но не ранее нового налогового периода по соответствующему налогу.

И это лето не обошлось без таких изменений. Самим громким изменением, пожалуй, стало увеличение ставки НДС до 20%. Ведь последний раз ставка НДС 20% была почти 15 лет назад. Это шаг однозначно увеличит инфляцию. Ведь уже многие поставщики задумываются об увеличении стоимости своих товаров, работ, услуг в связи с увеличением ставки НДС. ЖКХ уже запросило разрешение на увеличение тарифов на коммунальные услуги по причине предстоящего увеличения ставки НДС.

Но не все изменения такие негативные. Много и позитивных изменений для налогоплательщика. Работодателям больше не надо беспокоиться об увеличении ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. 

Результаты мероприятий по налоговому контролю станут более доступны налогоплательщику, ранее представленные документы можно в налоговый орган повторно не представлять, увеличен срок представления документов по требованию налогового органа по конкретным сделкам, сокращен срок камеральной проверки декларации по НДС. Для физических лиц, например, увеличились льготы по имущественным налогам, снизились ставки для некоторых видов объектов.

Об этих и других изменения более подробно расскажем в этой статье.

НДС: снова 20%?

Государство ищет дополнительные источники дохода в бюджет. Как тут не вспомнить старый добрый НДС. Ведь до 1.01.2004 он уже был 20%. Текущие 18% были введены с 1.01.2004 Федеральным законом от 7.07.2003 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

И вот снова его повысили до 20%. Такие изменения введены в п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) пп. в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 3.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Также поправлены другие статьи, где упоминается ставка 18%: заменено на 20%.

В связи с увеличением общей ставки НДС до 20% изменена и расчетная ставка НДС: с 15,25 на 16,67%.

Изменения вступают в силу с 1.01.2019 и применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с указанной даты.

ОПС: ставка 22% навсегда?

В целях повышения благосостояния пенсионеров и, что уж скрывать, закрытии дыры в бюджете пенсионного фонда, предполагалось повысить ставку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) до 26%. Такая ставка была установлена в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ). 

Но предполагалось, что с 2010 по 2014 год действует переходный период: ставка 20% в 2010 году, а далее 22% (ст. 57, 58.2 Закона № 212-ФЗ). Переходный период все увеличивался, и на момент утраты силы Закона № 212-ФЗ предполагалось, что переходный период завершится в 2018 году.

Такие же ставки были перенесены в гл. 34 НК РФ, которая начала действовать с 1.01.2017: в ст. 425 общие ставки, в ст. 426 переходные ставки на 2017–2018 годы. Но применение переходных ставок каждый год продлевалось: Федеральный закон от 28.12.2016 № 475-ФЗ перенес дату окончания действия переходных ставок с 2018 на 2019 год, Федеральный закон от 27.11.2017 № 361-ФЗ с 2019 на 2020 год.

И вот, наконец, решили не повышать нагрузку на бизнес, и сохранить ставку 22% бессрочно. В связи с чем внесены изменения в ст. 425 НК РФ, где ставка 26% заменена на 22%. А ст. 426 НК РФ, утвердившая ставки на ОПС на переходные периоды, признана утратившей силу. Такие изменения внес все тот же Закон № 303-ФЗ.

Изменения вступают в силу с 1.01.2019, согласно п. 3 ст. 5 Закона № 303-ФЗ.

Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральным законом от3.08.2018 № 306-ФЗ.

Кроме того, Закон № 303-ФЗ продлил действие льготных ставок 20% на взносы на ОПС и 0% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2019–2024 годы для следующих организаций:

▪          для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);

▪          для благотворительных организаций, применяющих УСН.

▪          Эти изменения вступили в силу с 3.08.2018.

Изменения по НДС

Действие ставки 0% по НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в Крым и в г. Севастополь продлены до 2025 года. Такие изменения внесены ст. 2 Закона № 303-ФЗ в ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 4.06.2014 № 151-ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации».

Продлено действие ставки 0% по НДС до 2025 года по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в Калининградскую область. Действие данной нормы распространено на внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа на территории Дальневосточного федерального округа. При этом ставка 0% применяется как по воздушным перевозкам внутри ДФО, так и в сообщениях с другими регионами РФ. Это следует из пп. а п. 3 ст. 1, п. 5 ст. 4 Закона № 303-ФЗ. Изменения применяются с 1.10.2018, то есть с начала налогового периода по НДС (п. 2 ст. 5 Закона № 303-ФЗ).

Требование о восстановлении суммы НДС по товарам, работам, услугам при получении субсидии в порядке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, действовавшего до дня вступления в силу Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, применяются в отношении товаров, работ, услуг, в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, приобретенных:

1) организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов бюджетной системы РФ;

2) налогоплательщиками – сельскохозяйственными производителями за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 из бюджетов бюджетной системы РФ;

3) организациями – производителями за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

4) организациями – концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автодорог, за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов субъектов РФ на основании концессионных соглашений, заключенных до 1.01.2018. Изменения вступили в силу с 3.08.2018.

Налог на имущество организаций и физических лиц

Как правило, изменение кадастровой стоимости недвижимости не учитывается при расчете налога на имущество организаций за текущий и прошлые налоговые период. Но есть исключения. Федеральный закон от 3.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в ст. 52 ч. 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации» уточнил порядок учета при расчете налога на имущество организаций изменений кадастровой стоимости недвижимости.

Так, изменения качественных и (или) количественных характеристик недвижимости учитывается при расчете налога на имущество организаций со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в новой редакции). В этом случае расчет налога и авансовых платежей производится с учетом коэффициента, рассчитываемого аналогично п. 5 ст. 382 НК РФ. 

При этом если право собственности на недвижимость возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. А если право собственности на недвижимость возникло после 15-го числа или его прекращение произошло до 15-го числа месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) права не учитывается при определении коэффициента.

Если изменение кадастровой стоимости недвижимости связано с исправлением технической ошибки в ЕГРН, то сведения, внесенные в ЕГРН, учитываются при расчете налога на имущество организаций, начиная с той даты, с которой применялись для расчета этого налога сведения об изменяемой кадастровой стоимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в новой редакции). В аналогичном порядке учитываются изменения кадастровой стоимости недвижимости в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок.

Если изменения кадастровой стоимости недвижимости связано с установлением его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда, то новые сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при расчете налога на имущество организаций, начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости (абз. 4 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в новой редакции)Указанные изменения вступают в силу с 11.01.2019.

Новый порядок применяется только к изменениям кадастровой стоимости, основания для изменения которых возникли с 1.01.2019 года (п. 5 ст. 3 Закона № 334-ФЗ). Также Закон № 334-ФЗ изменил порядок учета кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога на имущество физических лиц. Изменения аналогичны изменениям по земельному налогу (п. 6 ст. 2 Закона № 334-ФЗ).

Закон № 334-ФЗ внес изменения в перечень льготных категории лиц, которые не платят налог на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения. В такой перечень включены дети-инвалиды (пп. 3 п. 1 ст. 407 НК РФ). Это изменение распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1.01.2015.

Указанная льгота распространяется на части квартиры или части жилого дома. Изменения распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1.01.2017. Благодаря Закону № 334-ФЗ на часть жилого дома распространяется необлагаемый налогом на имущество физических лиц вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м (п. 3 ст. 403 НК РФ). Необлагаемый налогом вычет в размере кадастровой стоимости 10 кв. м распространен на часть квартиры (п. 4 ст. 403 НК РФ). 

До внесений изменений необлагаемый налогом вычет применялся только в отношении квартир и комнат. Кроме того, часть жилого дома или часть квартиры стали облагаться по ставке 0,1%. Эта ставка также распространена на гаражи и машино-место, расположенные в административно-деловых центрах, в офисных зданиях. Ранее в отношении таких гаражей и машино-мест применялась ставка 2%. 

Изменения распространяются на Изменился переходный период по налогу на имущество физических лиц, в течение которого налог с кадастровой стоимости недвижимости рассчитывается с учетом понижающих коэффициентов по специальной формуле. Этот срок с 4 лет сокращен до 3 (п. 8 ст. 408 НК РФ). Таким образом, с 4 года перехода налог рассчитывается без применения понижающих коэффициентов.

Кроме того, начиная с 3 налогового периода применения кадастровой стоимости, но не ранее 2017 года, налог, рассчитанный из кадастровой стоимости недвижимости за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1, сравнивается с налогом, исчисленным исходя из кадастровой стоимости объекта за текущий год без применения указанного коэффициента. Если сумма налога с коэффициентом будет больше, то ее и нужно платить. При таком расчете учитываются особенности расчета налога в отношении объектов, находящихся в общей собственности, и время нахождения объекта в собственности в текущем году.

Земельный налог

С 1.01.2019 налоговая база по земельному налогу рассчитывается по каждому земельному участку как его кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Как правило, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года не учитывается при расчете земельного налога. Однако если изменение кадастровой стоимости происходит по причине изменения качественных или количественных характеристик земельного участка, то такие изменения учитывается при расчете налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений. (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Если исправляется техническая ошибка, то изменения кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при расчете земельного налога, начиная с даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость изменилась по причине установления рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда, то новые сведения, внесенные в ЕГРН, учитываются при расчете земельного налога, начиная с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости. Новый порядок применяется только, если основания для изменения возникли с 1.01.2019 (п. 5 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).

Кроме того, Закон № 334-ФЗ дополнил перечень лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном или бессрочном пользовании, или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ). К таким лицам отнесены дети-инвалиды. Изменения вступили в силу с 3.08.2018, но распространяются на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога с 1.01.2015 (п. 4 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).

Также уточнили порядок расчета земельного налога с 1.01.2019 при изменении качественные и (или) количественные характеристики земельных участков. Если в течение года изменяются качественные и (или) количественные характеристики участков, то земельный налог рассчитывается с учетом коэффициента, который рассчитывается так же как при возникновении или прекращении права собственности на земельный участок в течение года (п. 7.1 ст. 396 НК РФ). 

При этом если право собственности на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекратилось после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. А если же право собственности возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.

А еще с 1.01.2019 земельный налог в отношении полученного по наследству земельного участка исчисляется с дня открытия наследства. Сейчас налог на такой земельный участок исчисляется с месяца открытия наследства.

Консолидированная группа налогоплательщиков

Для создания консолидированной группы налогоплательщиков организация – сторона договора должна удовлетворять определенным в п. 3 ст. 25.2 НК РФ условия. В числе прочего есть требование к размеру чистых активов. Размер чистых активов по данным бухгалтерской отчетности организации на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации такого договора, должна превышать размер ее уставного капитала.

Теперь уточнили, что если на момент представления договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков срок составления бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату еще не наступил, то при расчете используется бухгалтерская отчетность, составленная на предшествующую отчетную дату. Такие изменения внес Федеральный закон от 3.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 302-ФЗ).

Кроме того, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков добавили еще одну обязанность (пп. 9 п. 3 ст. 25.5 НК РФ). Такой участник должен представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о прогнозируемых поступлениях от консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ:

▪          в текущем финансовом году;

▪          на очередной финансовый год;

▪          на плановый период;

▪          о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций.

Правда, информация представляется только по требованию налогового органа. Срок составляет до 30 календарных дней со дня получения требования налогового органа.

Изменения вступают с 3.09.2018.

Кроме того, с 3.09.2018 договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в такие договора в связи с присоединением к такой группе новых организаций, или с добровольным выходом участника, или с продлением срока такого договора, не подлежат регистрации в налоговых органах (п. 1 ст. 3 Закона № 302-ФЗ). Данная норма не распространяется на случаи реорганизации участников такой группы, а также на случаи выхода участника по причине не соответствия условиям, предусмотренным ст. 25.2 НК РФ.

Зарегистрированные до 3.09.2018 такие договора считаются незарегистрированными, о чем налоговый орган обязан уведомить ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков до 1.03.2019. При этом такие договора действуют до даты окончания срока их действия, но не позднее 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, начинающегося в 2023 году. При этом сохраняются права и обязанности, установленные ст. 25.5 НК РФ для организаций при их выходе из состава консолидированной группы налогоплательщиков (п. 3 ст. 3 Закона № 302-ФЗ).

Положение о не регистрации договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков не применяются при регистрации налоговым органом изменений в такие договора, предусматривающих присоединение к этой группе новой организации, которая одновременно удовлетворяет всем следующим условиям (п. 2 ст. 3 Закона № 302-ФЗ):

1) в такой организации совокупная доля участия организаций – собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет более 50%;

2) такая организация заключила в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития «Свободный» соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

3) условиями вышеназванного соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития предусмотрено осуществление такой организацией капитальных вложений в объеме не менее 100 млрд руб. за период с 2015 по 2025 год.

Налоговые проверки и контроль

Сокращен срок камеральной проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев (п. 4 ст. 1 Закона № 302-ФЗ). Однако если налоговый орган в ходе проверки декларации по НДС обнаружит признаки, указывающие на возможное нарушение закона о налогах и сборах, то срок камеральной проверки может быть продлен до 3 месяцев. Дата отчитывается со дня представления декларации по НДС.

Норма не распространяется на иностранные организации, оказывающие в электронной форме услуги населению, предусмотренные п. 1 ст. 174.2 НК РФ. Для таких организаций сохраняется шестимесячный срок камеральной проверки декларации по НДС. Изменения вступают в силу с 3.09.2019 и распространяются на декларации по НДС, представленных с 4.09.2018 (п. 4 ст. 4 Закона № 302-ФЗ).

Закон № 302-ФЗ ограничил предмет проверки при повторной выездной проверке (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). С 3.09.2018 инспекторы могут проверить только правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, которые привели к уменьшению ранее исчисленной суммы налога либо к увеличению убытка. Ранее было ограничение лишь по проверяемому периоду.

С 3.09.2018 налоговые инспекторы обязаны выдавать свидетелю копию протокола допроса лично под роспись (п. 6 ст. 90 НК РФ). Об отказе свидетеля от получения копии протокола делается пометка в самом протоколе.

C этой же даты в налоговый орган можно не представлять документы и информацию, ранее представленные по любым основаниям. Для этого налоговый орган надо уведомить, что истребуемые документы или информация были представлены ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ).

В некоторых случаях все же придется повторно представлять документ. Это случаи:

- представляемые ранее подлинники, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;

- документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

С 3.09.2018 увеличился срок представления информации или документов, истребованных налоговыми органами по конкретные сделки: с 5 до 10 рабочих дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В этот же срок подается уведомление, что налогоплательщик не располагает истребуемыми документами или информацией, либо о необходимости дополнительного времени на ее представление.

Кроме того, с 3.09.2018 по итогам дополнительных проверок обязательно оформляется дополнение к акту налоговой проверки (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). В нем указываются дополнительные доказательства, подтверждающие факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения по устранению нарушений. Дополнение к акту налоговой проверки нужно составить в течение 15 дней со дня окончания проверки. 

Налогоплательщику данный документ вручается в течение 5 дней с даты этого дополнения. Документы, представленные самим налогоплательщиком, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются. В случае уклонения налогоплательщика от получения такого дополнения к акту налоговой проверки этот факт отражается в дополнении к акту, а само дополнение к акту направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации либо обособленного подразделения, или месту жительства физического лица и считается полученным на 6 день с даты отправки заказного письма. 

На возражения на дополнение к акту налоговой проверки налогоплательщику отводится 15 дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). Эти правила действуют в отношении проверок, завершенных после 3.09.2018.

В закон № 302-ФЗ также внесены изменения по контролируемым сделкам. Больше нет критерия суммы дохода в сделках между налоговыми резидентами РФ: порог свыше 1 млрд руб. исключен (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Применение ставки 0% по налогу на прибыль больше не является критерием контролируемости сделки, впрочем, как и тот факт, что одна их сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, а также участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%.

Кроме того, увеличены пороги доходов по сделкам для признаний их контролируемыми:

▪          сделки, предусмотренные п. 1 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.;

▪          сделки между налоговыми резидентами признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

НДС с предоплаты

С 1.10.2018 урегулируют вопрос уплаты НДС с предоплаты за имущественные права. При получении аванса в счет предстоящей передачи имущественных прав, предусмотренных абз. 2 п. 1 и п. 2–4 ст. 155 НК РФ, налоговая база определяется как разница между суммой аванса, полученной в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав.

При этом сумма расходов учитывается не вся, а только пропорционально полученной налогоплательщиком доли аванса (п. 1 ст. 154 НК РФ). Этот НДС можно принять к вычету.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться