Чем привлекать посетителей в период спада спроса

Чем привлекать посетителей в период спада спроса

Время после Нового года и летние месяцы традиционно считаются «мертвым сезоном» в сфере культуры и в организациях, занимающихся образовательной деятельностью вне системы обязательного образования. Активность посетителей падает, но ее можно стимулировать, а спад – немного сгладить. Поэтому ставка делается на семью.
Эксперты / Ольга Пугач 14 Апр 2019, 10:00
Чем привлекать посетителей в период спада спроса

Детская и семейная аудитории больше всех зависят от смены времен года. Школьные каникулы, распорядок дня в детском саду или творческой группе оставляют свободными январские праздники и летние месяцы.

Часто родственники составляют на праздники настоящую культурную программу, с расписанием и картой объектов, и успевают посещать по две-три экскурсии или мастер-класса в день. Потом дети возвращаются в школы и сады, студенты – на сессию, а изрядно уставшие родители – на работу. Спрос на творческие занятия резко падает.

Московские музеи, библиотеки и культурные центры научились довольно успешно сглаживать это падение:

1. Экскурсиями и образовательными программами, специально созданными в дополнение к школьной программе. Хорошо зарекомендовало себя все, что можно назвать занимательным и необычным: практические занятия по ботанике – но с созданием фантастических цветов из подручных материалов, расширенный курс стереометрии – со строительством космического корабля и т. п. За вдохновением стоит обратиться к программам компании «Умная Москва»: организаторы предлагают мастер-классы и программы разной длительности, почти для всех возрастов, для малых и больших групп разного уровня подготовки, и участники всегда оказываются полностью погружены в процесс – никто не уходит, проскучав на задней парте без дела;

2. Экологическими программами и мастер-классами для детей и взрослых. С конца февраля по середину марта 2019 года в оранжерейном комплексе музея-заповедника «Царицыно» проводилась интерактивная программа «Цветочный карнавал, или Масленица в тропиках». Она представляла собой рассказ о праздничных гуляниях, общих корнях русской Масленицы и бразильского карнавала. Программа не была бы интерактивной, если бы не содержала сюрпризов: участники облачались в войлочные маскарадные костюмы, имитирующие экзотические растения, и создавали свои фантастические растения, которые потом могли забрать с собой. Посетители воспринимают подобные программы как развлечение, а не учебу;

3. Программы на время школьных каникул. По сути это городской лагерь, с питанием или без него. Московские школы сами устанавливают график каникул, но в других регионах каникулы в большинстве школ могут совпадать. На это время можно сформировать «группы дневного пребывания» прямо на вашей площадке. Процесс организован так: родители приводят детей утром, с 9–10 часов начинаются творческие занятия, а в 18 часов или раньше родители забирают детей домой.

Корпоративное волонтерство

Не новый, но от этого не менее перспективный вариант – развитие волонтерской деятельности. Он подойдет организациям со своей прилегающей территорией. Скверы, парки, аллеи, клумбы, цветники и даже оранжереи – все это можно очищать, лечить и облагораживать, а если их нет или катастрофически мало, то культивировать на месте пустырей.

Почти весь крупный бизнес вкладывает ощутимые ресурсы в развитие корпоративной культуры: единого корпоративного стиля, общего понимания сотрудниками целей, ценностей, миссии компании и т. п. Совместная деятельность на благо общества сближает сотрудников и показывает компанию как ответственного работодателя. Сотрудники международных нефтяных, нефтеперерабатывающих, табачных компаний регулярно высаживают деревья, компании «большой аудиторской четверки» декларируют переход на «зеленый офис» – экологическая ответственность сейчас в тренде. А значит, бизнесу нужны партнеры, на территории которых можно проводить подобные акции: парки, природные территории, музеи-заповедники. Волонтерство необязательно должно включать в себя посадку растений – это могут быть экологические занятия, удаление молодой поросли растений-захватчиков, сборка бельчатников и т. п.

Но мало просто собрать людей, дать им в руки грабли и показать, как ими пользоваться: чтобы волонтерская программа не стала фикцией, труд должен быть осмысленным. А значит, нужно заранее обсудить с партнером, чего он хочет достичь, вовлекая своих сотрудников в экологическую деятельность, какими ресурсами готов помочь, какой инвентарь закупить. Соотнесите эту информацию с вашими потребностями и вашими правовыми ограничениями.

Далее людей нужно обучить: познакомить с территорией, обозначить задачи, объяснить цель и, наконец, научить выполнять нужные работы. Обучение можно начать в зимнее время, а работы на территории провести весной и летом. «Мертвый сезон» удобен тем, что работы принесут минимум дискомфорта вашим посетителям.

Важно понимать, что учреждение и корпоративный партнер становятся друг другу именно партнерами. У каждой из сторон есть полезный ресурс, которым она делится – подробнее распределение сил представлено в таблице.

Своя атмосфера

Разнообразные творческие площадки летом оказываются в выигрышной позиции – они соединяют в себе возможность учебы, самовыражения и отдыха. Способов использовать такое положение дел несколько:

▪          организовать резиденцию для художников, скульпторов и др. Специалисты из числа сотрудников или приглашенные эксперты могут проводить цикл занятий по рисунку, фотосъемке, лепке, да даже по картированию территории – привлекают и предсказуемо востребованные, и необычные навыки. Можно формировать разные смены, запускать программы для людей определенного возраста, только для учащихся или действующих художников и т. п. – это зависит от того, кто составляет основную аудиторию и кого вы хотели бы привлечь. В арт-парке «Никола-Ленивец», где уже больше 10 лет проводится фестиваль «Архстояние», проводятся творческие выезды для молодых художников. Резиденты рисуют арт-объекты и богатую натуру, оставшуюся после фестивалей прошлых лет. Эти работы, особенно выложенные в социальные сети, становятся дополнительной рекламой месту и фестивалю;

▪          придумать и реализовать совместный проект. Это может быть квест с заданиями на территории нескольких учреждений-партнеров и с общим призовым фондом, внедрение совместной скидочной программы. Партнерами могут выступить и коммерческие компании, и НКО;

▪          провести творческий конкурс с призовым фондом. Например, конкурс на лучшую фотографию самого маленького экспоната в коллекции музея, самого редкого животного в парке, самое необычное представление вашего логотипа или символа. В качестве призов могут выступать карты клуба друзей, приглашения на концерт или спектакль по выбору победителя, право бесплатного посещения мастер-класса или – самое интересное! – уникальный приз, который невозможно купить ни за какие деньги. Например, это может быть экскурсия за кулисы или на крышу, романтический ужин на обычно закрытом балконе, таинственное ночное театрализованное представление, возможность провести ночь в библиотеке и т. п.

Способы победить «Мертвый сезон» можно условно разделить на два направления: те, которые ориентированы на существующую аудиторию и программы, и те, которые позволяют вам попробовать нечто новое, познакомиться с новой аудиторией и изучить ее запросы. Программы первого типа углубляют и расширяют настоящее, они обеспечивают предсказуемый результат и предсказуемо хорошие отзывы от вашей лояльной аудитории. Программы второго типа ориентированы на будущее. На какое направление сделать ставку – решать только вам

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться