Перспективы развития китайского туризма в России

Перспективы развития китайского туризма в России

Туризм является стабильно развивающейся областью экономики. Доходы от этой индустрии способствуют социально-экономическому развитию многих регионов и государств мира. Туризм является важной частью в формировании валового внутреннего продукта (ВВП). Отрасль способствует занятости населения, влияет на транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство и др.
Эксперты / Екатерина Шестакова 14 Окт 2018, 10:00
Перспективы развития китайского туризма в России

Прогнозы ЮНВТО «Туризм: перспективы 2030», а также статистические данные «Барометра международного туризма ЮНВТО» указывают на высокие темпы развития международного туризма в странах региона Северо-Восточной и Южной Азии, опережающие показатели Евросоюза и Северной Америки. Кроме того, по данным ЮНВТО, туристические расходы граждан Китая за рубежом увеличились в 2016 году на 12%. Все это делает китайского туриста наиболее желанным во всем мире, в том числе и в России.

Китайские туристы занимают первое место в мире по выезду за рубеж. Российская Федерация входит в топ‑10 стран, привлекающих гостей из КНР, но лишь 1% реально посещают нашу страну.

Официальные данные говорят, что в 2015–2017 годах произошло увеличение притока китайских туристов. Но этому поспособствовал кризис 2014 года и падение цен. А также наша страна является наиболее безопасной из всех европейских стран.

В 2010 году Россию посетили 158 тыс. китайцев, а в 2017 году – уже 1,5 млн. Стоит отметить, что статистика из различных источников отличается. Наиболее достоверной (по данным туристической ассоциации «Мир без границ») являются 944 тыс. человек (въехали по безвизовому обмену). В течение пяти лет турпоток вырос в 2,5 раза (с 372 тыс. в 2013 году до 944 тыс. в 2017-м). Только в Иркутскую область (по данным Агентства по туризму Иркутской области) в 2017 году прибыли почти 138 тыс. китайских туристов (64% от общего количества иностранных туристов).

На территорию России в 2016 году въехало около 1,3 млн туристов из Китая (20% от общего международного въездного турпотока в РФ), в 2015-м – 1,1 млн а в 2014-м – 874 тыс. (по данными Федеральной службы государственной статистики). 

В РФ из КНР приезжают в основном люди среднего класса, причем женщин больше – 63%, в том числе в возрасте за 50 лет – 45%, и молодые туристы до 30 лет. Ездят китайцы группами (по соглашению о безвизовых поездках), оформляя поездку официально, через китайские турфирмы.

Есть и вип-туристы из Китая, однако они составляют всего 10% от общего числа. Обычно это мужчины среднего возраста, увлекающиеся конным спортом и коневодством, яхтингом и арт-турами.

Необходимо отметить, что в 2016 году вклад туристической отрасли в ВВП Российской Федерации составил 3,5% (по данным члена Совета Федерации РФ Игоря Фомина).

Если говорить о валовой добавленной стоимости туристических услуг, то, согласно статистике, они растут. Стоит отметить, что потенциал нашего Отечества в данной области огромен: культурные и исторические ценности, географические прелести. При этом доля туристической индустрии в ВВП недостаточна.

Поэтому очень важно развивать туризм в тех направлениях, которые потенциально востребованы. Например, китайских туристов интересует прошлое советское наследие, например, такие места, как Мавзолей в Москве на Красной площади, село Шушенское, очень привлекательным они считают озеро Байкал, Москву и Санкт-Петербург. Заманчивыми для них является дворцовая и парковая архитектура. Потенциалом обладают информационные туры для представителей китайского бизнеса.

Валовая добавленная стоимость туристской индустрии (в основных ценах, млрд руб.)

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1533,1

1778,5

2052,4

2305,6

2450,0

2604,7

 

Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации (в текущих ценах, в процентах)

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2,9

3,2

3,2

3,3

3,3

3,4


Проблемы развития туризма

Российский туризм традиционно имеет целый ряд сложностей. Первая проблема связана с номерным фондом, наличием доступных услуг и сервиса для туристов. В некоторых субъектах Федерации практически нет баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха.

Также существует проблема проездного туризма, когда туристы направляются в другую юрисдикцию. Многие путешественники следуют транзитом через Россию. Стоит учесть эту особенность и повернуть ситуацию в свою сторону – можно организовать комбинированные туры (посещение России и Европы). Но для этого необходимы дешевые гостиницы, дешевые средства передвижения.

Одной из проблем является отсутствие специализированных ресторанов с китайской кухней, ведь туристы из Поднебесной очень привязаны к национальной еде. Они хотят отдыхать с комфортом, тратить деньги на рестораны.

Был проведен опрос, из которого можно понять, что гости из КНР оплачивают товары и услуги банковскими картами платежной системы China UnionPay и не хотят от этого отказываться, также оплата товаров и услуг происходит через WeChat (мобильное приложение, которое позволяет по QR-коду за секунду перевести деньги с одного банковского счета, привязанного к WeChat-аккаунту, на другой); важным для китайских путешественников также является наличие бесплатного Wi-Fi, путеводителей на китайском языке и персонала, владеющего китайским языком. Они хотят видеть приветливость гидов, сотрудников отелей и официантов, им необходимо удобство гостиничных номеров. Они обращают внимание на комфортность кроватей, наличие чайников и тапочек в номерах и даже на скорость лифтов.

Наибольшей популярностью обладают маршруты с посещением Санкт-Петербурга и Москвы и приграничные поездки (370 тыс. туристов, произошло увеличение на 14% по сравнению с предыдущим годом). Также рост наблюдается в Новосибирской и Иркутской областях, где китайские гости хотят видеть озеро Байкал, Северное сияние, Арктику, ледокольные туры.

Рост китайского туризма

Эксперты надеются на рост доходов от китайского туризма. С этой целью они способствуют расширению сфер услуг и предложений конкретно для китайской аудитории, продвижению новых маршрутов, развитию шопинг-туризма.

Очень важно развивать отдельные, еще не развитые виды туров, например, бизнес-туры для вип-клиентов, которые позволяют познакомиться с российским бизнесом, а также получить вип-обслуживание.

Отдельно стоит отметить внедрение в туротрасль системы тax free – возврат налога на добавленную стоимость с покупок, заработала в РФ с 2018 года, которая будет способствовать увеличению покупок, и программы China Friendly, целью которой является обеспечение комфортного отдыха туристов из Поднебесной – например, размещения в отелях и общественно-культурных местах информации на китайском языке, предоставление услуг профессионального переводчика. В данное время стартуют определенные проекты на Дальнем Востоке: «Горный воздух» под Южно-Сахалинском, на Камчатке, в Амуро-Хинганской ТОР в Еврейской автономной области. А также повсюду появляются таблички на китайском языке.

Также в РФ планируют уменьшить минимальное число туристов в составе туристской группы из КНР. Известно, что более 70% туристов из КНР приезжают в Россию по безвизовому каналу. Для упрощения въезда на территорию России и привлечения большего турпотока из Китая в страну предлагается снизить минимальный состав группы до 3 человек. На данный момент, согласно Межправительственному соглашению о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года количество туристов в группе не должно быть меньше 5 человек. В дополнение к этому Федеральное агентство по туризму предлагает увеличить время безвизового пребывания туристов из Китая в России до 21 суток вместо 15. [4]

Все эти действия направлены на увеличение потока китайских туристов в РФ и доходов от них. Но в реальности зарабатывают китайские туроператоры, в России же доходы от китайского туризма пока получают лишь в супермаркетах, гостиницах и транспортных компаниях. С другой стороны, есть и негативные последствия от увеличения потока туристов из КНР: происходит колоссальная нагрузка на экологию страны, на транспортную и гостиничную отрасли.

Стоит более подробно ознакомиться с «китайским туризмом».

Рассмотрим экономику въездного китайского туризма.

Пример: среднестатистический тур из КНР в РФ. Средняя стоимость поездки на 7–9 дней составляет 5–8 тыс. юаней (45–70 тыс. рублей). Сюда входят расходы на транспорт, гостиницу, питание в формате «шведский стол» и услуги китайского гида (по межправительственному соглашению в безвизовых группах допускается наличие только одного руководителя из числа граждан КНР). Все это оплачивается на территории Китая.

Российская турфирма в данной схеме нужна лишь для того, чтобы выслать бланк приглашения для китайской группы. Квалифицированные специалисты из числа российских гидов в этой схеме также не нужны. Хотя на некоторых туристических объектах китайская группа теперь обязана нанимать гида, имеющего соответствующий сертификат. В РФ китайские туристы приезжают, имея на карманные расходы и покупку сувениров в среднем около 2–3 тыс. юаней.

Был проведен опрос, где китайские туристы рассказали, что «психологически важной отметкой», в которую должна обойтись поездка в Россию, является сумма 10 тыс. юаней на человека.

Китайские туроператоры скупают места в российских гостиницах в начале сезона блоками, с большими скидками, таким образом, стоимость проживания одного китайского туриста в трехзвездочной гостинице во Владивостоке для них в среднем стоит примерно 1 тыс. руб., хотя средняя стандартная цена 5 тыс. рублей.

Также обстоят дела и с ресторанами, и с сувенирами – все это контролирует китайский бизнес. Шведский стол предлагается из расчета 150 рубл. на человека. В специализированных магазинах (открываются под сотрудничество с конкретной турфирмой) продают сувениры и ювелирные изделия (средняя маржа – 200–300%). Спросом пользуются простенькие поделки из «янтаря» и недорогие золотые украшения: кулоны, цепочки, кольца. Часто покупается несколько штук одного и того же изделия (для подарков).

Другие траты составляют покупки в супермаркетах, массажные салоны, стриптиз и т. д. (но они никого особо не интересуют, потому что являются незначительными).

Китайские туристы деньги в российских банках не обналичивают – для этого существуют подпольные терминалы китайских банков, а также используются услуги хавала на этнических рынках («Садовод» в Москве, рынок на Спортивной во Владивостоке). Представитель такого «народного банка», получив уведомление о переводе денег на его счет в Китае, выдает клиенту нужную сумму в рублях за вычетом своего небольшого процента.

В результате государственная казна лишается выплат по налогам, которые не учитываются контролирующими органами и через российские банки не проходят, и российской экономике от китайского туризма практически ничего не достается. И все это происходит легально, китайские турфирмы находят лазейки в российском законодательстве, сотрудничают с коррумпированными чиновниками и готовыми работать на таких условиях местными компаниями. Стоит отметить, что китайский туристический бизнес так действует в любой стране мира.

Важной проблемой является мнение, что благодаря увеличению числа китайских туристов возможно оживить национальную российскую экономику, исходя из этого делаются официальные заявления и предпринимаются конкретные действия. На самом деле, необходимо развивать не китайский туризм, а туризм в целом.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что в настоящее время доход от китайского туризма в России является незначительным. Но, для того чтобы изменить ситуацию, необходимо отменить визовый режим с Китаем. Тогда туристы смогут самостоятельно, а не группой, приезжать в нашу страну и выбирать наиболее интересные для себя маршруты и места и, соответственно, тратить деньги там, где им захочется, а не куда их отведет гид.

Необходимо проработать проблемы неразвитой инфраструктуры, неграмотного продвижения туристического продукта, недостаточности проводимых мероприятий по привлечению и принятию китайских туристов в РФ. Также мерами, которые способны стимулировать развитие китайского туризма, являются: развитие транспортного сообщения между странами; съемка фильмов и программ о России (для осведомленности о России в Китае), совместное кинопроизводство; использование интернет-ресурсов для популяризации туристического ресурса нашей страны.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться