Кто интересен ФНС в первую очередь

Кто интересен ФНС в первую очередь

Многие руководители боятся налоговых проверок как огня. Это неудивительно, ведь часто проверяющие подходят к проверке формально и штрафы налагаются даже за технические ошибки. Кроме того, с 2019 года произошел ряд изменений.
Эксперты / Екатерина Шестакова 26 Янв 2019, 10:00
Кто интересен ФНС в первую очередь

Изменился порядок камеральных проверок. По общему правилу срок камеральной проверки составляет 3 месяца. Этот срок отсчитывается:

  • в подтверждение даты отправки декларации, полученной вами от оператора электронного документооборота при подаче электронной декларации;
  • по отметке инспекции на вашем экземпляре декларации, поданной на бумаге непосредственно в ИФНС;
  • по описи вложения при отправке декларации по почте (Письмо Минфина от 29.12.2016 № 03-04-05/79413).

Но в конце 2018 года произошли изменения в сроках проверок. Эти изменения были очевидны, поскольку налоговый орган перешел на электронный документооборот в части НДС.

Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ, подписанный Президентом России, вносит поправки в части первую и вторую Налогового кодекса РФ. Закон предусматривает сокращение срока проведения камеральных налоговых проверок по НДС с 3 до 2 месяцев.

В 2018 году внесены изменения в части блокировки счетов. Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Новые формы налогового контроля

С начала 2019 года утверждены новые формы налогового контроля. Среди обновленных форм можно назвать:

  • требование о представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
  • решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки;
  • решение об истребовании документов (информации) у аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • дополнение к акту налоговой проверки;
  • требование о представлении странового отчета;
  • заявление об освобождении поручителя (банка) от обязательств по договору поручительства (банковской гарантии);
  • уведомление о непредставлении расчета по страховым взносам.
Следует обратить внимание на то, что ранее не было установлено следующих форм документов:
  • протокола ознакомления с материалами налоговой проверки;
  • уведомления о непредставлении расчета по страховым взносам;
  • заявления об освобождении поручителя (банка) от обязательств по договору поручительства (банковской гарантии);
  • требования о представлении странового отчета и о представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
  • решения об истребовании документов у аудитора и о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.
  • Вместе с тем применение проверяющими ненадлежащих форм не влечет отмену решения налогового органа.

Проверка ценообразования при трансфертном ценообразовании

Согласно НК РФ налоговые органы обязаны контролировать трансфертное ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами.

В отношении трансфертного ценообразования долгие годы ведутся дискуссии. Дискуссии касаются как проверки ценообразования, так и установления фактов необоснованной налоговой выгоды.

Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ повышает порог для признания сделок контролируемыми. Это значит, что и порог для проведения проверок повышается.

В перечень неконтролируемых сделок входят:

  • все внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами становятся неконтролируемыми (в 2018 году только с оборотом менее 1 млрд руб.);
  • сделки, являющиеся исключениями, например, если хотя бы одна из сторон использует льготы, снижающие ставку по налогу на прибыль ниже ставки, применяемой контрагентом, а также сделки с полезными ископаемыми, налоговая база НДПИ по которым определяется в процентах, признаются контролируемыми, если оборот по ним превышает 1 млрд руб. в год (в 2018 году порог составлял 60-100 млн руб.);
  • внешнеэкономические сделки с взаимозависимыми лицами с суммой доходов по ним менее 60 млн руб. также становятся неконтролируемыми.

Проверка применения налоговых льгот и НДС в чеках

В 2019 году изменились налоговые льготы, а, следовательно, и вопрос проверки применений в части применения льгот тоже изменятся.

С 1 октября 2018 года при реализации драгоценных металлов нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики, которые производят драгоценные металлы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами. Прежде такая лицензия была нужна (Федеральный закон от 27.06.2018 г. № 159-ФЗ). С 1 октября 2018 года по товарам, экспортированным за пределы ЕАЭС, не требуется представлять копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками таможни места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. ИФНС может получить данные о вывозе товаров напрямую у таможни в электронном виде.

Однако если эти данные таможня не представит, либо они будут противоречить сведениям, заявленным самим налогоплательщиком, то ИФНС может затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. На представление таких документов налогоплательщику отводится 30 календарных дней с момента получения требования инспекции.

При этом с 2019 года налогоплательщик может отказаться от льгот в части применения нулевой ставки НДС экспортером.

До 1 октября 2018 года при продаже товаров за рубеж российские компании не могли подтвердить нулевую ставку по НДС, если в роли зарубежного покупателя выступала российская организация. Налоговики в таком случае требовали уплаты НДС в обычном порядке – как при внутрироссийской реализации. Причем факт пересечения товаром российской границы для проверяющих значения не имел, поскольку для подтверждения экспортной ставки сейчас нужен контракт именно с иностранным.

По товарам, которые будут реализованы на экспорт начиная с 01.10.2018, подтвердить нулевую ставку НДС можно будет и при наличии контракта с российской организацией. По его условиям товар должен поставляться обособленному подразделению компании (филиалу, представительству российской компании).

Соответственно, если компания применяет дополнительные льготы или отказалась от применения льгот, целесообразно подать в налоговый орган пояснения. Пояснения подаются в том же виде, что и декларация. Так как декларация по НДС подается в электронном виде, то и пояснения необходимо также подать в электронном виде. С 2017 года происходит переход на онлайн-кассы. Соответственно, в 2019 году можно ожидать проверок применения онлайн-касс, когда компании не применяют кассы.

В 2018 году произошло важное изменение в НДС – новая редакция пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса. Содержащееся в нем положение отныне предписывает в обязательном порядке указывать НДС в чеках и иных документах, выдаваемых розничным покупателям при торговле товарами, работами или услугами.

Интересно, что в ценниках товаров выделять НДС не требуется, по крайней мере, пока. Соответственно, налоговый орган может проверять выделяемый НДС в чеках, при этом с 2019 года должны использоваться чеки с выделенным НДС – 20%. Критерии проверок контрольно-кассовой дисциплины в налоговом законодательстве не установлены.

Обмен информацией между ведомствами и иск попадания в выездную налоговую проверку

Достаточно давно существует электронный обмен информацией между ведомствами. Теперь в рамках экспортных и импортных операций налоговый орган может запросить информацию только 1 (один) раз. По товарам, реализованным на экспорт с 1 октября 2018 года, экспортный контракт для подтверждения нулевой ставки НДС можно будет представить в ИФНС также только 1 (один) раз.

Если в последующем он понадобится для подтверждения экспортной ставки, вместо него плательщик НДС сможет направить в инспекцию уведомление, составленное в произвольной форме. Это уведомление надо будет направить в инспекцию вместе с НДС-декларацией, в которой отражены экспортные операции, связанные с ранее представленным контрактом.

Не запрашивается документация, предъявленная ранее, и документы, имеющиеся в наличии в базах других официальных структур (153-го типа находятся под запретом по распоряжению Правительства РФ), к примеру, выписки из многих видов государственных реестров (ЕГРП и др.), кадастровые паспорта, сведения о численном составе работников, многие виды справок.

В Налоговом кодексе РФ нет прямой ссылки на случаи проведения выездных налоговых проверок. Но вместе с тем риски будут существовать в случаях:

  • если сумма нарушения превышает 10 млн руб.;
  • если компания игнорирует требования в части предоставления пояснений налоговой отчетности;
  • если по итогам камеральной проверки компания попала в план выездных проверок.

На сайте налогового органа «Я хочу минимизировать риск выездной проверки» приведена Концепция выездных налоговых проверок, которую может использовать налогоплательщик для снижения налоговых рисков.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен Федеральной налоговой службой в план выездных налоговых проверок.

Кроме того, важно обратить внимание, что Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку.

Перечень проверяемых компаний устанавливается на каждый год, в него, в частности, попали АО «Гознак», АО «КТ», ООО «Панорама» и др.

Перечень вопросов для корректировки декларации

Часто налоговый орган присылает требование или запрос о корректировке декларации. Но вопрос, нужно ли корректировать декларацию, остается открытым. На сайте nalog.ru контролирующий орган дает разъяснения, что делать в этом случае.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения.

Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Внести исправления в декларацию необходимо только в том случае, если ошибка привела к уменьшению налога, уплачиваемого налогоплательщиком в бюджет. Если этого не произошло, то подавать уточненную декларацию необязательно.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться