В чем экономическая эффективность государственных региональных программ культуры

В чем экономическая эффективность государственных региональных программ культуры

Органы регионального и местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более эффективной и гибкой. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.
Эксперты / Юлия Зиятдинова 19 Янв 2019, 14:00
В чем экономическая эффективность государственных региональных программ культуры

Давно назрела необходимость комплексного изучения важнейшего института управления, каким является региональное сообщество и его отношение к культурному полю. Именно здесь решается 70% всех проблем, которые волнуют граждан, проживающих на территориях региональных образований. Культура в данном аспекте является ресурсом регионального и муниципального развития, и каждая ее грань – будь то история, современные события или особенности субкультуры, отражающие местный колорит, – должна играть эффективную роль в территориальном управлении.

Такой подход стремится соединить культурную проблематику с экономической, социальной и культурной политикой региональных и муниципальных образований в самых различных областях жизни. Такое отношение к культуре является признанием ее роли в создании ярких образов, необходимых для повышения рейтинга и осуществления стратегий продвижения и развития региональных и муниципальных образований. Культура – элемент несущей конструкции общества, который соединяет его с дальними целями или с памятью о самом себе и своей малой родиной, что является фундаментом в строительстве региональных и муниципальных образований.

Фокус – на региональных программах культуры

В сложившихся условиях социальной и экономической нестабильности особое значение приобретают поиски выхода к устойчивому развитию, обращение к ресурсам культуры, к механизмам культурной политики, постепенно приобретающей черты полисубъектности и открытости. Большая потребность в общенациональных целях и ценностях по-прежнему велика. Это актуализирует проблему обращения к концепциям социального государства и потребность анализа перспектив федеральных и региональных программ культуры, поиски оснований для адекватной современной ситуации концепции федеральных, региональных программ культуры, ориентированных на решение сложных проблем социальной и духовной жизни, зависящих от финансирования этой отрасли.

Исходя из этого, фокусируем внимание на региональных программах культуры. Они рассматриваются как вид управленческой и финансовой деятельности, связанной с постановкой целей и выработкой приоритетов социокультурного и экономического развития, включающей процедуры планирования, проектирования, материальных затрат, реализацией и обеспечением условий для удовлетворения культурных потребностей населения.

Актуальность статьи состоит в том, что в современных условиях, одним из ведущих направлений государственной региональной политики Российской Федерации является формирование адресного финансирования и реализация программ культуры в регионах страны. Что помогает в комплексе с другими сферами жизнедеятельности регионов, используя системное управление, разрешать сложные социально-культурные и экономические проблемы региона. Опираясь на опыт соседних регионов, мировой опыт зарубежных стран, основным механизмом перераспределения бюджетных ресурсов по сферам обеспечения жизнедеятельности населения становится применение программно-целевого управления и разработка государственных программ.

Государственные программы являются одним из основных инструментов реализации государственной политики, направленной на решение социально-культурных и экономических проблем территории. Методическое обеспечение по формированию государственных программ в субъектах Российской Федерации не позволяет выстроить оптимальный порядок их разработки, реализации и оценки, а также систему индикаторов и показателей, характеризующих выполнение целей, задач и мероприятий, их эффективность и результативность. 

Многие государственные программы не способствуют решению комплексных региональных проблем в заявленном объеме и направлены на рассмотрение преимущественно отраслевых или ведомственных задач, не учитывается менталитет культур региона, традиции, экономические особенности. Государственные программы ориентированы чаще всего на получение максимального бюджетного финансирования и в методическом плане представлены по регионам страны различными трудно рассчитываемыми вариантами. Они не направлены на определение перерасхода или экономии бюджетных ресурсов, а также стоимости достигнутых целей и задач программы, то есть результативность и эффективность региональных программ не достигает запланированного результата.

Нужны государственные программы для территорий

Разработка теоретико-методических и экономических основ государственных региональных программ культуры на региональном уровне позволит обосновать их направления, оценить вариантность развития, что в конечном итоге будет способствовать сокращению социально-культурных экономических проблем региона. Возможность решения поставленных теоретических задач имеет непосредственное практическое значение. Для достижения данной цели необходимо:

▪          изучить теоретические и методические подходы государственной региональной программы культуры;

▪          определить содержание и особенности применения программно-целевого управления в современных экономических условиях;

▪          исследовать методические экономические подходы к разработке, реализации государственной региональной программы культуры;

▪          проанализировать и выявить недостатки существующей государственной региональной программы культуры;

▪          рассмотреть действующий механизм формирования государственной региональной программы культуры субъектов РФ (и дополнить его элементами, входящими в систему программно-целевого управления);

▪          изучить методические подходы к экономической оценке эффективности и результативности государственной региональной программы культуры.

В период становления и развития региональных и муниципальных образований культура даст толчок человеку, обществу, комплексному развитию, территориальной инфраструктуре, всестороннему развитию национальных требований в организации жизнедеятельности, обеспечении творческого развития и свободы личности во всех сферах деятельности, в том числе экономических и управленческих процессах. Такой демократизм регионального и муниципального управления представляет важную культурную ценность, что является значительным результатом исторического, мирового и национального развития, источником и фактором процветания культурной политики на территории регионального и муниципального образования.

Организационная структура территориального управления выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами, формами организации, материально-техническим обеспечением, способами финансирования, технологией деятельности и другими элементами. Перспективным для территориального управления является использование нового направления научных знаний экономики, которая изучает принципы и технологии экономического воздействия на культурную политику, сохранения и улучшения, обеспечения культурного совершенства человека, самореализацию творческих сил в соответствии со смыслом жизни, подлинными человеческими ценностями.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться