Какие перемены произошли в налогообложении зарубежных владельцев

Какие перемены произошли в налогообложении зарубежных владельцев

В Великобритании предложены поправки в законодательство о зарубежных владельцах британской недвижимости. Меры призваны подвести нерезидентов под обложение налогом на доходы от инвестиций в недвижимость.
Эксперты / Евгений Воловик 26 Янв 2019, 18:04
Какие перемены произошли в налогообложении зарубежных владельцев

Поправки должны вступить в действие с 6 апреля 2019 года и относиться к доходам, полученным в результате роста цен на недвижимость начиная с этой даты. Поправки будут распространяться на опосредованную реализацию (продажу) так называемых структур с большой долей имущества (property rich vehicles), то есть структур, заимствующих, прямо или косвенно, 75% своей стоимости из британской недвижимости (см. ниже). В число зарубежных владельцев предлагается включить, среди прочих, холдинговые структуры и фонды.

Предполагают, что от налога будут освобождены определенные зарубежные пенсионные фонды и государственные инвестиционные фонды. Под налогообложение не будет попадать инвестор, владеющий менее 25% подобной структуры на протяжении двух лет. «Условие 25%» не будет распространяться на структуры коллективного инвестирования, которые воспользовались «специальным статусом»: структурам коллективных инвестиций, например, офшорным паевым фондам инвестиций в недвижимость будет предоставлена возможность получить статус налогово-прозрачных структур. 

В этом случае требование владения долей в структуре менее 25% предъявляться не будет, а все инвесторы будут считаться владельцами доли в выступающем в качестве базисного актива имуществе, подобно тому, как это делается в случае коммандитного товарищества. Освобожденные от налога инвесторы в Соединенном Королевстве по общему правилу не являются плательщиками налога на прибыль от операций с капиталом.

Предполагается еще один вариант режима, при котором фонды будут считаться освобожденными от налога. В этом варианте «условие 25%» тоже действовать не будет, налог на прирост капитала (НПК) будут платить сами инвесторы при реализации накопленных в фонде процентов либо при распределении доходов от капитала. Режим освобождения структур коллективных инвестиций от налога на доходы от инвестиций в недвижимость предусматривает повышение требований к отчетности управляющих фондами. Возможно, управляющие фондами станут удерживать налог с инвесторов.

Другие поправки предлагается внести в интересах противодействия отмыванию преступных доходов. Юридические (не физические) лица, владеющие недвижимостью в Соединенном Королевстве, будут обязаны:

  • зарегистрироваться в специальном государственном реестре Регистрационной палаты;
  • предоставить данные о лицах, владеющих этими юридическими лицами либо их контролирующих;
  • ежегодно подтверждать и по необходимости корректировать переданные в реестр данные;
  • в случае зарубежных юридических лиц предоставлять в Земельный кадастр сведения, позволяющие идентифицировать этих лиц при покупке, продаже, сдаче в аренду, обременении земельных участков.

От этих требований предлагается освободить правительства и органы государственной власти зарубежных стран. Комментаторы отмечают, что в связи с поправками возникнет необходимость проверки соответствующих структур и их правосубъектности согласно законам соответствующего государства. Например, паевой траст может не иметь статуса юридического лица, тогда как таким статусом, как правило, могут обладать доверительные управляющие.

Зарубежные юридические лица должны будут зарегистрировать своих бенефициарных владельцев. Понятие бенефициарного владельца в данном контексте будет аналогично понятию лица с существенным контролем (Person with Significant Control – PSC), принятому в целях ведения реестра бенефициарных владельцев британских юридических лиц. 

Грубо говоря, бенефициарным владельцем будет именоваться физическое либо юридическое лицо (обязанное, в свою очередь, раскрыть своего бенефициарного владельца), которое удовлетворяет одному или нескольким следующим условиям:

  • это лицо прямо или косвенно владеет более 25% акций или прав голоса в зарубежном юридическом лице;
  • это лицо может назначать и увольнять большинство членов совета директоров юридического лица;
  • это лицо имеет право оказывать, либо фактически оказывает, существенное влияние на юридическое лицо, осуществляет «значительный контроль» над ним.

Для ряда категорий бенефициарных владельцев предполагаются исключения. Это, в частности, лица, которые владеют существенной долей через холдинговые структуры, они уже сегодня обязаны передавать в компетентные органы сведения о своих бенефициарных владельцах. Примером таких лиц могут быть британские структуры, зарегистрированные в реестре PSC. Исключение будет распространяться и на иностранные холдинговые структуры, зарегистрированные в реестрах бенефициарных владельцев своих стран, а также на компании, зарегистрированные на регулируемом европейском рынке.

Партнеры британских коммандитных товариществ и «иностранные коммандитные партнеры» не будут считаться бенефициарными владельцами зарубежных юридических лиц. Комментаторы отмечают, что эта особенность может оказаться полезной для институциональных инвесторов, которые обычно являются коммандитными партнерами.

Требование регистрации будет предъявлено к зарубежным юридическим лицам, владеющим земельным участком в настоящее время, если они вступили во владение 1 января 1999 года и позднее. Эти зарубежные юридические лица должны будут зарегистрироваться не позднее 18 месяцев после вступления в силу нового законодательства. Требование не распространяется на «иностранных юридических лиц», которые входят в число органов власти иностранных государств.

В Соединенном Королевстве действует требование регистрации британских трастов. Имплементация Пятой директивы ЕС по противодействию отмыванию денег распространит это требование на все небританские трасты, владеющие недвижимостью в Соединенном Королевстве, даже если их доверительные управляющие по закону не обязаны платить здесь налог. Британский минфин планирует запустить процедуру консультаций по этому вопросу этой зимой с выходом на обсуждение соответствующего законопроекта весной 2019 года. Ожидается, что законодательство вступит в действие где-то в январе-феврале будущего года, уже после того, как Соединенное Королевство покинет Европейский союз. Хотя, если в отношении Brexit что-то пойдет не так, возможны и другие варианты.

В конце сентября 2018 года стало известно о планах введения в Великобритании нового дополнительного гербового сбора со ставкой с зарубежных покупателей недвижимости в размере от 1 до 3%. Дополнительные поступления в бюджет должны пойти на борьбу с бездомностью. Премьер-министр Тереза Мэй отмечала, что предпримет меры, чтобы трудолюбивые британцы в приобретении жилья получили предпочтение над частными лицами, которые не живут в Великобритании, а также над иностранными компаниями.

Корректировка налога на прирост капитала

По оценкам, за 2014–2016 годы иностранцы приобрели 13% нового лондонского жилья. По другим исследованиям, повышение всего на 1% объемов жилья, проданного зарубежным компаниям, ведет к общему росту цен на него на 2,1%. Эксперты отмечают, что пока в Соединенном Королевстве законодательство по налогу на прирост капитала с имущества весьма запутано: британские резиденты и нерезиденты облагаются налогом с нежилой недвижимости по-разному.

С другой стороны, налогообложение зависит от вида и от стоимости реализуемого имущества. Так, нерезидент, реализующий коммерческую недвижимость в Великобритании, не платит НПК. Если же он реализовал жилую недвижимость, на него распространяется специальный режим налогообложения НПК. Резидент, реализующий недвижимость любого назначения в Великобритании, облагается НПК либо налогом с корпораций. Юридическое лицо (резидент и нерезидент), владеющее имуществом стоимостью не менее 500 тыс. фунтов стерлингов, облагается по другим особым правилам и т.п.

Бюджет на 2019 год выравнивает условия для резидентов и нерезидентов по уплате НПК при реализации земельных участков. Правила обложения должны стать едиными независимо от резидентности владельца земли. Предполагается, что с апреля 2019 года нерезиденты будут облагаться налогом при любой прямой реализации земельных участков в Соединенном Королевстве. Налогом будет облагаться и реализация их участия в определенных видах «активов с большой долей имущества», если нерезидент обладает «существенным косвенным участием» в соответствующем земельном участке в Великобритании. Эксперты отмечают особую сложность правил налогового администрирования в случаях подобной «опосредованной реализации» имущества.

Прирост капитала для компаний-нерезидентов будет облагаться налогом с корпораций. Другие категории нерезидентов будут облагаться НПК. Прямая и опосредованная реализация имущества будет подлежать отчетности, которая должна будет подаваться в налоговую службу не позднее 30 дней с момента реализации. При прямой реализации это можно будет сделать без проблем, в то время как в случае опосредованной реализации могут возникнуть сложности.

Прямая реализация земельного участка нерезидентом будет облагаться НПК (или налогом с корпораций при реализации участка компанией-нерезидентом). Опосредованная реализация относится к случаям реализации «актива с большой долей имущества». Таким активом может быть, например, доля в компании, владеющей недвижимостью. «Большой долей имущества» в данном случае будет считаться ситуация, когда не менее 75% стоимости актива на момент реализации приходится на стоимость земли. 

Нерезидент не будет плательщиком налога с опосредованной реализации, если только он не обладает «существенным косвенным участием» в соответствующем земельном участке. Для компании-нерезидента это означает инвестицию в размере не менее 25%. Эта инвестиция может иметь вид доли или ссуды, отличной от обычного коммерческого кредита. Такой долей могут быть право голоса, право на полученную после продажи выручку, право, возникающее в связи с ликвидацией компании.

По заключению экспертов, предлагаемая корректировка налогового законодательства может привести к расширению налогооблагаемой базы, в результате чего многие нерезиденты впервые станут плательщиками налогов в Соединенном Королевстве.

Люди собираются уезжать

Каковы последствия корректировок законодательства? По недавним оценкам, примерно 26% физических лиц без постоянного места жительства в Великобритании (non-domiciled individual – лицо, проживающее в стране, но не обязанное платить в ней налоги на доходы, полученные за границей) планируют в этом году покинуть страну. Главной причиной этого они называют корректировку налоговой системы Соединенного Королевства. Здесь имеются в виду поправки в отношении доходов, переведенных на территорию Великобритании, и новое требование корректировки правил для офшорных активов. В числе других причин раздумий граждан о выезде из Соединенного Королевства называются снижение благоприятности атмосферы из-за действий правительства (26%) и Brexit (23 %).

Лица без постоянного местожительства в Великобритании принесли в виде различных налогов в казну страны в 2016–2017 финансовом году 9,4 млрд фунтов стерлингов. Это максимальная цифра с 2007–2008 финансового года.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться