Как передать информацию о налоговых схемах

Как передать информацию о налоговых схемах

Опубликован текст Директивы ЕС 2018/822 о так называемых сообщаемых (регистрируемых) международных налоговых схемах.
Эксперты / Евгений Воловик 21 Окт 2018, 10:00
Как передать информацию о налоговых схемах

Директива преследует две цели:

▪          получения полной информации о так называемых схемах потенциально агрессивного налогообложения (potentially aggressive tax arrangements);

▪          организации обмена этой информацией между государствами.

Предполагается, что, располагая информацией о таких схемах, национальные налоговые органы смогут быстрее реагировать на случаи применения вредной налоговой практики, ужесточить меры борьбы с уклонением от уплаты налогов и с избежанием налогообложения на внутреннем пространстве Евросоюза. Предъявление новых требований к посредникам, либо к самим налогоплательщикам (в случае действия режима адвокатской тайны), будет способствовать их сдерживанию в плане совершения налоговых правонарушений.

Директива вступила в силу 25 июня 2018 года, ее положения начнут действовать с 1 июля 2020 года. Это означает, что с июня этого года сообщающие лица должны были начать собирать и хранить необходимую информацию. Страны – члены ЕС должны до 31 декабря этого года принять и опубликовать необходимые поправки в национальные законы, установить наказания за их несоблюдение, которые должны быть «эффективными, пропорциональными и оказывающими сдерживающее воздействие».

Сообщающие лица

Требование передачи сообщений относится в первую очередь к посредникам (Intermediary) и во вторую, к причастным налогоплательщикам (Relevant taxpayer).

К посредникам относятся:

- любое лицо, которое в ходе оказания услуг в части налогообложения несет ответственность перед налогоплательщиком за разработку, маркетинг, организацию, предоставление средств для реализации, руководство реализацией международных схем, либо серии схем;

- любое лицо, которое, имея отношение к соответствующим фактам и обстоятельствам, на основе имеющейся информации и опыта, осознает, что взяло на себя обязательство предоставить помощь, содействие или консультацию в отношении разработки, маркетинга, организации, предоставления средств для реализации, либо руководства реализацией регистрируемых международных схем.

В обоих случаях требование передачи информации предъявляется к посреднику при выполнении хотя бы одного условия:

▪          он является налоговым резидентом в государстве – члене ЕС;

▪          обладает постоянным представительством в государстве – члене ЕС, через которое оказываются услуги, относящиеся к схеме;

▪          учрежден в государстве – члене ЕС, либо подчиняется законам государства-члена ЕС;

▪          зарегистрирован членом профессиональной организации работников сферы юридических, налоговых либо консультационных услуг в государстве-члене ЕС.

Причастным налогоплательщиком называется любое лицо, которому была предоставлена для реализации регистрируемая международная схема, либо которое реализовало первый этап этой схемы. Требование передачи информации должно предъявляться к «причастному налогоплательщику» в следующих двух случаях:

- в отсутствии посредника по причине того, что он находится за пределами ЕС, либо по причине того, что регистрируемая международная схема была разработана и реализована самим налогоплательщиком;

- в случае законодательного освобождения посредника от передачи информации из-за необходимости сохранения им адвокатской тайны. В этом случае посредник обязан сообщить другим сообщающим лицам, а в случае отсутствия таковых – «причастному налогоплательщику», об обязанности передать информацию. Режим сохранения адвокатской тайны определяется национальным законодательством страны .

В случае если сообщающими оказываются несколько лиц, обязанность передачи информации определяется по такому правилу:

▪          в случае нескольких посредников требование передачи сообщения предъявляется к каждому из них;

▪          в случае нескольких «причастных налогоплательщиков» требование передачи сообщения предъявляется к тому из них, который согласовал регистрируемую международную схему с посредником, либо, в отсутствие такого посредника, к «причастному налогоплательщику», который руководит реализацией схемы.

В обоих случаях посредник (либо налогоплательщик) может быть освобожден от обязанности передачи информации, если он располагает доказательствами того, что в соответствии с национальным законодательством требуемая информация была передана другим посредником или «причастным налогоплательщиком».

Регистрируемая схема

Директива так определяет понятие международной схемы избежания налогообложения: это схема, имеющая отношение к нескольким государствам – членам ЕС, либо к государству – члену ЕС и третьей стране, если выполняется одно из условий:

▪          не все участники схемы являются налоговыми резидентами одной и той же юрисдикции;

▪          хотя бы один участник схемы одновременно является налоговым резидентом нескольких юрисдикций;

▪          один участник схемы занимается предпринимательской деятельностью в другой юрисдикции через постоянное представительство в этой юрисдикции, а схема составляет как минимум часть бизнеса этого постоянного представительства;

▪          один участник схемы занимается деятельностью в другой юрисдикции, не являясь в ней налоговым резидентом и не образуя там постоянного представительства;

▪          схема может иметь последствия для автоматического обмена информацией либо идентификации бенефициарного владельца.

Отчетности подлежит только регистрируемая международная схема. Это – международная схема, отвечающая по меньшей мере одному критерию (hallmark) из определенного перечня, являющегося приложением к Директиве. Критерии – это характеристики или признаки международной схемы, указывающие на возможный риск использования ее для избежания налогообложения. 

Критерии распадаются на две категории: общие и особые. Некоторые критерии связаны еще и с «тестом на основную выгоду» (main benefit test). Считается, что схема прошла этот тест (то есть результат теста положительный), если можно установить, что основная выгода либо одна из них (если основных выгод несколько), которую лицо с учетом всех относящихся к делу фактов и обстоятельств может с достаточной вероятностью ожидать от применения схемы, состоит в получении налогового преимущества.

Критерии при положительном результате теста на основную выгоду

Общие критерии

▪          Наличие договоренности о конфиденциальности между посредником и причастным налогоплательщиком, согласно которой они оба лишаются права раскрывать, каким образом схема может создать налоговое преимущество;

▪          схема, в которой посредник получает комиссионные, сумма которых либо определяется размером налоговой выгоды от применения схемы, либо по принципу: комиссионные выплачиваются при условии, если схема по факту дала какую-то налоговую выгоду;

▪          схема обеспечивается по преимуществу стандартизированной документацией либо имеет стандартную структуру, применима к нескольким причастным налогоплательщикам, и для реализации не нуждается в значительной доработке под конкретного налогоплательщика.

Особые критерии

▪          преднамеренное приобретение убыточной компании, прекращение ее основной деятельности и учет ее убытков в целях сокращения налоговых обязательств, в том числе перенос убытков в другую юрисдикцию либо ускоренная утилизация убытков;

▪          преобразование дохода в капитал, предметы дарения и другие категории активов, облагаемые на более низком уровне либо вообще освобожденные от налогов;

▪          круговые операции, когда организуется движение средств с возвратом в исходную точку (round-tripping) с использованием посреднических структур – прокладок, не выполняющих никаких других основных функций предпринимательской деятельности;

▪          Схема с вычетом трансграничных платежей, осуществляемых между аффилированными компаниями.

В такой схеме получатель платежа:

▪          либо не облагается налогом с корпораций;

▪          либо облагается по нулевой ставке или по ставке, близкой к нулевой (то есть размер которой составляет менее половины стандартной ставки ЕС);

▪          либо платеж позволяет получить полное освобождение от налога;

▪          либо платеж создает выгоду благодаря льготному налоговому режиму в юрисдикции, в которой получатель платежа является налоговым резидентом.

Критерии при отрицательном результате теста на основную выгоду

▪          Схема с вычетами трансграничных платежей между аффилированными компаниями, в которой получатель платежа не является налоговым резидентом ни в одной юрисдикции. Или получатель платежа является налоговым резидентом в третьей стране, занесенной Евросоюзом либо Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в перечень несотрудничающих государств.

▪          Схема, в которой налогоплательщик предъявляет к вычету в нескольких юрисдикциях одни и те же амортизационные отчисления по активу.

▪          Востребование льготы по линии двойного налогообложения в отношении одной и той же единицы дохода либо капитала в нескольких юрисдикциях.

▪          Перемещение активов при значительных различиях сумм, считающихся платой за эти активы.

Критерии, имеющие отношение к трансфертному ценообразованию

Критерии, имеющие отношение к трансфертному ценообразованию, по определению, относятся к схемам, не соответствующим принципу «на расстоянии вытянутой руки», либо не подчиняющимся положениям руководящих материалов ОЭСР по трансфертному ценообразованию. Эти критерии включают один из следующих признаков:

▪          использование односторонних правил «безопасной гавани» (положений, обеспечивающих полную защиту от ответственности);

▪          перемещение между аффилированными компаниями труднооцениваемых нематериальных активов либо прав на нематериальные активы;

▪          трансграничная передача функций, рисков или активов внутри группы, если прогнозируемая годовая прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT) спустя три года после этой операции не превышает 50% прогнозируемой годовой EBIT в случае, если бы такая передача не состоялась.

Наконец, существует категория особых критериев, которые препятствуют либо затрудняют выполнение обязательств по передаче информации о финансовых счетах, либо инвестициях сторон – частных лиц:

▪          Схемы, подрывающие юридические обязательства в части автоматического обмена данными о финансовых счетах.

▪          Схемы, включающие юрисдикции и не признающие требование автоматического информационного обмена.

▪          Схемы, изменяющие вид дохода с целью избежания автоматического информационного обмена.

▪          Использование юридических лиц, не подпадающих под режим автоматического информационного обмена.

▪          Использование юрисдикций с неэффективным (формальным) применением правил в области противодействия отмыванию денег, включая юрисдикции, где отсутствует требование идентификации бенефициарных владельцев.

▪          Наличие непрозрачной цепочки юридических прав собственности либо бенефициарной собственности с использованием частных лиц, юридических образований или структур.

Информация, подлежащая передаче

После выявления регистрируемой международной схемы в налоговый орган должна быть передана следующая информация:

▪          Полные реквизиты посредников и «причастных налогоплательщиков».

▪          Данные о критериях, благодаря которым информация о международной схеме подлежит передаче в компетентный орган.

▪          Краткое описание регистрируемой международной схемы.

▪          Дата первого шага (совершенного, либо предстоящего) в реализации регистрируемой международной схемы.

▪          Данные о положениях национальной правовой системы, положенных в основу регистрируемой международной схемы.

▪          Стоимостные параметры регистрируемой международной схемы.

▪          Данные о государстве причастного налогоплательщика в ЕС.

▪          Данные о любом другом лице или государстве ЕС, для которого регистрируемая схема может иметь значение (на которое схема может оказывать влияние).

Информация должна передаваться в форматированном виде, формат должен быть утвержден компетентным органом на национальном уровне. Стандарт формата Европейская комиссия планирует разработать до конца будущего года. 

Директива предписывает странам принять меры к тому, чтобы каждый причастный налогоплательщик передавал данные об использовании схемы ежегодно на протяжении времени ее использования. Страна ЕС будет обязана передавать имеющуюся у нее информацию в налоговые органы других стран Союза в режиме автоматического обмена.

Директива особо подчеркивает, что отсутствие реакции налогового органа страны на ставшую ему известной схему вовсе не означает, что страна считает ее легитимной с точки зрения налогообложения.

Передача сообщений в нескольких государствах

В случае обязанности передавать информацию в нескольких странах ЕС, это необходимо делать только в стране согласно приведенному ниже перечню:

Страна ЕС, налоговым резидентом которой является посредник.

Страна ЕС, в которой посредник имеет постоянное представительство, через которое осуществляется оказание услуг, имеющих отношение к схеме.

Страна ЕС, в которой посредник учрежден, либо законами которой регулируется его деятельность.

Страна ЕС, в которой посредник зарегистрирован членом профессиональной ассоциации в сфере юридических, налоговых или консультационных услуг.

Если передавать информацию больше чем в одной стране ЕС обязан сам причастный налогоплательщик, ее необходимо передать только в стране согласно следующему перечню:

Страна ЕС, налоговым резидентом которой является причастный налогоплательщик.

Страна ЕС, в которой причастный налогоплательщик имеет постоянное представительство, которое является выгодоприобретателем применения схемы.

Страна ЕС, в которой причастный налогоплательщик получает доход или прибыль, не являясь налоговым резидентом этой страны и не имея постоянного представительства ни в одном государстве ЕС.

Страна ЕС, в которой причастный налогоплательщик осуществляет ту или иную деятельность, не являясь налоговым резидентом этой страны и не имея постоянного представительства ни в одном государстве ЕС.

Во всех случаях передачи информации в нескольких странах «причастный налогоплательщик» освобождается от этого требования, если может доказать, что та же информация была передана в другом государстве – члене ЕС.

Информация подлежит передачи в компетентные органы не позднее 30 дней спустя момента наступления следующего события, в зависимости от того, какое из них наступило раньше:

▪          схема стала доступной для реализации;

▪          схема стала готовой для реализации;

▪          был сделан первый шаг в реализации схемы.

Посредник обязан сообщить не позднее 30 дней со дня, когда он, непосредственно либо опосредованно через других лиц, оказал содействие, предоставил помощь или консультацию. В случае реализации раскупных схем посредник обязан передавать сообщения каждые три месяца, актуализируя переданную ранее информацию.

Директива не содержит указаний относительно санкций. Наказания должны выработать сами страны – члены ЕС. Директива лишь требует принять «меры, обеспечивающие применение наказаний». Наказания должны быть «эффективными, пропорциональными и сдерживающими».

Директива применяется с 1 июля 2020 года, когда страны ЕС приступят к ежеквартальному информационному обмену через защищенное центральное хранилище. Первый сеанс обмена должен состояться 31 октября 2020 года.

Директива окажет значительное влияние на информационный обмен между странами – членами Евросоюза. Критерии Директивы будут полезны и компетентным органам других государств, не являющихся членами Евросоюза.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться