Какие льготы для крупного бизнеса мы не замечаем

Какие льготы для крупного бизнеса мы не замечаем

Каждый субъект Российской Федерации создает свою систему льгот и мер поддержки для разных видов предпринимательства. Тем не менее сами бизнесмены от существующей системы не в восторге, поскольку декларирование поддержки не соотносимы с реальными мерами.
Эксперты / Екатерина Шестакова, Александра Жиркова 23 Мар 2019, 10:00
Какие льготы для крупного бизнеса мы не замечаем

В 2017 году в отношении переноса убытков была внесена поправка, которая запрещает переносить убытки в размере 100%. Эта мера имеет влияние на небольшие компании и проекты, а вот крупные компании могут воспользоваться инвестиционным вычетом и льготами.

Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового периода составляет в совокупности:

1) не более 90% суммы расходов текущего периода;

2) не более 90% суммы расходов текущего периода (за исключением расходов на ликвидацию основных средств);

3) не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям на формирование целевого капитала для поддержки указанных учреждений.

Представляется, что такие вычеты субъекты будут предоставлять в рамках, например, концессионных соглашений. 

Этот механизм является новым, и имущественный вычет устанавливается субъектом федерации, в том числе:

1) право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика;

2) размеры инвестиционного налогового вычета, право на применение которого предоставляется;

3) категории налогоплательщиков, которым предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета;

4) категории объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета;

5) право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика;

6) предельные суммы расходов в виде пожертвований государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям на формирование целевого капитала в целях поддержки;

7) категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и НКО – собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета.

Очевидно, что такой механизм рассчитан на учреждения и крупный бизнес, способный инвестировать значительные суммы в регион.

Также предусмотрены инвестиционные льготы по иным налогам, которые тоже не рассчитаны на малые и микропредприятия:

▪          При инвестировании от 100 до 500 млн руб. ставка по налогу на прибыль снижается до 13,5%, производится полное освобождение от уплаты налога на имущество и на транспорт сроком предоставления в три года.

▪          При инвестировании от 500 млн до 1 млрд руб. налог на прибыль – 13,5%, освобождение от транспортного и налога на имущества 100% первые три года и 50% четвертый год. Срок предоставления льгот 4 года.

▪          При инвестировании свыше 1 млрд руб. налог на прибыль – 13,5%, освобождение от налога на имущества и транспортного налога стопроцентное в первые три года, четвертый и пятый год – 50%.

▪          Освобождение от уплаты налога на имущество может проводиться на местном уровне при инвестировании менее 100 млн руб. сроком на один год.

▪          Если налогоплательщик собирается производить стратегически значимое строительство в регионе на сумму свыше млрд руб., то на региональном уровне ему предоставляются льготы по налогу на прибыль – 13,5%, а также освобождение от имущественного и транспортного налога сроком на 3 года, четвертый и пятый год уплата составит 50% от общей суммы налога.

Реализация применения налоговых льгот осуществляется через резервы регионального, местного или федерального бюджета. То есть стимулирование определенных видов деятельности компенсируется расходами государственной казны.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых уплачивают исключительно добывающие компании. Объектом налогообложения являются:

▪          полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

▪          полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если это подлежит лицензированию;

▪          полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ.

Но на что нужно обратить внимание?

На налоговые каникулы, которые позволяют нефтяникам сэкономить на налогах и увеличить добычу. В льготную категорию попадают не только месторождения Восточной Сибири, Ямала и Ненецкого автономного округа. Действующие до 2017 года льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) решено продлить до 2022 года. В настоящее время льготный НДПИ для новых месторождений равен нулю, в то время как стандартная ставка налогов при цене нефти в $100 за баррель составляет около $20 за баррель.

Но при этом льготы в виде НДПИ не ограничивают нефтедобывающие компании в увеличении цен на внутреннем рынке.

Региональные льготы для крупного бизнеса

Для крупного бизнеса, а также для отдельных отраслей могут быть предусмотрены субсидии и отдельные налоговые льготы. Стандартный пакет мер государственной поддержки: существенное снижение ставок налога на прибыль организаций, а также налогов на землю, имущество и транспорт, которые относятся к региональному и местному ведению. Действующая редакция Налогового кодекса позволяет региональным властям применять широкий спектр налоговых льгот на данном направлении. Особые налоговые режимы действуют и будут продолжать действовать еще долгие годы для резидентов особых экономических зон, территорий опережающего развития, имеющих официальный статус индустриальных парков.

Кроме того, могут предусматриваться субсидии. Например, такие субсидии предусмотрены для авиаперевозок.

Предоставление государственной поддержки предприятиям отраслей авиационного приборостроения и агрегатостроения будет способствовать увеличению объемов производства приборов, компонентов, агрегатов и систем, увеличению доли поставок отраслевой продукции для воздушных судов на мировом рынке.

Правительство РФ в 2018 году на обновление подвижного состава железных дорог выделит 2 млрд руб. Субсидии предусмотрены на возмещение части затрат по приобретению грузовых вагонов с повышенной осевой нагрузкой. Также в течение трех лет будет выделяться по 1,5 млрд руб. в год производителям моторвагонного подвижного состава. Право на получение субсидий предоставляется организациям независимо от их организационно-правовой формы при условии отсутствия задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджеты РФ. 

Региональная система господдержки инвесторов стимулирует компании не только реализовывать заявленные проекты в полном объеме и в указанные в бизнес-плане сроки, но и расширять существующее производство, налаживать кооперацию с местными производителями, приводить в регион своих партнеров и поставщиков, осуществлять замещение импортируемых комплектующих. Главный инструмент на данном направлении – специальный инвестиционный контракт как в федеральном, так и в региональном его виде.

Поддержка IT-компаний

Государство поддерживает российские Интернет компании, которые имеют значительные обороты и даже выходят на IPO, и одновременно предусматривает дополнительные налоги для зарубежных Интернет-компаний. В силу пункта 26 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также прав на их использование на основании лицензионных договоров.

Ставка 15,5% по налогу на прибыль для IT-компаний действует в Новосибирской, Пензенской, Ульяновской и Челябинской областях. В соответствии с Налоговым кодексом для IT-компаний действуют пониженные взносы. На данный момент принято решение продлить эту льготу на неопределенный срок.

«Налог на Гугл» – Федеральный закон от 03.07.2016 № 244-ФЗ. В законе приводится перечень услуг, оказываемых иностранными компаниями посредством Интернета, на которые распространяется действие закона. 

Имеет смысл привести данный список:

▪          предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;

▪          оказание рекламных услуг в сети Интернет, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети Интернет;

▪          оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров, имущественных прав в сети Интернет;

▪          оказание через сеть Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;

▪          обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети Интернет, поддержка электронных ресурсов пользователей, обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление возможности их модификации;

▪          хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;

▪          предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;

▪          предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

▪          оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети Интернет;

▪          оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть Интернет при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);

▪          предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, музыкальных, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания;

▪          оказание услуг по поиску или представлению информации о потенциальных покупателях;

▪          предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;

▪          ведение статистики на сайтах в сети Интернет.

В то же время под действие закона не подпадают следующие услуги:

▪          реализация товаров, если при заказе через Интернет поставка товаров осуществляется без использования сети «Интернет»;

▪          реализация программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

▪          оказание консультационных услуг по электронной почте;

▪          оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.

Законом предусматривается ведение реестра отечественного программного обеспечения, устанавливается запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг для целей осуществления государственных и муниципальных закупок.

В качестве альтернативы устанавливается необходимость обосновать невозможность соблюдения запрета.

Отдельные льготы оборонным предприятиям

Некоторые оборонные предприятия подпали под международные санкции. Поэтому их решено стимулировать внутри страны. И это не только государственные контракты и заказы. В соответствии с действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров за пределы государств – участников СНГ налог на добавленную стоимость с экспортеров не взимается. Кроме того, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, в том числе товаров, предназначенных для перепродажи, подлежат возмещению в установленном порядке.

В целях экономии оборотных средств товаропроизводителей Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», принятым Государственной Думой РФ 21 февраля 1996 года, предусматривается возмещение в полном объеме сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам в момент принятия их на учет.

Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и законом от 31.12.95 N227-ФЗ предусмотрен значительный перечень льгот, дающих возможность товаропроизводителям, в том числе предприятиям оборонного комплекса, развивать производственную базу, производить научные разработки. В частности, льготируется прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения, жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, а также в порядке долевого участия. Льготируется прибыль, направленная на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В части налога на имущество сообщается, что согласно Закону РФ «О налоге на имущество предприятий», с учетом внесенных изменений и дополнений, для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость имущества мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.

Кроме того, налогооблагаемая база предприятий уменьшается на стоимость незавершенного производства продукции по государственному оборонному заказу, дальнейшее производство которой приостановлено из-за отсутствия бюджетного финансирования.

Согласно статье 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают налоги и сборы на подведомственной им территории.

Таким образом, налоговым законодательством предусмотрено значительное количество льгот.

Льготы в отношении земельного налога и налога на имущество

Малый бизнес не имеет на балансе судов, ледоколов или железнодорожных путей. Поэтому очевидно, что используют льготы по вышеуказанным налогам определенные компании – крупные налогоплательщики. Многие подобные льготы разрабатываются и лоббируются отдельными монополистами. 

Так, по налогу на имущество не признаются объектами налогообложения:

  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты.
  • Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении следующих видов недвижимого имущества:
  • объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия;
  • объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства, и необходимых для обеспечения функционирования объектов недвижимого имущества.

Освобождаются от налога на землю:

  • организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • организации – резиденты особой экономической зоны
  • организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с законом «Об инновационном центре «Сколково», – в отношении земельных участков, входящих в состав территории «Сколково»
  • судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на 10 лет;
  • организации – участники свободной экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Депутаты приняли в двух чтениях изменения в закон «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области», направленные на поддержку предприятий авиационной отрасли и аэропортовой деятельности. Поправки продляют до 1 января 2021 действие льготы по налогу на имущество со ставкой 1,6% вместо 2,2%.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться