Как организована работа налоговых органов

Как организована работа налоговых органов

Первопроходцем в области внедрения стандартов страновой отчетности является Китай. Налоговое управление в экспериментальном порядке начало применять новый механизм мониторинга прибыли транснациональных корпораций. Суть механизма в непрерывном мониторинге определенных налогоплательщиков, в ходе которого они ранжируются по уровню риска, что позволяет усилить надзор над налоговой дисциплиной.
Эксперты / Евгений Воловик 24 Ноя 2018, 10:00
Как организована работа налоговых органов

В основе механизма лежит обработка данных транснациональных корпораций, во время которой ранжирование налогоплательщиков осуществляется по нескольким количественным и качественным критериям. Такой подход позволяет уйти от сплошного контроля налогоплательщиков, занимающихся международными сделками с взаимозависимыми лицами.

Считается, что эта методика позволяет ускорить принятие регулирующих мер и повысить их адресность.

Два года назад в Китае обновился порядок оформления ежегодной отчетности налогоплательщика о трансфертном ценообразовании. Эта отчетная документация является одним из источников данных, используемых в механизме мониторинга прибыли. Другими источниками являются годовые отчеты группы, страновые отчеты налогоплательщиков, данные межведомственного информационного обмена, отчеты аналитиков рынка ценных бумаг, новостные сообщения СМИ и т. д.

В ходе анализа выполняются две оценки: оценка уровня соблюдения налогового законодательства и рисков его нарушения.

Оценка уровня соблюдения налогового законодательства определяется степенью корректности переданной налогоплательщиком информации. Оценке подвергаются, прежде всего, процедуры налогового планирования в группе, а также сложные на вид межфирменные транзакции. После этого ТНК размещается в матрице рисков в определенном месте, определяемом по результатам этих двух оценок.

Аналитики полагают, что в ходе оценки рисков китайские налоговики будут сопоставлять размеры вклада предприятия в производственно-сбытовую цепочку ТНК и соответствующую этому вкладу долю прибыли предприятия.

Ключевыми элементами такой оценки будут:

▪          соответствие функционального профиля предприятия отнесенной на него прибыли в производственно-сбытовой цепочке;

▪          факторы рынка, оказывающие влияние на процесс создания стоимости вдоль производственно-сбытовой цепочки.

В дальнейшем налоговики будут запрашивать у налогоплательщика как можно больше данных, требуя предоставить их либо в страновом отчете, либо передать в рамках исполнения запроса дополнительной информации. Данные будут использоваться для проверки обоснованности размеров прибыли.

Налогоплательщик, отнесенный к категории высокого риска, получит предупреждающее уведомление. Ожидается, что после этого он проявит инициативу и начнет общаться с налоговиками с целью решения проблем. В частности, налогоплательщик может в добровольном порядке внести корректировку в свою систему трансфертного ценообразования. Налогоплательщик, не предпринимающий никаких действий, продолжит находиться в зоне высокого риска. В конечном счете, он может подвергнуться специальной налоговой проверке.

Новый механизм мониторинга будет способствовать усилению диалога между налогоплательщиком и налоговыми органами и создаст возможность оказывать на него постоянное давление в «нужном» направлении.

Смещение акцентов в проверочной работе

В Китае обозначилась тенденция уменьшения количества формальных проверок трансфертного ценообразования. Аналитики связывают ее с намерением налоговых органов сформировать атмосферу более доверительных отношений между ними и структурами ТНК. Под прицелом налоговых проверок все чаще оказываются налогоплательщики, оперирующие на внутреннем китайском рынке. Особый акцент будет сделан на тех, которые, располагая крупными снабженческими цепочками внутри страны, перечисляют роялти или крупные платежи за услуги в адрес зарубежных дочерних и взаимосвязанных предприятий.

Эксперты в целом расценивают тенденцию в качестве свидетельства зрелости режима трансфертного ценообразования в Китае. В то же время требование предоставить новую информацию, да еще в солидных объемах, может создавать дополнительную нагрузку на ТНК, в особенности на корпорации с многопрофильными снабженческими цепочками и со сложными ИТ-системами. Ситуация осложняется тем, что глубина налоговой проверки может составлять до 10 лет. Повышение требований к объему информации неизбежно приведет к росту издержек предприятий, связанных с соблюдением налогового законодательства.

Согласно воззрениям китайцев в налогооблагаемой прибыли предприятия должно найти отражение преимущество его доступа на китайский рынок, в зависимости от важности характеристик предприятия. При проведении проверок налоговые органы особо интересуются операциями оплаты централизованно оказанных услуг на китайском рынке, а также платежами роялти, которые налогоплательщики обычно обосновывают вкладом зарубежных взаимозависимых сторон. Инспекторы могут посчитать эти платежи непропорциональными либо вообще неправомерными.Главное значение приобретает вопрос, соответствует ли реальности заявленная стоимость нематериальных активов и централизованно оказанных услуг. В особенности, если ее оценивать исходя из стратегических рыночных показателей, к примеру, покупательной способности потребителей товаров и услуг, деятельности и функций китайского юридического лица.

До сих пор главной мишенью проверочной работы налоговых органов были китайские компании, занимающиеся преимущественно производством товаров на экспорт. Сегодня такие компании стали реже подвергаться критическому рассмотрению со стороны налоговиков.

Процедуры взаимного соглашения по трансфертным ценам

В условиях постоянной нехватки ресурсов налоговая служба Китая наращивает усилия по внедрению взаимосогласительных процедур. Налогоплательщик может потребовать проведение такой процедуры в случае несогласия с доначислениями налогов по результатам проверки трансфертного ценообразования, утверждая, что они ведут к двойному налогообложению.

Налоговая служба Китая ведет большое количество дел по взаимосогласительным процедурам, ведомство считает эту работу приоритетной. Налоговые органы получают информацию о налогоплательщике из многочисленных источников: отчетности по трансфертному ценообразованию, результатов аудитов, а также из других ведомств, в частности, государственного управления валютного контроля и министерства торговли, при этом налоговая служба активно инвестирует в современное оборудование, включая высокопроизводительные ИТ-системы, передовое программное обеспечение, системы хранения данных. Такое перевооружение создает возможность строить эффективную систему контроля, на единой платформе объединяющую все отрасли народного хозяйства, все виды налогов и категории налогоплательщиков.

По оценке экспертов, меры, принимаемые налоговыми службами Китая, приводят к значительным изменениям характера взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми властями. На фоне усиления работы по линии камеральных проверок следует ожидать сокращения частоты выездных (документальных) проверок при одновременном повышении предметности и эффективности последних. В этих условиях налогоплательщикам придется увеличивать инвестиции и выделять дополнительные ресурсы на системы обеспечения комплаенса, чтобы поспевать за все возрастающими требованиями налоговиков.

Новые правила проверки трансфертного ценообразования

Федеральная налоговая служба США выпустила новое руководство «Процесс проведения налоговой проверки трансфертного ценообразования». Целью нового материала является ознакомление американских налоговых работников и налогоплательщиков с передовым опытом и процедурами проведения проверок трансфертного ценообразования.

Как объявлено разработчиками документа, оно представляет собой не жесткую инструкцию, а набор лучших практик и процедур, призванных помочь в планировании и проведении проверки и эффективном разрешении споров с налогоплательщиками. Целью проверки трансфертного ценообразования является определение соответствия операций налогоплательщика принципу независимости сторон сделок (так называемому «принципу вытянутой руки»), основываясь на фактах и обстоятельствах конкретного дела. Проверка производится путем тщательного анализа функций, активов и рисков на основе правильного понимания значимой финансовой информации.

Для выявления несоблюдения налогоплательщиком законодательства налоговая служба использует теорию и методы анализа данных. Руководство по проверке трансфертного ценообразования задает порядок оценки документов, представленных налогоплательщиком, и документов прошлой проверки трансфертного ценообразования.

Процедура проверки разделяется на три стадии.

1. Планирование проверки.

2. Проведение проверки.

3. Снятие разногласий.

На стадии планирования проводится анализ всевозможных материалов: документации прошлых налоговых проверок, поданной налогоплательщиком декларации по налогу на доходы, странового отчета, веб-сайта налогоплательщика, всех годовых отчетов, представленных налогоплательщиком, в том числе отчета Комиссии по ценным бумагам и биржам США и иной налоговой отчетности (формы 8975, 10-K, 20-F) Также готовится отчет соотношений финансовых показателей по внутригрупповым операциям налогоплательщика и зарубежных взаимозависимых лиц.

Отмечают одну особенность американской правовой системы: установленная законодательными актами отчетность налогоплательщика всегда имеет очень узкую направленность и никогда не освещает факты, напрямую имеющие отношение к вопросам трансфертного ценообразования. Далее, если проверка проводится на основе заранее подготовленных чек-листов, в которых галочки были проставлены еще до того, как налогоплательщик первый раз вошел в кабинет проверяющих, налоговому инспектору бывает очень трудно избежать натянутых отношений с ним. Еще труднее бывает затем выйти на аргументированный диалог с налогоплательщиком.

На первой стадии планирования проверки налоговики строят предварительную рабочую гипотезу и выполняют первичную оценку рисков. Одновременно определяется объем предстоящей проверки, разрабатывается план, согласовываются сроки. При этом особое внимание уделяется первичной оценке рисков трансфертного ценообразования, хотя оценка рисков является непрерывной на протяжении всей проверки.

Задачей оценки рисков является выявление контролируемых операций, требующих дополнительной проверки, сбор и анализ информации. При построении рабочей гипотезы бригаду проверяющих нацеливают на обязательность учета:

▪          вероятности получения налогоплательщиком налоговой выгоды от вывода доходов из-под налогообложения;

▪          усредненных значений отраслевых показателей (если таковые имеются);

▪          фактов использования гибридных структур в глобальной схеме предприятий, размер эффективной ставки налогообложения в этой схеме и итоговую рентабельность бизнеса.

На этапе оценки рисков проводится анализ документации прошлых лет. Если объектом интереса налоговиков оказались операции с контрагентами в стране, с которой США заключили соглашение об избежании двойного налогообложения, бригада должна оценить необходимость получения информации или документации от партнера по соглашению.

Бригада обязана ознакомить налогоплательщика с исходной рабочей гипотезой и результатами первоначального анализа рисков, которые предполагается обсудить в ходе проверки. Бригада также доводит до сведения налогоплательщика сроки проведения ориентирующей встречи. Лучше всего, если она проводится не позднее 30 дней после первой встречи. За это время налогоплательщик должен успеть собрать финансовую отчетность и определить конкретных работников компании, отвечающих за нее. Бригада может потребовать также ориентировку по трансфертному ценообразованию в производственно-сбытовой цепочке. В результате на руках у бригады оказывается исчерпывающее описание коммерческих операций, основных функций бизнеса, общей географии предприятий налогоплательщика, примененного им метода трансфертного ценообразования.

На этом этапе у проверяющих может сформироваться ошибочное представление о трансфертном ценообразовании. Это может затруднить проверку, так как изменить уже сложившееся мнение бригады может оказаться далеко непростым делом. Хотя на самом деле отрицательное отношение к налогоплательщику может быть обусловлено элементарными расхождениями во мнениях.

Стадия проведения проверки

На стадии проведения проверки бригада инспекторов занимается поиском новых фактов, подготовкой заключений по ним и подбором вопросов для дальнейшего исследования. Эта стадия предполагает проведение нескольких встреч инспекторов с налогоплательщиком. В ходе встреч бригада пытается получить подтверждение фактам, обнаруженным на этапе планирования, и обсуждает свои предварительные выводы с налогоплательщиком. 

Налоговики знакомятся с финансовой отчетностью налогоплательщика, со схемой взаимоотношений предприятий внутри группы, с географической, налоговой и организационной диаграммами. На встречах бригада получает информацию о трансфертном ценообразовании, включая историю и подоплеку внутригрупповых операций, сведения об оперативной деятельности предприятий, данные анализа производственно-сбытовых цепочек, параметры прибыли и убытков по всем крупным контролируемым сделкам.

Бригада систематически проводит беседы и пытается достигнуть соглашения по спорным фактам и их трактовке. Раньше налоговая служба в обязательном порядке направляла налогоплательщику требование представить так называемый первичный документ по трансфертному ценообразованию. Теперь это условие не является обязательным. Тем не менее положение об использовании этих документов в процессе проверки в новом Руководстве осталось.

По завершению второй стадии проверки бригада получает полное представление об организационной структуре налогоплательщика, его прошлой деятельности, бизнесе, факторах стоимости, о проверяемых контролируемых операциях. Бригада пересматривает рабочую гипотезу и отбирает новые операции для дальнейшей проработки, операции, проработку которых можно прекратить, а также те, перспективность проработки которых еще предстоит определить. Бригада делает «межцикловую оценку рисков». На основании этой оценки и дополнительных данных рабочая гипотеза дорабатывается, инспекторы актуализируют свое понимание проблем трансфертного ценообразования.

Членам бригады предписывается регулярно проводить переоценочные встречи с работниками профильных подразделений налоговой службы и их руководством. Задачей встреч является корректировка либо переработка рабочей гипотезы по данному делу, и, в случае необходимости, постановка новых вопросов, подлежащих выяснению. На встречах рассматривается выбранный налогоплательщиком метод трансфертного ценообразования, правильность квалификации им определенных сделок. Если бригада обнаруживает, что какая-то транзакция на самом деле не может быть классифицирована так, как это сделал налогоплательщик, либо выбранный им метод определения цены контролируемой операции не является лучшим, бригада обязана немедленно согласовать с налоговой службой использование другого метода.

В ходе проверки бригада совместно с экономистами и другими специалистами подразделений налоговой службы проводит экономический анализ. Проект отчета по экономическому анализу обсуждается с налогоплательщиком.

Стадия снятия разногласий

На завершающей стадии проверки подводится итог оставшимся разногласиям. Выделяются спорные факты и юридические доводы, ситуация обсуждается с налогоплательщиком, дается оценка его позиции. Если согласия достигнуть не удается, бригада готовит предложения по урегулированию спора, отчет о результатах проверки, экономический отчет и так называемое 30-дневное письмо. Налогоплательщику выдается соответствующий документ, его просят подтвердить корректность приведенных в этом документе фактов. Для ознакомления с документом дается время, чтобы налогоплательщик мог, как минимум, отметить неполно представленные либо неверно интерпретированные факты. Налогоплательщик волен не реагировать на эту просьбу.

Такой порядок взаимодействия налогоплательщика с налоговой службой вызывает недоумение комментаторов, в особенности, если помнить, что после получения мнения налогоплательщика налоговое ведомство, как правило, с неохотой идет на пересмотр своей позиции. Тем не менее прежде чем будет выпущен окончательный отчет о налоговой проверке, Руководство обязывает налоговиков учесть все обстоятельства, включая и сведения из полученного от налогоплательщика ответа.

На третьей стадии должны проводиться незамедлительно и часто беседы с налогоплательщиком с целью достижения согласия с ним по каждому вопросу, по которому проводилась проверка. Налогоплательщик должен находиться в постоянном контакте с бригадой, чтобы иметь возможность быть без задержек услышанным ею на всех этапах проверки.

Встречи проводят до выпуска окончательной редакции экономического отчета и уведомления о предлагаемых доначислениях. На последней встрече стороны должны оценить принципиальную возможность урегулирования оставшихся разногласий. Налогоплательщик и налоговики должны рассмотреть все возможные механизмы разрешения споров.

В случае снятия разногласий по какому-то вопросу бригада по установленной процедуре закрывает этот вопрос. Если же в конечном счете спор урегулировать не удается, бригада выпускает окончательные редакции NOPA и экономического отчета, готовит комплект итоговой документации. Теперь у налогоплательщика открывается возможность опротестовать результаты проверки. Хотя он может подать в компетентный орган просьбу о помощи, не дожидаясь этих документов. Это можно сделать сразу по получению информации о сумме сделанных налоговиками доначислений.

Если протест налогоплательщика содержит новую фактическую информацию либо новые теоретические или правовые доводы, бригада обязана повторно провести процедуру проверки и выпустить новый IDR-запрос информации о трансфертном ценообразовании. В этом случае необходимо также пересмотреть сроки проведения проверки. Если налогоплательщику по результатам проверки были сделаны доначисления налогов, налоговики в обязательном порядке должны рассмотреть необходимость применения к нему штрафных наказаний.

Реформа программы APMA

В конце сентября 2018 года Федеральная налоговая служба США объявила о пересмотре программы соглашений по трансфертным ценам и взаимосогласительных процедур. Одной из целей переработки программы является усиление роли экономистов в рассмотрении споров между американскими компаниями и компаний других стран в рамках, предусмотренных налоговыми соглашениями взаимосогласительных процедур. Программа APMA также занимается заявками международных корпораций на заключение предварительных соглашений по трансфертным ценам между налоговой службой, международной группой и, иногда, третьей стороной.

В результате пересмотра программы APMA налоговое ведомство рассчитывает консолидировать ее ресурсы, что позволит повысить эффективность внутренних процедур и ускорить рассмотрение споров. В конечном счете реформа должна привести к повышению качества обслуживания налогоплательщиков. Планируется организовать работу в составе трех групп, за каждой группой предполагается закрепить определенные страны мира. Каждая группа будет разделена на две бригады. Бригады будут комплектоваться экономистами и отвечать за конкретные дела по АРА и МАР. Включение экономистов в состав бригад – изюминка новой организации программы APMA. Новая организация программы позволит повысить уровень взаимодействия работников внутри бригад и оптимизировать работу экономистов по конкретным делам, их анализу и проведению переговоров.

Общие выводы

  1. За рубежом контроль над трансфертным ценообразованием остается в центре внимания налоговых органов.
  2. Налоговики активнее обращаются к новыми информационными технологиями.
  3. В перспективе информационно-технологические системы налогоплательщиков и налоговых органов будут более тесно сопрягаться.
  4. Интенсивность потока данных от налогоплательщика в налоговые органы повышается, растут аналитические ресурсы налоговых ведомств. Эти процессы смещают центр тяжести налогового контроля в сторону усиления камеральной проверочной работы, а документальные проверки становятся более предметными.
Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться