Правовое регулирование благотворительных фондов в России

Правовое регулирование благотворительных фондов в России

По данным Российских статистических ежегодников за 2017 и 2018 годы, численность зарегистрированных в России благотворительных фондов составила: на конец 2016 года – 7952, из них зарегистрировано в 2016 году – 1038; на конец 2017 года – 8549, из них зарегистрировано в 2017 году – 1074.
Эксперты / Валерий Белов 02 Мар 2019, 12:15
Правовое регулирование благотворительных фондов в России

Статус благотворительного фонда в Российской Федерации регулируется рядом законодательным актов. Благотворительный фонд является одним из видов фонда как формы юридического лица. Согласно статье 123.17 Гражданского кодекса, фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. 

Аналогичное определение понятия фонда содержится и в статье 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях». На практике благотворительные цели неразрывно связаны с реализацией различных социальных, общественно полезных целей. Практика показывает, что многие благотворительные фонды в России, в частности, ориентированы на сферу здравоохранения (прежде всего на оказание помощи тяжелобольным детям). Примеры таких фондов будут приведены позже. Гораздо меньше благотворительных фондов связано, например, со сферой науки и образования. В качестве примера последних можно отметить Благотворительный фонд «Вольное Дело», Фонд Михаила Прохорова (Благотворительный фонд культурных инициатив), Благотворительный фонд Владимира Потанина.

Благотворительные цели связаны с понятием благотворительной деятельности, содержание которой раскрывается в статье 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Под такого рода деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, по предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. 

В этом же законе перечисляются цели благотворительной деятельности, к которым, в частности, отнесены: 

социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан; 

подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; 

  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; 

  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; 

  • содействие защите материнства, детства и отцовства; 

  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; 

  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; 

  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта); 

  • охрана окружающей среды и защита животных; 

  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 

  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения.

Граждане и юридические лица имеют право беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора целей такой деятельности.

Благотворительный фонд является одной из форм благотворительных организаций. Под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. К числу благотворительных организаций помимо фондов относятся, в частности, общественные организации (объединения) и учреждения.

Порядок создания и регистрации благотворительного фонда

Порядок создания благотворительного фонда регулируется федеральными законами. В качестве учредителей благотворительного фонда могут выступить физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут являться учредителями благотворительной организации любой формы, в том числе фонда.

Благотворительный фонд, как разновидность некоммерческой организации, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно административному регламенту предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (с изм.), решение о государственной регистрации благотворительного фонда принимается на уровне территориальных органов Минюста России. Центральный аппарат данного министерства принимает решение о государственной регистрации в отношении отделений международных организаций и иностранных организаций.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации благотворительного фонда как некоммерческой организации, а также иных предусмотренных законом сведений осуществляется ФНС России на основании принимаемого Минюстом России (его территориальным органом) решения о государственной регистрации.

Законодательством предусмотрен закрытый перечень документов, необходимых для государственной регистрации фонда. К ним, в частности, относятся: заявление; устав; решение о создании фонда и об утверждении устава; сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины; сведения о месте нахождения постоянно действующего органа фонда; документы, подтверждающие правомочия на использование в наименовании фонда имени гражданина, символики, защищенной законодательством об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.

Согласно статье 333.33 Налогового кодекса за государственную регистрацию благотворительного фонда взимается государственная пошлина в размере 4 тыс. руб. Учредителями фонда утверждается устав, который должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях деятельности, об органах фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Определение направлений деятельности фонда

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда, в частности, относятся: определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества; образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда; изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом.

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.), а также может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (например, правление).

На попечительский совет возлагается осуществление надзора за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда.

Имущество и бухгалтерский учет фонда

Имущество фонда, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его деятельности. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Благотворительный фонд обязан вести бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством.

На Минюст России (его территориальные органы) возложено осуществление контроля за соответствием деятельности благотворительной организации целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно обязана представлять в данный государственный орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: 

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований законодательства по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; 

  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; 

  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); 

  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований законодательства, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет должен представляться благотворительной организацией в Минюст России (его территориальные органы) в тот же срок, что и годовой отчет о ее финансово-хозяйственной деятельности, направляемый в налоговые органы. 

Минюст России в свою очередь должен обеспечить открытый доступ к полученным им ежегодным отчетам благотворительной организации. Согласно приказу Минюста России от 7.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», соответствующие отчеты и сообщения должны размещаться на информационных ресурсах в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Дополнительно указанные отчеты и сообщения могут быть размещены непосредственно на сайте некоммерческой организации и иных сайтах в сети Интернет. В настоящее время такая информация представлена в разделе «Отчеты некоммерческих организаций» на информационном портале Минюста России.

На благотворительную организацию законом также возлагается обязанность обеспечения открытого доступа к своим ежегодным отчетам. Средства, которые затрачиваются на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда не могут составлять коммерческую тайну. Контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов возлагается на налоговые органы.

Благотворительная организация несет предусмотренную законодательством ответственность. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также законодательству, Минюст России (его территориальные органы) направляет ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в суде. При неоднократном предупреждении в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом.

Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение требований законодательства, подлежат взысканию в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации и должны быть использованы на благотворительные цели в порядке, установленном муниципальными органами социальной защиты.

Споры между благотворительной организацией и гражданами, касающиеся использования перечисленных данными лицами на благотворительные цели средств, подлежат рассмотрению в суде.

Благотворительная деятельность может осуществляться путем поддержки действующей благотворительной организации. В этой связи следует упомянуть о так называемых фандрайзинговых благотворительных фондах, которые привлекают внешние ресурсы для благотворительных целей.

Для устранения рисков мошеннических действий гражданам и юридическим лицам, собирающимся выступить в качестве благотворителей, важно убедиться в том, что переданные ими средства будут перечислены именно на благотворительные цели в реально существующую благотворительную организацию. С целью проверки данных обстоятельств можно воспользоваться соответствующими информационными ресурсами.

Информация по данному вопросу в определенной мере обобщена, например, на таком ресурсе. Так, в 2017 году было выявлено 525 фандрайзинговых благотворительных фондов. Любой благотворительный фонд, независимо от объемов собранных им денежных средств и соответствующих расходов, вносит неоценимый вклад в развитие благотворительности в России.

Не умаляя значимости каждого из благотворительных фондов, можно привести примеры фондов, занимающих в этом списке лидирующие позиции, и суммы собранных данными фондами в 2017 году средств. Это Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (2 млрд 186 млн 309 тыс. 598 руб.); Благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд» (1 млрд 863 млн 846 тыс. 189 руб.); Благотворительный Фонд Помощи Детям (WorldVita) (1 млрд 29 млн 906 тыс. руб.); Благотворительный фонд продовольствия «Русь» (922 млн 321 тыс. руб.); Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» (514 млн 67 тыс. 904 руб.); Благотворительный фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» (395 млн 517 тыс. 805 руб.); Благотворительный фонд «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» (365 млн 98 тыс. 463 руб.); Благотворительный фонд «АдВИТА» (349 млн 895 тыс. 21 руб.); Благотворительный фонд Константина Хабенского (262 млн 378 тыс. 143 руб.); Благотворительный фонд помощи социально незащищенным гражданам «Нужна помощь» (249 млн 512 тыс. 833 руб.).

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться