Все о налогообложении криптовалют. Часть 2

Все о налогообложении криптовалют. Часть 2

Налоговые органы исходят из того, что трейдеры различных криптовалют ведут надлежащий учет совершаемых операций в целях обоснования своего налогового статуса. 31 августа прошлого года австралийская налоговая служба опубликовала новую редакцию интернет-руководства о ведении учета операций с криптовалютой.
Эксперты / 16 Мар 2019, 10:00
Все о налогообложении криптовалют. Часть 2

Налогоплательщики неоднократно отмечали крайнюю сложность учета некоторых операций с криптовалютой и практическую невозможность получить данные, необходимые для налаживания адекватного учета. В ответ налоговая служба предлагает для учета криптовалютных использовать обычные правила учета операций по реализации имущества. 

Кроме того, ведомство указывает на недорогие программные продукты, позволяющие регистрировать все криптовалютные операции, включая и операции обмена криптовалюты на криптовалюту с пересчетом их размера в австралийские доллары. Особо не задумываясь о последствиях, налоговая заявляет, что эти продукты МОГУТ использоваться для «ведения учета криптовалют». Эксперты рассуждают: получается, что, предлагая «решение» проблемы учета, налоговые органы заранее предупреждают, что не всегда будут готовы принять это решение в качестве правильного.

Новые требования к операторам обмена цифровых валют

С 3 апреля прошлого года операторы обмена цифровых валют стали обязаны пройти регистрацию в австралийской финансовой разведке и получить статус полноценных субъектов первичного финансового мониторинга режима ПОД/ФТ. Таким образом, они должны передавать в компетентный орган сообщения о подозрительной деятельности и об операциях выше установленного порога. Это означает, что австралийская налоговая служба могла получать данные учета криптовалютных операций, сведения о которых подлежат передаче в финразведку.

В прошлые годы многие налогоплательщики не отражали доходы от криптовалютных операций в налоговых декларациях, а то и вовсе не подавали деклараций. Во многих случаях они руководствовались ошибочным убеждением, что эти доходы налогом не облагаются. Они могли, например, полагать, что доходы не облагаются налогом, потому что подобны выигрышам в азартной игре либо получены исключительно благодаря любительской деятельности, так сказать, хобби. Эксперты утверждают, что налоговая служба всерьез занялась криптотрейдерами и когда-нибудь об этих операциях узнает. Больше других рискуют налогоплательщики, которые продолжат заниматься покупкой и продажей криптовалюты.

Налоговые органы имеют право возвращаться к налоговым декларациям налогоплательщиков 4-летней давности, а то и более старым, если посчитают, что налогоплательщик намеренно утаивал криптодоходы. Размер штрафа может достигать 75% суммы недоимки. Плюс налогоплательщику, возможно, придется еще уплатить и пени.

А что в Европе?

Режимы налогообложения криптовалютных прибылей в государствах Европейского Союза значительно различаются, размеры ставок налогов находятся в диапазоне от 0 до 50%. Сильно различается и интерпретация правового статуса цифровых активов. В большинстве стран ЕС криптовалюты и сектор в целом пока остаются без регулирования.

В декабре прошлого года налогово-таможенная служба Соединенного Королевства опубликовала руководящий материал о налогообложении криптоактивов для физических лиц. Материал носит информационно-рекомендательный характер и дает определенное представление о подходах к проблеме британских налоговиков. Налоговая служба проинформировала, что информацию о налогообложении операций с криптоактивами юридических лиц опубликует позднее.

Согласно документу криптовалюта в принципе представляет собой «цифровое представление стоимости или оговоренного контрактом права, обеспеченное криптографической защитой». Криптовалюта может передаваться, храниться и обмениваться на другие объекты «электронным способом». В криптовалютах используется та или иная форма технологии распределенного реестра, в частности, блокчейна. Криптовалюта может быть трех типов:

  • платежный токен, предназначенный для оплаты товаров или услуг, например, биткоин;
  • инвестиционный токен, с помощью которого лицо получает долю в определенном предприятии;
  • сервисный токен, который может использоваться его владельцем для получения доступа к товарам и услугам на определенной площадке.

Налоговая служба в своем материале рассматривает вопросы налогообложения только платежных токенов, отметив, что в отношении налогообложения инвестиционных и сервисных токенов могут быть применены иные подходы.

Операции с криптовалютами в Соединенном Королевстве считаются освобожденными от НДС. При этом исходят из того, что в целях налога на добавленную стоимость биткоин и аналогичные криптоактивы представляют собой некоторую форму валюты. В целях же налога на прибыль такие криптоактивы трактуются совсем по-другому (не как валюты). 

Грубо говоря, налогообложение операций с криптоактивами прямыми налогами строится по принципам обложения физических лиц, сделавших инвестиции в акции частных компаний. То есть прибыль от инвестиций в криптоактивы облагается налогом на прирост капитала. От этого налога освобождены физические лица, чистая прибыль которых за год не превысила определенный порог (в настоящее время – 11700 фунтов стерлингов). Поскольку в целях прямого налогообложения британская налоговая служба не считает криптовалюту валютой или деньгами, в своем руководящем материале она предпочитает термин «криптоактив».

Криптоактив не считается валютой или деньгами, поэтому он не дает льгот при его использовании для взносов в пенсионный фонд. С другой стороны, это все-таки актив, то есть форма имущества, и поэтому может стать объектом налога на наследство и других налогов. Вбольшинстве случаев физлицо должно будет при реализации криптоактива уплачивать НПК. Исходят из того, что частное лицо использует криптоактив для инвестиций с целью получения прироста капитала на росте стоимости актива. С другой стороны, если частное лицо покупает или продает криптоактив с такой частотой и с таким уровнем организации и сложности, что его операции можно отнести к разряду финансовой торговли, то оно может стать плательщиком налога на доходы.

В такой ситуации подоходный налог имеет приоритет над НПК. Хотя на самом деле НПК был бы для налогоплательщика более предпочтительным по сравнению с подоходным налогом, поскольку его максимальная ставка составляет 20%, в то время как максимальная ставка подоходного налога – 45% . Если физлицо получает криптоактив от работодателя в качестве вознаграждения за свою работу, оно будет должно уплатить подоходный налог и взнос в национальную систему социального обеспечения.

Также физлицо обязано уплатить подоходный налог и взнос в систему социального обеспечения с криптоактивов, полученных в результате майнинга, а также любых сумм, полученных им в обмен на майнинг. Подоходный налог может подлежать уплате и в случае получения лицом криптоактива в ходе его бесплатной раздачи какой-то фирмой, так называемого эйрдропа, например, при проведении этой фирмой маркетинговой кампании размещения токенов. Лицу не надо будет платить подоходный налог, если оно не будет обязано что-то сделать в обмен на полученный актив, либо если актив был получен не в результате торговли или бизнеса с криптоактивом и не в результате майнинга.

В материале налоговой службы затрагивается и вопрос о том, можно ли считать операции с криптоактивами азартной игрой. В Великобритании выигрыши частных лиц в азартных играх налогом не облагаются, и, что более важно, проигрыши при начислении налогов не учитываются. Некоторые полагают, что волатильность стоимости криптоактивов и спекулятивная природа инвестиций в них, скорее, напоминают азартную игру, нежели обычную инвестиционную деятельность. В британской налогово-таможенной службе такой подход не поддерживают. Доход либо убыток физлица, сделавшего инвестиции в криптоактивы, в любом случае подлежит учету в целях налога на прирост капитала.

Главная рекомендация физическим лицам, продавшим/купившим либо каким-то другим образом получившим криптоактив, состоит в том, что для них лучше будет вести учет всех операций с криптоактивом (фиксировать вид криптоактива, дату операции, объем продажи, покупки или приобретения, стоимость, данные из справки банка либо об адресе кошелька). 

Поскольку многие криптоактивы торгуются на биржах, где фунт стерлингов не котируется, необходимо также вести учет обменных курсов и методик конвертации. Налогово-таможенная служба резервирует за собой право при рассмотрении вопросов налогообложения исходить из особенностей каждого конкретного случая и применять соответствующие положения налогового законодательства «в зависимости от того, что имело место на самом деле (а не отталкиваясь от терминологии)». Таким образом, заключают комментаторы, у британского налогоплательщика в отношении правил надлежащего обложения криптоактивов остается неопределенность. Впрочем, замечают они, этого никак нельзя избежать в таком быстро меняющемся секторе, как криптоактивы.

Налогоплательщиков будут мониторить

Регулирование криптовалют в Испании отражает ситуацию во всем Евросоюзе. В стране оно остается непрозрачным. Прибыль от операций с криптовалютами облагается по правилам налога на доходы физических лиц. В Испании это налог с прогрессивной шкалой со ставками в диапазоне 19–23%. В октябре прошлого года правительство Испании одобрило законопроект по борьбе с мошенничеством, который в том числе предусматривает декларирование инвесторами всех своих криптовалютных активов в стране и за рубежом. Власти пытаются подвести под налогообложение новый класс активов, который до сих пор был исключен из правового пространства.

Испанский минфин выявил 15 тыс. криптоинвесторов, за которыми был установлен мониторинг в целях предотвращения отмывания денег и уклонения от уплаты налогов. Соотношение числа физических и юридических лиц среди этих инвесторов неизвестно. Министерство финансов обязалось обеспечить уплату инвесторами налога на прирост капитала от операций с цифровой валютой и декларирование иной выгоды от трейдинга криптовалют.

Налогоплательщики были обнаружены в результате прошлогодних расследований в отношении более чем 60 компаний. В их число вошли 16 крупных банков и 40 фирм, которые давали возможность гражданам покупать и продавать криптоактивы, использовать их для оплаты товаров и услуг. Это в том числе биржи цифровых валют, платежные операторы и операторы биткоиноматов.

Испанские власти смирились с тем, что по линии налогов с виртуальных валют в государственную казну попадет не так много денег. Причина – непрозрачность владельцев биткоинов для налоговых органов и сложность отслеживания их операций. Считается, что истинная задача, которую поставили перед собой компетентные органы, состоит в том, чтобы пресечь незаконные финансовые потоки. Путем мониторинга 15 тыс. налогоплательщиков испанский минфин намерен «пресечь ... непрозрачную деятельность в секторе криптовалют».

Болгарские налоговики проверят местные биткоин-биржи

Налоговая служба Болгарии готовится проверить местные криптовалютные площадки, а также их пользователей. Об этом тоже стало известно в январе этого года. Проверки проведут у компаний, объявивших обмен цифровых активов основным видом своей деятельности. Налоговики проанализировали ситуацию у болгарских юридических лиц, участников этого рынка, и отобрали для проверки 9 компаний. Налоговое ведомство планирует детально изучить особенности работы этих платформ. Чиновники намерены выяснить, сообщают ли трейдеры о своих доходах от операций с криптовалютой. В ведомстве указывают на высокую степень закрытости операций с некоторыми криптовалютами, что создает широкие возможности для злоупотреблений – сокрытия доходов и ухода от налогообложения. Налоговые органы проанализируют сведения и о пользователях местных криптоплатформ.

В Болгарии прибыль от операций с криптовалютами приравнивается к доходу от продаж финансовых активов, а цифровые монеты облагаются по правилам обложения финансовых инструментов. Ожидается, что частные лица будут указывать этот доход в налоговых декларациях. Положительное сальдо от операций с цифровыми деньгами облагается в этой стране налогом на прибыль по фиксированной ставке 10%. Прибыль криптовалютных компаний облагается по такой же ставке. Болгарские налогоплательщики – физические лица – должны уплатить налоги за прошлый год и подать налоговые декларации до 30 апреля этого года. Годовая налоговая отчетность компаний подлежит подаче в налоговые органы до 31 марта.

В Болгарии пока нет специального законодательства о налогообложении доходов от деятельности в секторе криптовалют, в частности, от майнинга и трейдинга. Режим налогообложения строится на подзаконных актах, выпущенных налоговой службой несколько лет тому назад, и рекомендациях органов Евросоюза.

Налоговая служба Дании проверит уплату налогов с криптовалютного трейдинга. Налоговое ведомство объявило о получении разрешения на сбор информации о торговле криптовалютами на трех площадках за период с 2016 по 2018 годы. Криптобиржи должны будут передать в налоговые органы имена, адреса и индивидуальные номера налогоплательщиков, которые были их клиентами. Данные будут использоваться для проверки правильности уплаты налогов налогоплательщиками. Информация об иностранных компаниях и личная информация иностранных граждан будет передана властям соответствующих государств.

К датскому налоговому ведомству обратились налоговые органы Финляндии, которые передали информацию о датчанах, занимавшихся спекуляциями на местной площадке. Датские налоговики заявили, что до 2700 датчан в период 2015–2017 годов провели обменные операции на неназванной финской бирже на сумму более 100 млн датских крон, и это может быть только верхушкой айсберга. Согласно исследованиям Национального налогового совета Дании, число участников обменных операций оценивается цифрой до 450 тыс. человек, однако о необходимости платить налоги с этих операций знает лишь примерно половина из них.

Криптотрейдеры должны платить налог на любую прибыль, а убытки подлежат учету при определении налоговой базы

Румыния установила налог на доходы от криптовалютной торговли. Румыния внесла поправки в налоговое законодательство, установив налог на доходы от инвестиций в криптовалюты со ставкой в размере 10%. Доходы, полученные в результате покупки и продажи криптовалют, классифицируются как «доходы из других источников» и облагаются подоходным налогом. Инвесторы будут платить налог на доходы от криптовалютных операций, в сумме за год превышающие 600 лей. При этом пока не ясно, как власти будут обеспечивать соблюдение закона налогоплательщиками.

А что в Южной Америке? Чилийские граждане будут платить налоги с криптовалютных доходов. Бум криптовалют в Чили привел к тому, что люди используют их «в качестве законного средства оплаты товаров и услуг». Стало известно, что чилийская налоговая служба добавила в налоговую декларацию 2019 года специальный раздел для отчетности о доходах от криптовалютных операций. Об этих доходах чилийские граждане должны будут отчитаться уже в этом году. Гражданин, получивший финансовый выигрыш от криптовалютных операций, обязан отразить эти операции в декларации и уплатить налог на доходы в апреле этого года.

В Чили занимающиеся трейдингом криптовалют лица должны зарегистрировать свои операции в налоговой службе, чтобы она могла их отслеживать. Криптовалюты здесь признаны «нематериальными активами», налогом на добавленную стоимость они не облагаются. Криптовалютные доходы подлежат отражению как «иные собственные доходы и/или доходы от третьих лиц, полученные от компаний, которые задекларировали реальный доход». Примечательно, что сам статус цифровых активов в Чили пока не определен. Тем самым решение об отражении криптодоходов в налоговой декларации расценивается, как повышение законного статуса криптовалют в стране. Из-за отсутствия методик обложения таких финансовых инструментов налоговое ведомство строит работу в этом секторе с самых широких позиций. Оно стремится обложить по возможности все типы криптовалют.

Оценивая ситуацию в странах с налогообложением криптовалют, можно отметить, что страны стремятся «втиснуть» режим налогообложения этого актива в рамки сложившейся системы обложения операций с активами (имуществом). Однако невооруженным глазом видно, что сделать это получается далеко не просто. Причем в процессе такой адаптации налоговых режимов возникает немало вопросов, на которые пока официальных ответов нет.

Возможно, операции с криптовалютой больше не будут такими прибыльными, как примерно год назад, когда ее стоимость за полгода-год увеличивалась сразу на пару порядков, что позволило инвесторам получить немалые доходы. Именно это увеличение цены криптовалют, собственно говоря, и привело к росту интереса к ним со стороны налоговых органов.

Сегодня таких явлений не наблюдается. Тем не менее многие эксперты считают вероятным, что криптовалюты – это надолго и регулировать их все равно придется.

В России формирование правовой базы операций с криптовалютой растянулось на несколько лет, и пока конца этому процессу не было видно. В последнее время появилась надежда, что первые законы могут быть приняты уже весной-летом этого года. Можно надеяться на то, что подходы к налогообложению криптовалют в целом будут находиться в фарватере общемировых тенденций, какими бы нечеткими и разнонаправленными они не были. Это объясняет интерес к опыту зарубежных стран, которые продвинулись дальше других в этой области, что позволило бы избежать многих ошибок.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться