Какие подарки предпочитают дарить компании

Какие подарки предпочитают дарить компании

Скоро Новый год, и самое время задуматься о корпоративных подарках. Конечно, некоторые компании не проводят «корпоративы», а корпоративные подарки заменяют выплатами премий, однако для ряда сотрудников все-таки важно получить подарок и внимание от руководства.
Эксперты / Екатерина Шестакова 23 Дек 2018, 14:00
Какие подарки предпочитают дарить компании

Согласно ГК РФ подарком признается вещь (в том числе денежные средства, подарочные сертификаты), которую одна сторона (даритель) передает другой стороне (одаряемому) на безвозмездной основе (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Следуя логике закона, премию нельзя назвать подарком, тем не менее работодатели к Новому году используют разные виды подарков.

Суммы подарков ничем не регламентированы. Однако многие компании разработали локальные акты, в которых установили ограничения по суммам подарков. Например, для госслужащих сумма подарка ограничена 3000 руб., а вот необлагаемыми суммами для целей налога на доходы физических лиц будут подарки в размере до 4000 руб.

Чаще всего компании используют следующие критерии для установления сумм подарков:

▪ символические подарки для детей 300-500 рублей;

▪ подарки для госслужащих до 3000 рублей;

▪ подарки, не облагаемые НДФЛ - 4000 рублей;

▪ подарки для ТОП-менеджерам 10 000 и выше

Объем товарного рынка составляет 21 млрд руб., 4-е место по версии Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР).

В общем смысле любые подарки коллегам можно дифференцировать на 3 категории:

▪ функциональные подарки сотрудникам (что-то, что может оказаться полезным для получателя) – причем полезным такой корпоративный подарок может оказаться как дома, в быту, так и непосредственно на работе;

▪ символические подарки коллегам (что-то подчеркивающие статус адресата: медали, кубки, памятные знаки, подарки, содержащие выгравированные надписи) – такие подарки предназначены для украшения рабочего стола, демонстрации коллегам или партнерам. Чаще всего это подарки руководителю;

▪ корпоративные подарки для сотрудников – обычно такие подарки сотрудникам вручаются торжественно, поскольку сложились такие традиции. Важно обратить внимание на следующую особенность дарения подарков, на которую не обращают внимание компании.

Договор дарения должен в обязательном порядке заключаться в письменной форме, если стоимость подарка превышает 3000 руб., а дарителем выступает юридическое лицо (п. 2 ст. 574 ГК РФ). Однако безопаснее для работодателя заключать письменный договор дарения с сотрудником в любом случае независимо от стоимости подарка, чтобы избежать возможных претензий налоговых органов и фондов.

Часто для клиентов и сотрудников работодатели выбирают подарки, которые отражают корпоративный дух, например, корпоративные календари, ежедневники, сумки с лейблами компании. Некоторые компании используют продуктовые наборы, бытовую технику. Для топ-менеджеров часто выбираются дорогие аксессуары, часы, картины. Иногда можно увидеть и достаточно экзотические подарки, которые в итоге не всегда используются самими сотрудниками, например, наборы для маникюра или массажные принадлежности.

В любом случае при выборе подарка важно, чтобы подарок:

▪ мог использоваться сотрудником по прямому назначению;

▪ был функциональным, а не просто пылился на полке;

▪ был полезным и нужным.

Для того чтобы угодить каждому сотруднику, поскольку интересы и приоритеты у всех разные, возможно разработать подарочный каталог, в котором сотрудники могут выбрать себе подарок по душе. Еще один вариант никого не обидеть – провести беспроигрышную лотерею, чтобы в  ней выигрывали не только руководящие сотрудники, но и рядовые, чтобы лотерея была абсолютно беспристрастной.

Кстати, личные предпочтения закупающих продукцию не всегда сходятся с предпочтениями целевой аудитории. Понятно, что для молодежи подходят гаджеты, а для более возрастных сотрудников хорошим подарком будет путевка на отдых, даже если это подмосковный санаторий. Для семейных сотрудников подарком может считаться день отгула, который презентовало руководство к празднику и который можно использовать в любой день в году.

Люди привыкли к тому, что корпоративный подарок – это обязательно какая-нибудь вещь. Но бывают исключения, когда дарят не вещь, а возможность. Например, подарок-приключение (выходные в СПА-салоне, гуляние на лошадях и др.). В качестве подарка может выступать и сертификат на концерт, в театр, в кино. Можно пригласить в фирму фокусника, пародиста или устроить творческий мастер-класс – в совместном отдыхе люди сближаются, находят общие интересы, коллектив становится более сплоченным. Такой необычный подарок сотруднику оставит теплые и яркие воспоминания навсегда.

Подарки можно поделить на формальные и неформальные. К формальным подаркам можно отнести конфеты, духи, еженедельники на следующий год. Чаще всего формальными подарками выступают следующие:

▪ книги

▪ атмосферные сувениры, соответствующие сезону

▪ качественный алкоголь и шоколад

▪ качественная канцелярия (и все, что может оставаться на столе, от кружки до головоломки)

▪ авторские подарки ручной работы.

К неформальным подаркам относятся какие-то оригинальные подарки, которые никто не дарил и не догадался бы. Например, это может быть плед с рукавами, в котором тепло и уютно коротать зимние вечера, аналогичным подарком являются и тапочки с подогревом: они подключаются к любому Usb-порту и согревают ноги хозяина, а если отключить провод, можно ходить в них по дому, как в обычных тапочках. Вещь не только красивая, но и полезная, особенно в межсезонье, когда батареи уже отключили, а теплой погоды еще нет. Еще одним необычным подарком для сотрудников могут стать проекторы волн океана или северного сияния. Они могут создать неповторимую атмосферу в гостиной или спальне, создавая волны света, медленно переливающиеся по потолку и стенам комнаты.

Как же использовать эти привлекательные возможности наиболее эффективно? Для этого необходимо понять, какие сувениры получают наилучший отклик, и какие хитрости помогают извлечь из них больше всего пользы.

Негативные тенденции во вручении подарков

Согласно статистике, весомая часть людей, одаренных бизнес-подарками, остается недовольной. И пока адресаты огорчаются «формальностью» подарков, дарители расстраиваются из-за реакции. Люди помнят как хорошее, так и плохое, и если на корпоративе, приуроченном к Новому году, на котором традиционно награждают лучших сотрудников по итогам года, в числе прочих получит корпоративный подарок племянник директора, недавно устроившийся на работу в компанию, это может в значительной степени демотивировать других сотрудников.

Еще одна негативная черта связана с ситуациями, когда крупные компании устраивают корпоративы для избранных руководящих сотрудников и для руководящих же сотрудников дарят дорогие подарки. Производственный персонал остается без премий и подарков и в дальнейшем долго обсуждает, почему руководство не понимает рядовых сотрудников и почему праздники устраиваются только для «избранных».

Возможна и такая ситуация, когда, однажды получив большую премию к празднику, работники будут ожидать такой подарок и к каждому следующему празднику. Причем всего лишь одного разочарования будет достаточно, чтобы в коллективе начался процесс демотивации, и в результате производительность труда снизится.

Как измерить эффективность подарка

Единой общепринятой методологии и формы измерения эффективности подарков пока нет, но в большинстве случаев подходит расчет соотношения цена подарка / впечатление.

Важно, чтобы подарок был действительно полезным для сотрудника, чтобы он мог его использовать в дальнейшем. Однако возможно вычислить эффективность подарков по количеству обращений в поисковиках. Возможно, такой метод будет не самым точным, однако он позволит выявить те подарки, которые наиболее востребованы.

С точки зрения возврата инвестиций выгоднее делать более дорогие подарки, имеющие больший срок действия. Некоторые подарки используются для ряда целей. Например, для розыгрыша призов хорошо подходят:

▪ текстильные призы – футболки, зонтики, пледы, кепки;

▪ гаджеты – пауэрбанки, очки виртуальной реальности;

▪ ежедневники, подарочные наборы, то есть такая продукция, которой можно пользоваться впоследствии.

Корпоративные подарки как маркетинговый инструмент отличаются от остальных инструментов своим максимальным сроком службы: чем дольше продукция остается с работником, тем дольше она напоминает ему о дарителе. Например, плюшевые игрушки, являются достаточно дешевыми, милыми и могут быть использованы не только сотрудниками, но и их детьми. Но они быстро забываются, поэтому говорить о лояльности не приходится, как например, в случаях с дорогими подарками.

Как мотивировать с помощью корпоративных подарков коллег

При мотивации сотрудников важно соблюдать следующие правила:

1.       мотивация подарками должна проводиться системно, иначе она не сработает;

2.       система мотивации должна быть четко проработана даже в мелочах – во избежание возможной демотивации. Задача корпоративных подарков – стимулирование производительности сотрудников и повышение качества их работы;

3.       система мотивации с помощью подарков должна быть прозрачной для всех: всем должно быть понятно, кому, какие именно корпоративные подарки, за что и когда можно будет получить;

4.       принятая система подарков должна исполняться неукоснительно – иначе, если одному сотруднику вручили премиальный корпоративный подарок за обслуживание 200 клиентов в текущем месяце, а второму за то же самое – нет, то второй сотрудник будет серьезно демотивирован.

Особенности налогообложения подарков

Любой подарок должен быть оформлен документально, поскольку это предусмотрено в статье 252 НК РФ. Однако подарки, которые не входят в систему оплаты труда, нельзя признать за расходы.

В отношении подарков важно помнить, что они могут облагаться НДФЛ или не облагаться НДФЛ.

К необлагаемым суммам относятся подарки на сумму до 4 000 руб., подарки свыше этой суммы будут облагаться налогом. Ставка налога будет зависеть от резидентства:

▪ если одаряемый является налоговым резидентом РФ – по ставке 13%;

▪ если одаряемый не является налоговым резидентом РФ – по ставке 30%.

Напомним, что резидентство зависит от нахождения на территории Российской Федерации. Нахождение более 183 дней означает наличие резидентства, а менее – отсутствие. А вот на страховых взносах можно сэкономить, если соблюдаются следующие требования:

▪ работнику организации, если с ним заключен письменный договор дарения;

▪ физлицу, не являющемуся работником организации (в том числе бывшему работнику, детям работников, клиентам), независимо от наличия письменного договора дарения. 

На стоимость подарков необходимо начислить НДС:

▪ если подарок куплен – на его покупную стоимость (без НДС);

▪ если подарок – собственная продукция дарителя,– на его себестоимость.

Существует ряд рекомендаций, которые очень важны для работодателя.

Предусмотрите возможность поощрения в виде подарков в трудовом договоре. ТК РФ предусматривает право работодателя награждать работников ценными подарками в качестве поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ). В этом случае стоимость подарка выступает как часть оплаты труда, а передача подарка происходит не на основе договора дарения, а на основе трудового договора с сотрудником.

В приказе установите, что подарки предоставляются за труд, конкретные достижения.

Планируйте бюджет на подарки заранее. Большинство компаний вспоминают о корпоративных подарках в последний момент. Есть определенная доля счастливых исключений, но в целом бюджета на подарки или не остается, или он урезается в первую очередь при очередном витке оптимизации. В результате стоимость подарков формируется за счет перераспределения других статей бюджета, что является негативной практикой.

Планируйте сроки изготовления подарков. На производство и поставку продукции может уходить от пяти до 30 дней, в зависимости от того, что выбрано. Чем меньше срок на поставку, тем выше процент возможного брака и меньше возможностей оперативно исправить ситуацию.

Планируйте количество подарков. Всегда обидно, если подарок не достанется сотруднику, поэтому важно спланировать суммы подарков, количество человек, которым эти подарки вручаются. Естественно, планировать целесообразно с запасом.

Планируйте на год бюджет подарков. Понимание ограничения бюджета на одну штуку продукции или общий бюджет в придачу с пониманием целевой аудитории и сроком сдачи позволят максимально сфокусироваться на тех товарах, которые доступны в  этих рамках, что приведет к уменьшению временных затрат на выбор и согласование.

Публичность подарка. Если вы собираетесь наградить за успехи на работе, подарок сотруднику должен быть действительно достойным, лучшим из вручаемых. Точно так же, как и сотрудник должен быть действительно самым лучшим среди остальных в той области, за успехи в которой вы его награждаете.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться