Как рассчитать налоговую нагрузку предприятия

Как рассчитать налоговую нагрузку предприятия

Налоговая нагрузка является достаточно условным показателем. Дело в том, что ряд сборов не поименован в Налоговом кодексе, к таким платежам, в частности, относятся платежи Платон. Кроме того, с 2017 года страховые взносы администрирует налоговый орган.
Эксперты / Владимир Солдаткин 02 Фев 2019, 10:00
Как рассчитать налоговую нагрузку предприятия

Появились новые виды платежей, такие как торговый сбор, курортный сбор, а проверкой налоговой нагрузки сегодня занимается как налоговый орган, так и банки.

Понятие налоговой нагрузки отсутствует в налоговом законодательстве. Налоговая нагрузка очень схожа к налоговому бремени, которое представляет собой:

  • относительную величину (степень отвлечения денежных средств на уплаты налогов);
  • абсолютную величину (обременение, возникающее из обязанности платить налоги).

Также возможно определить налоговую нагрузку как долю суммы уплаченных за определенный период налогов в какой-то экономической базе за тот же период, которая позволяет оценивать влияние размера налоговых платежей на доходность и рентабельность субъекта. Проще говоря, налоговая нагрузка – это соотношение сумм уплаченных налогов и выручки компании. Следует обратить внимание, что налоговая нагрузка устанавливается:

  • налоговым органом;
  • Центробанком.

Если размер налогов и взносов составляет 0,9% от дебетового оборота по счету, то компания находится в зоне риска; попадут в зону риска и компании, у которых размер налогов немного отличается от дебетового оборота. Налоговый же орган отслеживает налоговую нагрузку в рамках проверки налоговых деклараций. Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Базой для расчета налоговой нагрузки может быть (в зависимости от экономического уровня и целей проведения расчета):

  • планируемая прибыль или ожидаемый доход;
  • вновь созданная стоимость;
  • источник уплаты налога (расходы или прибыль);
  • доходы;
  • выручка (с НДС и без него).

В 2017 году компании и предприниматели примерно 11% своей выручки израсходовали на уплату налогов. Однако в различных отраслях налоговая нагрузка различна:

  • в сельском хозяйстве – 4%;
  • в торговле – 4%;
  • в информационной сфере и связи – 16%;
  • в производстве напитков и табачных изделий – 30%.

Чтобы понять, какая налоговая нагрузка должна быть у компании, нужно заглянуть в концепцию выездных налоговых проверок.

Допустимый уровень налоговой нагрузки в 2018 и 2019 годах

Допустимый уровень налоговой нагрузки основывается на показателях прошлого года. Об этом, в частности, говорится в письме Федеральной налоговой службы от 22 августа 2018 года № ГД-3-1/5806@ .

В соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@, налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Расчет налоговой нагрузки произведен с учетом поступлений НДФЛ.

Применительно к опубликованным за 2017 год данным справочно рассчитана фискальная налоговая нагрузка по страховым взносам – как отношение суммы уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование и оборота (выручки) организаций, которая не включена в указанный выше показатель налоговой нагрузки.

При сравнении налоговой нагрузки вида экономической деятельности «деятельность санаторно-курортных организаций – 86.90.4» следует принимать во внимание уровень налоговой нагрузки по России, ввиду отсутствия значений по аналогичным отраслям. Так, уровень налоговой нагрузки по РФ за 2017 год составил 10,8%.

В 2019 году изменится налоговая нагрузка по НДС. Это связано с повышением размера уплачиваемого налога до 20%. Повышение ставки НДС при неизменности стоимости покупки и реализации приводит к снижению чистой прибыли и повышению налоговой нагрузки. И если в Концепции выездных налоговых проверок показатель вычетов составлял 89%, то с повышением налогов он явно изменится. Напомним, что показатели вычетов по НДС по регионам в 2018 году различались.

Поскольку налоговый орган обращает особое внимание на вычеты по НДС, то при несоответствии доли лучше сразу подготовить пояснительную записку.

В заключение необходимо отметить, что налоговая нагрузка будет только расти, что связано с повышением НДС, а также введением неналоговых платежей. Но при этом чистая прибыль и доходы компаний будут падать, что необходимо учесть в налоговом планировании на 2019 год.

Налоговая нагрузка

Вид экономической деятельности
(согласно ОКВЭД-2)

2017 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно- фискальная нагрузка по СВ, %

ВСЕГО

10,8

3,6

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство

4,3

5,5

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

3,5

5,4

Лесоводство и лесозаготовки

7,5

6,8

Рыболовство, рыбоводство

7,9

5,5

Добыча полезных ископаемых

36,7

1,8

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего

45,4

1,0

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

18,8

4,1

Обрабатывающие производства

8,2

2,2

Производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

28,2

2,4

Производство текстильных изделий, одежды

8,1

4,2

Производство кожи и изделий из кожи

7,9

4,7

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели,
производство изделий из соломки и материалов для плетения

2,0

3,6

Производство бумаги и бумажных изделий

4,4

1,8

Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

9,2

4,3

Производство кокса и нефтепродуктов

5,1

0,2

Производство химических веществ и химических продуктов

1,9

2,4

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

6,9

3,0

Производство резиновых и пластмассовых изделий

6,3

2,6

Производство прочей неметаллической минеральной продукции

8,9

3,5

Металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,4

2,4

Производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

8,8

3,9

Производство электрического оборудования, производство компьютеров,
электронных и оптических изделий, производство автотранспорта

9,9

4,3

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

12,5

5,3

Производство электрического оборудования

6,7

3,0

Производство прочих транспортных средств и оборудования

4,7

4,8

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,1

1,7

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

6,8

2,4

Производство, передача и распределение электроэнергии

8,1

2,2

Производство и распределение газообразного топлива

1,3

1,4

Производство, передача и распределение пара и  горячей воды; кондиционирование воздуха

6,5

4,5

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений

8,4

4,8

Строительство

10,2

4,3

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

3,2

1,2

Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,7

1,1

Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,1

0,9

Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,6

2,2

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

9,5

5,7

Транспортировка и хранение

6,8

4,8

Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные
пассажирские и грузовые перевозки

8,5

6,8

Деятельность трубопроводного транспорта

4,5

2,1

Деятельность водного транспорта 

9,3

4,1

Деятельность воздушного и космического транспорта

отр.

3,0

Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

14,4

11,6

Деятельность в области информации и связи, всего

16,4

5,2

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

21,3

6,3

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

15,4

9,2


Как определить налоговую нагрузку: формулы расчета

 

Показатель налоговой нагрузки

Формула расчета

Пояснения

Для ОСНО (общей системы налогообложения)

ННосно = (Нндс + Нп) : В

ННосно – налоговая нагрузка по ОСНО; Нндс – НДС к уплате, согласно декларации; Нп – налог на прибыль к уплате; В – выручка без НДС по отчету о прибыли и убытках

Для ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога)

ННесхн = Несхн : Десхн

ННесхн – налоговая нагрузка по ЕСХН; Несхн – ЕСХН-налог к уплате; Десхн – доход по ЕСХН-декларации

Для УСН (упрощенной системе налогообложения)

ННусн = Нусн : Дусн

ННусн – налогвая нагрузка по УСН; Нусн – УСН-налог к уплате; Дусн – доход под декларации

Для индивидуального предпринимателя

ННндфл = Нндфл : Дндфл

ННндфл – налоговая нагрузка по НДФЛ; Нндфл – НДФЛ по декларации; Дндфл – доход по 3-НДФЛ

По НДС (вариант 1)

ННндс = Нндс : НБобщ

ННндс – налоговая нагрузка по НДС; Нндс – НДС к уплате; НБобщ – налоговая база (сумма налоговых баз по разделам 3 и 4 декларации по НДС)

По НДС (вариант 2)

ННндс = Нндс : НБрф

ННндс – налоговая нагрузка по НДС; Нндс – НДС к уплате; НБрф – налоговая база по разделу 3 декларации по НДС

По налогу на прибыль

ННп = Нп : (Др + Двн)

ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль; Нп – налог на прибыль к уплате; Др – доход от реализации по декларации; Двн – внереализационный доход по декларации

Важно! Необходимо помнить о примечании к формулам для ИП, УСН, ОСНО и ЕСХН. Если налогоплательщик платит еще и другие налоги (на имущество, на землю, воду, транспорт, акцизы, НДПИ, природные ресурсы и др.), начисления по таким налогам учитываются в расчете. НДФЛ не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.


Безопасная доля вычетов по НДС в регионах России

(в %, по 2-му кварталу 2018 года)

Регион

Доля
вычетов, %

Регион

Доля
вычетов, %

Алтайский край

89,6%

Приморский край

94,8%

Амурская область

116,8%

Псковская область

89%

Архангельская область

88,5%

Республика Адыгея

86,5%

Астраханская область

58,3%

Республика Алтай

90,4%

Белгородская область

89,4%

Республика Башкортостан

87,7%

Брянская область

92,3%

Республика Бурятия

85,3%

Владимирская область

84,6%

Республика Дагестан

87,2%

Волгоградская область

87%

Республика Ингушетия

94%

Вологодская область

83,8%

Республика Калмыкия

78,8%

Воронежская область

92,3%

Республика Карелия

84,2%

Город Москва

88%

Республика Коми

79,3%

Город Санкт-Петербург

90,2%

Республика Крым

88,2%

Город Севастополь

82,4%

Республика Марий Эл

90,4%

Еврейская автономная область

87%

Республика Мордовия

89,6%

Забайкальский край

90,9%

Республика Северная Осетия – Алания

88,2%

Ивановская область

92,6%

Республика Татарстан

88,4%

Иркутская область

79,3%

Республика Тыва

74,4%

Кабардино-Балкарская Республика

94%

Республика Хакасия

89,9%

Калининградская область

65,8%

Республика Саха (Якутия)

85%

Калужская область

86,6%

Ростовская область

92,1%

Камчатский край

88,9%

Рязанская область

85,2%

Карачаево-Черкесская Республика

93,7%

Самарская область

84,6%

Кемеровская область

81,7%

Саратовская область

85,5%

Кировская область

84,9%

Сахалинская область

93,2%

Костромская область

84,1%

Свердловская область

86,6%

Краснодарский край

89,5%

Смоленская область

91,9%

Красноярский край

76,1%

Ставропольский край

88,9%

Курганская область

87,5%

Тамбовская область

95,2%

Курская область

88,3%

Тверская область

88,6%

Ленинградская область

86,3%

Томская область

74,3%

Липецкая область

88,9%

Тульская область

91,6%

Магаданская область

99,9%

Тюменская область

83,8%

Московская область

90,6%

Удмуртская Республика

80,1%

Мурманская область

78,5%

Ульяновская область

91,1%

Ненецкий автономный округ

116%

Хабаровский край

88%

Нижегородская область

87,4%

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

61,9%

Новгородская область

87,4%

Челябинская область

87,5%

Новосибирская область

89,1%

Чеченская Республика

103,3%

Омская область

82%

Чувашская Республика

83,2%

Оренбургская область

71,4%

Чукотский автономный округ

95,8%

Орловская область

92,9%

Ямало-Ненецкий автономный округ

97,6%

Пензенская область

90,1%

Ярославская область

85,8%

Пермский край

79,3%

 

 

 

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться