Как избежать проблем и потери бизнеса

Как избежать проблем и потери бизнеса

Сегодня многие компании испытывают финансовые трудности, но, если их не заметить сразу, они могут накапливаться, как «снежный ком», и привести к потере бизнеса. Жизнь не стоит на месте, поэтому недостаточно посмотреть на финансовые проблемы компании исключительно в разрезе показателей финансовой отчетности, проведя горизонтальный и вертикальный анализ. Важно использовать современные критерии оценки финансовых проблем, которые содержатся в чек-листах.
Эксперты / Екатерина Шестакова 20 Окт 2018, 12:00
Как избежать проблем и потери бизнеса

Посмотрим на основные проблемы и приведем примеры отчетности предприятий аптечной отрасли.

Проблема 1 – дефицит денежных средств.

Конечно, многим нужны деньги, и для компании также очень важно обладать достаточными денежными средствами.

Дефицит денежных средств – низкая платежеспособность. Экономическая суть проблемы состоит в том, что у организации в ближайшее время может не хватить, или уже не хватает, средств для своевременного погашения обязательств.

Индикаторами низкой платежеспособности являются показатели ликвидности ниже нормативного уровня, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями, что угрожает увеличению кредитов, возникающих вследствие «латания» этих финансовых дыр.

Дефицит денежных средств можно увидеть сразу в разделе баланса. Естественно, необходимо сопоставлять денежные средства в динамике. Приведем в качестве примера АО «Столичные аптеки». Можно увидеть, что денежные средства уменьшаются, одновременно уменьшаются и запасы.

II Оборотные активы

 

2014

 

2015

 

2016

Запасы

1210

361 285 000

5,6%

381 541 000

-59,5%

154 659 000

Налог на добавленную стоимость по преобретенным ценностям

1220

7 884 000

-43,9%

4 419 000

82,3%

8 057 000

Дебиторская задолженность

1230

132 539 000

-44,4%

73 633 000

-41,6%

43 028 000

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

1240

54 000

-100%

0

 

0

Денежные стредства и денежные эквиваленты

1250

328 372 000

-72,6%

90 045 000

-79,5%

18 453 000

Прочие оборотные активы

1260

2 264 000

-15,4%

1 915 000

353,8%

8 690 000


Проведем также сравнение денежных средств с другой аптечной сетью – ООО «Аптечная сеть ОЗ».

II Оборотные активы

 

2014

 

2015

 

2016

Запасы

1210

745 199 000

-11,5%

659 647 000

54,4%

1 018 290 000

Налог на добавленную стоимость по преобретенным ценностям

1220

2 083 000

-19,3%

1 681 000

152%

4 236 000

Дебиторская задолженность

1230

167 214 000

36,9%

228 843 000

47,5%

337 599 000

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

1240

0

 

0

100%

183 100 000

Денежные стредства и денежные эквиваленты

1250

69 925 000

6,7%

74 622 000

52,9%

114 113 000

Прочие оборотные активы

1260

993 000

-16,9%

825 000

53,9%

1 270 000

Итого по разделу II

1200

985 414 000

-2%

965 618 000

71,8%

1 658  608  000

Если сравнивать две сети, то, безусловно, вторая компания имеет более устойчивое финансовое положение.

Проблема 2 – убытки в отчетности в течение нескольких лет.

Налоговики могут заинтересоваться деятельностью, если в течение нескольких лет в налоговой или бухгалтерской отчетности отражается убыток. Проверяют даже тех налогоплательщиков, наличие убытков у которых обоснованно (лизинговые компании в первые годы деятельности).

Под убытком следует понимать именно превышение расходов над полученными доходами, а не убытки прошлых лет, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу.

Убытки можно найти в отчете о финансовом результате.

Проблема 3 – недостаточная отдача вложений.

Недостаточное удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность на практике означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации – негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из предприятия.

II Оборотные активы

 

2014

 

2015

 

2016

Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

2510

0

 

0

 

0

Результат от прочих операций,Ю не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

2520

0

 

0

 

0

Совокупный финансовый результат периода

2500

-279 624 000

-17,7%

-329 207 000

-85,6%

-611 127 000

 

Естественно, мы можем найти вышеуказанные данные в разрезе нераспределенной прибыли, доходов и чистой прибыли (табл. Бухгалтерский баланс).

Для собственника же предприятия очень важно получить чистую прибыль и распределить ее в виде выплаченных дивидендов. Низкая отдача средств и значительные убытки не позволяют этого сделать.

Проблема 4 – низкая ликвидность.

Ликвидность – это степень покрытия обязательств активами фирмы. Последние делятся на группы в зависимости от срока превращения в денежные средства.

По данному показателю оценивается:

▪          способность фирмы быстро реагировать на финансовые проблемы;

▪          умение увеличивать активы с ростом объемов продаж;

▪          возможность возвращать долги.

Одна из причин сокращения коэффициента общей ликвидности заключается в том, что предприятие может увлечься капитальными вложениями в строительство новых цехов, приобретением нового оборудования – то есть осуществлять приобретения, которые ему в некоторый момент недоступны. Капитальные затраты, которые превышают прибыль предприятия, требуют привлечения дополнительных заемных средств, опережающее увеличение которых приводит к уменьшению показателей ликвидности.

С финансированием затрат на приобретение основных фондов связана еще одна причина снижения коэффициента ликвидности. Правила финансового менеджмента просты и логичны: долгосрочные кредиты должны привлекаться на финансирование капитальных затрат, краткосрочные – на финансирование оборотного капитала. Таким образом, для сохранения приемлемой ликвидности величина капитальных затрат не должна превышать сумму полученной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов.

В реальности строить, модернизировать необходимо почти каждому предприятию, а получать долгосрочные кредиты получается далеко не каждому. Приходится искать выход – привлекать краткосрочные кредиты на финансирование капитальных затрат, что приводит к снижению показателей ликвидности.

Таким образом, в большинстве случаев причиной снижения коэффициента ликвидности является то, что предприятие получило недостаточную прибыль или, что еще хуже, – убыток, или потратило на текущую деятельность средств больше, чем смогло заработать.

Способность субъекта хозяйствования погашать краткосрочные обязательства за счет всех активов показывает коэффициент текущей ликвидности, который можно рассчитать по формуле.

Формула по балансу (номера строк): 

Ктл = (1200 – 1230 – 1220) / (1500 – 1550 – 1530).


Приведем пример расчета для аптеки ООО «Аптека «Поволжье»:

(217 146 000 – 82 714 000)/ 197 146 000 = 0,68

 

Таким образом, проблем с капитализацией у данной аптеки не наблюдается.

Проблема 5 – недостаточная капитализация.

Даже крупные группы компаний сталкиваются с проблемой недостаточной капитализации. Для ее определения рассчитывают коэффициент капитализации –коэффициент соотношения привлеченных (заемных) и собственных средств (источников). Он представляет собой отношение всего привлеченного капитала к собственному.

Этот коэффициент дает представление о том, каких источников средств у организации больше – привлеченных (заемных) или собственных. Чем больше данный коэффициент превышает единицу, тем больше зависимость организации от заемных источников средств. Критическое значение данного показателя составляет 0,7: если коэффициент превышает эту величину, то финансовая устойчивость организации представляется сомнительной. 

Коэффициент капитализации рассчитывается по балансу следующим образом:

стр. 1400+стр. 1500/стр. 1300.

 

Коэффициент
капитализации равен
(30 351 000 + 197 146 000) / 50 132 000 = 4,54.

Таким образом, проблем с капитализацией у данной аптеки не наблюдается.

Конечно, возможно проводить анализ основных показателей, но сегодня на смену традиционному подходу, основанному на финансовом анализе, приходит риск-ориентированный подход, который основан на чек-листах.

Обязанность применения с 1 января 2018 года проверочных листов при проведении отдельных видов проверок предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора) (в соответствии со ст. 9 ч. 11.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Но чек-листы могут применять и компании, и индивидуальные предприниматели.

Конкретных чек-листов в отношении финансовых проблем предприятия не существует. В этой связи компании самостоятельно устанавливают чек-листы для определения своего финансового положения. Чек-лист позволяет сделать вывод об упущениях и финансовых проблемах в компании. Однако целесообразно использовать чек-листы на отдельных участках ведения деятельности.

Пример вопросов чек-листа:

1. Ведется ли финансовый анализ в компании?

2. Применяются ли чек-листы?

3. Проводятся ли мероприятия внутреннего контроля?

4. Имеется ли задолженность по налогам и сборам?

5. Проводится ли анализ фондоотдачи в компании?

6. Проводится ли анализ коэффициента износа?

7. Проводится ли анализ коэффициента обновления?

8. Выявлены ли в организации фиктивные или скрытые активы?

9. Проводится ли анализ соотношения коэффициента собственных и заемных средств?

Показатели налоговых проблем

Естественно, показателями налоговых проблем можно назвать задолженность по налогам и сборам. Также достаточно большие риски вызывает разница налогового и бухгалтерского учета, которая отражается в бухгалтерском учете как отложенные налоговые активы и обязательства. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства показывают в бухгалтерском балансе, соответственно, в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств (п. 23 ПБУ 18/02). 

Постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, текущий налог на прибыль отражают в отчете о финансовых результатах (п. 24 ПБУ 18/02). В налогообложении, в отличие от других видов проверок, не применяются чек-листы и вместе с тем действует риск-ориентированный подход.

Федеральная налоговая служба одна из первых применила риск-ориентированный подход в концепции выездных налоговых проверок соответственно Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ‑3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Почему этот документ можно назвать первым в риск-ориентированном подходе? Потому что сам налогоплательщик может оценить риски. Концепция не содержит конкретного чек-листа как такового, но содержит перечень рисков для самопроверки.

Приведем перечень вышеуказанных рисков:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать такие признаки, как отсутствие:

▪          личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

▪          документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

▪          документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

▪          информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

▪          отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте.

Самостоятельные корректировки налоговой базы

В результате контрольно-аналитической работы за налоговые периоды 2012–2016 годов до назначения проверок ряд налогоплательщиков, применявших трансфертные цены по состоянию на 01.01.2018 года, самостоятельно скорректировали налогооблагаемую базу на сумму более 120 млрд руб., из них самостоятельные корректировки по налогу на прибыль организаций – 118,6 млрд руб. В бюджет дополнительно поступило 16,8 млрд руб., из них налога на прибыль организаций – 16,6 млрд руб., в том числе 2,5 млрд руб. – на самостоятельные корректировки налога на прибыль последующих периодов, произведенные по результатам проверок.

К самостоятельным основаниям рисков сделок относятся риски:

▪          со взаимозависимыми лицами;

▪          с контролируемыми лицами.

Одной из последних поправок, связанных с применением риск-ориентированного подхода, является снятие налоговой тайны и проверка контрагентов в режиме онлайн на сайте налогового органа. Ранее также можно было проводить проверку контрагентов, однако информация не была полной и не учитывала наличие производственной мощностей, количество персонала и иные сведения.

Для оценки рисков будет открыта следующая информация:

▪          о суммах недоимки и долгах по пеням и штрафам,

▪          о налоговых правонарушениях и мерах ответственности,

▪          о специальных налоговых режимах.

Еще одной составляющей риск-ориентированного подхода является проверка на основе электронных документов. Она осуществляется в отношении уплаты НДС.

Анализ и оценка зон налоговых рисков стала происходить с использованием программно-аналитического комплекса, в котором используются:

▪          информационные ресурсы налогового органа;

▪          регистрационные данные; данные налоговых деклараций; пояснения налогоплательщика; бухгалтерская отчетность; результаты проведенных контрольных мероприятий и др.;

▪          сведения, поступающие из внешних источников в инициативном порядке о фактах или признаках совершения налогового правонарушения; информация, поступающая из контролирующих и правоохранительных органов;

▪          заявления граждан, жалобы и др.;

▪          информация из органов исполнительной власти, поступающая на постоянной основе в рамках заключенных соглашений.

Так, о фианансовых проблемах в налогообложении могут говорить разрывы в уплате НДС, а также сведения о недобросовествных контагентах, которые будут опубликованы на сайте налогового ведомства.

Показатели проблем с выплатами заработной платы

Показателем финансовых проблем могут быть задержки выплаты зарплаты. Чек-листы помогут понять проблемы на данном уровне.

Вопросы, отражающие содержание обязательных требований:

  1. Работодателем выплачивается зарплата работникам в полном размере в соответствии с требованиями соглашений, коллективного договора и трудовых договоров.
  2. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, приняты работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
  3. Работодатель извещает каждого работника в письменной форме о составных частях зарплаты и размерах иных сумм, начисленных работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний
  4. Работодателем утверждена форма расчетного листка с учетом мнения представительного органа работников.
  5. Зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.
  6. Конкретная дата выплаты зарплаты установлена правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, но не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
  7. В локальных нормативных актах, коллективном договоре или в трудовых договорах установлен повышенный размер оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, с повышением не менее чем на 4% тарифной ставки, установленной для работ с нормальными условиями труда
  8. Работодатель выплачивает каждому работнику зарплату не ниже МРОТ, минимальной зарплаты в субъекте РФ, а лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Рекомендации в выявлении финансовых проблем

Для выявления финансовых проблем необходимо действовать по определенному алгоритму:

1. Оценить текущее финансовое состояние предприятия и его изменений по сравнению с предыдущим периодом. Задачей этого этапа является не только анализ динамики финансовых показателей, но и определение допустимого уровня снижения финансовых коэффициентов. Для решения данной задачи необходимо составить чек-листы и провести мероприятия внутреннего контроля именно по чек-листам.

2. Определить причины, которые привели к изменениям финансового состояния предприятия. Необходимо установить не только причины проблем, но и причину успехов, при этом изучив предпосылки их возникновения – получение прибыли предприятием и/или ее нерациональное использование. Большое значение также имеет определение действий предприятия и изменений внешней среды, которые привели к ухудшению финансового состояния.

3. Разработать программу действий на будущее. Комбинации управленческих решений, которые принимаются руководством предприятия, могут быть очень разнообразными и постоянно изменяться.


Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться