Каковы перспективы налогообложения в будущем. Часть 2

Каковы перспективы налогообложения в будущем. Часть 2

В ряде стран не хотят дожидаться решения проблемы на международном уровне, которое может состояться весьма нескоро.
Эксперты / Евгений Воловик 19 Янв 2019, 18:00
Каковы перспективы налогообложения в будущем. Часть 2

Например, для Великобритании лучше было бы установить режим налогообложения крупных компаний технологического сектора, исходя из международных соглашений. Мировые интернет-гиганты должны внести свою справедливую долю в финансирование государственных услуг. В 2018 году компания Google по линии налога с корпораций уплатила в Соединенном Королевстве почти 50 млн фунтов стерлингов при задекларированном размере прибыли чуть выше 200 млн фунтов, в то время как ее объем продаж составляет примерно 5,7 млрд фунтов в год.

Каковы перспективы налогообложения в будущем. Часть 1

Естественно, возникает идея каким-то образом обложить выручку компании. Следуя этой идее, в Великобритании предлагают ввести НЦУ с апреля 2020 года в качестве односторонней промежуточной меры, независимо от других стран ЕС, и не дожидаясь глобальных решений ОЭСР. Фактически это будет налог на выручку компаний Интернет-торговли, его еще прозвали «налогом на Amazon» (Amazon tax). Размер ставки налога составит 2%, его плательщиками будут компании с глобальным годовым доходом не менее 500 млн фунтов стерлингов.

Налогом предлагается облагать выручку компаний, представляющих собой онлайновые поисковые машины, платформы социальных сетей и онлайновые торговые площадки, независимо от того, обладают ли они налогооблагаемым присутствием в Великобритании или нет.

Первые 25 млн фунтов стерлингов выручки компании в Соединенном Королевстве налогом на цифровые услуги облагаться не будут. Сумма налога будет подлежать вычету из суммы британского налога с корпораций. НЦУ не будет «налогом на Google», хотя компания Google может стать одним из основных плательщиков налога на цифровые услуги.

Великобритания предусмотрит автоматическую отмену НЦУ после того, как будет согласовано и реализовано «глобальное решение» проблемы налогообложения цифровых услуг, поиском которого занимается ОЭСР.

Налог придется платить всего примерно 30 компаниям. Ожидается, что от крупнейших плательщиков НЦУ британский бюджет за 5 лет получит примерно 1,5 млрд фунтов стерлингов.

Некоторые комментаторы рассматривают НЦУ не только в качестве инструмента, позволяющего получить с компаний (прежде всего, американских) деньги за вклад английских пользователей в создание стоимости, но и как плату цифровых бизнесов за доступ на британский рынок. По сути, получается, что Британия считает английских пользователей неким национальным ресурсом с платным доступом к нему.

Германия пока относится к идее налога на цифровые услуги сдержанно, опасаясь, что введение этого налога поставит под удар экспорт немецкой продукции, включая автомобили, в США, Китай и Индию. Немцы ищут дипломатическое прикрытие, чтобы тихо отползти от НЦУ, и пока педалируют предложение о глобальной минимальной ставке налога с корпораций. Германию поддержали несколько других стран – членов ОЭСР.

Тем временем Совет министров Испании внес предложение ввести налог на цифровые услуги крупных технологических компаний. Ставку налога предлагается установить в размере 3%, налоговой базой будет выручка компании. Налогом предлагается облагать компании при условии, если ее глобальная выручка составляет 750 млн евро и более, а выручка в Испании – 3 млн евро и более. Поскольку главная задача нового налога состоит в обложении компании по месту извлечения доходов, получатель ее услуг должен находиться в Испании. Налогообложению будет подлежать выручка компании от деятельности, где главную роль в создании стоимости играет пользователь.

Таким образом, предложение Испании следует идеям Европейской комиссии по введению временного налога на цифровые услуги. Налогом предлагается облагать только компании, занимающиеся:

  • предоставлением услуг интернет-рекламы;
  • предоставлением онлайновых посреднических услуг;
  • продажей данных, полученных из сведений, предоставленных пользователями.

Выручка от прямой продажи товаров и услуг одним пользователем другому, от предоставления определенных финансовых услуг, а также от продажи товаров и услуг на сайте поставщика налогом облагаться не будет. По линии нового налога Испания рассчитывает получать около 1,2 млн евро в год.

В Австралии предлагается обложить новым налогом цифровой бизнес со значительным «цифровым отпечатком». При этом компания не обязательно должна физически находиться в этой стране либо обладать в ней налоговым присутствием. 

В число облагаемых компаний могут входить поставщики новостей и информации, поставщики услуг социальных сетей, платформы электронной розничной продажи, операторы услуг цифровой связи (мессенджеры), операторы потоковых сервисов, файлообменники, платформы услуг гостиничного бизнеса, сервисы совместно-попутных поездок, сервисы заказа такси и другие цифровые платформы.

Позиция Австралии состоит в том, что в настоящее время налогообложение цифровых компаний, как в этой стране, так и на международном уровне, строится исходя из их физического присутствия на территории определенного государства. Этот подход не учитывает факт создания стоимости пользователями и цифровыми сетями, которые могут находиться в других странах. Поэтому строить новую систему налогообложения предлагается на основе следующих параметров:

• местонахождение и количество пользователей. При этом исходят из того, что цифровой бизнес извлекает прибыль из:

1. пользовательских данных, которые он получает в результате предметной онлайновой рекламы;

2. создаваемого пользователями контента, благодаря использованию которого компания завоевывает авторитет и репутацию среди пользователей;

3. участия пользователей, повышающего привлекательность платформы или электронной торговой площадки;

• местонахождение и стоимость маркетинговых нематериальных активов, например, названия (марки) фирмы. Использование этой группы параметров обосновывается тем, что маркетинг является источником формирования стоимости;

• распределение прибылей на основе заранее определенных отраслевых процентов.

Новый налог дополнит уже действующий в Австралии (НДС-подобный) налог на товары и услуги предприятий цифрового бизнеса. Кроме того, на определенные категории этих предприятий уже сейчас распространяются нормы противодействия избежанию налогообложения транснациональными компаниями.

Индия ввела так называемый уравнительный сбор с онлайновой рекламы. Сбором облагается выручка юридического лица – нерезидента за оказание следующих услуг предприятию – резиденту в Индии, а также нерезиденту, имеющему в этой стране постоянное представительство (В2В):

  • онлайновая реклама;
  • предоставление цифровых рекламных площадок;
  • предоставление средств и услуг для онлайновой рекламы;
  • предоставление других услуг, о которых правительство особо уведомит налогоплательщиков.

Ставка сбора составляет 6%, он взимается с полученной предприятием – нерезидентом выручки. В Индии нет единства в отношении того, распространяется ли на этот сбор действие соглашений об избежании двойного налогообложения. В индийском законодательстве закреплена концепция существенного экономического присутствия. Концепция создает условия для налогообложения нерезидентов, обладающих цифровым присутствием в Индии выше определенного порога, величина которого пока не установлена. Налог будет распространяться на нерезидентов, осуществляющих операции с товарами, услугами и имуществом в Индии, включая и загрузку данных или программного обеспечения.

Другими странами, пытающимися наладить обложение цифровой экономики, стали, в частности, Новая Зеландия с ее предложением, подобно Соединенному Королевству, ввести налог на Amazon, и Уганда, в которой пользователи WhatsApp, Twitter и Facebook будут платить так называемый сбор с социальных сетей.

Старым предприятиям в новой реальности не выжить

В мире сложилось мнение, что налоговые системы должны быть приведены в соответствие с сегодняшней и будущей реальностью. Принципы налогообложения прибыли корпораций обсуждают на международном уровне, дискуссии выходят далеко за пределы систем налогообложения розничной торговли. 

Современный налоговый режим, в котором прибыль корпорации облагается по территориальному принципу, стимулирует вывод доходов розничной интернет-торговли в государства с пониженным уровнем налогообложения. Этой возможностью не могут воспользоваться обычные магазины, намертво привязанные к определенной улице в определенном городе. Заставить технологические гиганты платить больше налогов невозможно без радикальной перестройки международной налоговой системы. 

Сначала международному стандартизатору в области налогообложения – ОЭСР – необходимо будет добиться консенсуса по новым принципам обложения прибыли корпораций, что предполагает, в том числе, принятие нового определения понятия постоянное представительство. После этого ОЭСР должна будет внедрить эти принципы в типовую конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и капитала. Затем странам мира придется перезаключить двусторонние соглашения об избежании, либо присоединиться к многосторонней конвенции. На все это могут понадобиться годы, если не десятилетия.

Эта перспектива не устраивает политические круги, которым нужны немедленные результаты. Комментаторы указывают на разрыв между общественным возмущением, подогреваемым обогащением уплачивающих минимальные налоги технологических компаний, и способностью властей провести необходимые налоговые реформы в приемлемые сроки. 

Этот разрыв искусно эксплуатируют круги, работающие на интересы отраслей, рассматривающих технологические компании в качестве угрозы их существованию. Их логика следующая: власти никогда не пойдут на реформу налогообложения корпораций, поэтому необходимо установить специальный налог на жирующую технологическую компанию Альфа, что позволит скомпенсировать потерю выручки умирающей обычной компании Бета. 

Примеры – французский налог на Uber, призванный профинансировать выкуп лицензий водителей такси у обедневших обычных таксистов (в конце концов эта идея не прошла), ну и британский налог на Amazon. Говорят, что этот налог призван мобилизовать деньги на финансирование сектора обычной розничной торговли. Сюда же можно отнести налог на онлайновых новостных агрегаторов вроде Facebook, который пойдет на финансирование работы журналистов-расследователей, или налог на компанию Netflix для финансирования британской телерадиовещательной организации ВВС.

Подобные специализированные налоги, если их ввести, в лучшем случае будут неэффективными, поскольку они не решают проблем с пополнением государственных бюджетов. А в худшем случае они лишь укрепят компании, которые первоначально хотелось бы укоротить.

Обществу сегодня необходимо найти новую систему налогообложения, которая отвечала бы современным технико-экономическим воззрениям, а не обращала бы время вспять, чтобы искусственно поддержать агонию отчаянно пытающихся выжить предприятий традиционных отраслей промышленности.

1. Отчетливо осознавая недостатки сложившихся налоговых систем, государства ищут подходы к их реформированию. В частности, эксперты подчеркивают необходимость обратить более серьезное внимание на налог на землю и на косвенные налоги.

2. Страны мира ведут работу по адаптации налоговых систем к новым технологическим реальностям. Предпринимаются попытки разработать новые подходы к налогообложению онлайновых услуг.

3. Многие страны не станут дожидаться принятия согласованного глобального решения в области налогообложения интернет-услуг, которое видится возможным лишь в относительно отдаленной перспективе. Поэтому появление «лоскутного одеяла» односторонних инициатив можно считать неизбежным.

4. В поиске архитектуры налогообложения онлайновых услуг обнажаются противоречия между странами, компании которых эти услуги предоставляют, и государствами, в которых услуги потребляются. Похоже, новая мировая налоговая война наращивает обороты, ее исход комментаторам пока не представляется очевидным.

 

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться