Что такое франчайзинг

Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (паушальный взнос) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.
Эксперты / Тенгиз Бурсулая 20 Июл 2019, 20:00
Что такое франчайзинг

Франчайзинг – это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

В общем смысле, франчайзинг – это «аренда» товарного знака или отлаженного бизнеса. Франшиза – система, описывающая все аспекты и условия ведения бизнеса, чтобы он соответствовал требованиям франчайзера. Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.

Таким образом, по своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

На практике выделяют следующие моменты франчайзинга:

▪          франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака, ноу-хау, часто обеспечивает поставки сырья, компонентов, обучение персонала;

▪          франчайзи покупает (выплачивает взносы) право ведения бизнеса по схеме, разработанной франчайзером. Франчайзи сам несет затраты на подготовку, запуск и работу своего участка;

▪          паушальный взнос – стоимость франшизы, фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе. Сумма паушального взноса составляет: 9–11% от общих стартовых затрат. Паушальный взнос включает: бизнес-бук (регламент организации деятельности), бренд-бук (правила построения и использования элементов фирменного стиля, рекламы), управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, формы учета, отчетности, инструкции и т. д.

▪          роялти – ежемесячный платеж за использование товарных знаков, патентов или иных авторских прав, принадлежащих франчайзеру. Сумма роялти может составлять 2–6% от оборота/выручки или быть фиксированной суммой.

Договор франчайзинга

Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто ее получает). Содержание договора может быть различно – от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака.

Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая – за определенный период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара/работ/услуг.

Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жесткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера – от размеров и цвета полок до униформы персонала).

Франчайзинг и российское законодательство

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии (ГК РФ, статьи 1027–1040).

Договором коммерческой концессии регулируются ситуации, в которых правообладатель (франчайзер) передает право работать под его фирменной вывеской пользователю (франчайзи) за вознаграждение.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Утвержденной формы договора коммерческой концессии не существует, однако к нему предъявляется ряд требований:

  • пользователем (франчайзи) может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
  • товарный знак правообладателя (франчайзера) должен пройти регистрацию в Федеральном Институте Промышленной Собственности;
  • обязательно указание размера платы за франшизу (первоначального взноса и последующих);
  • в документе следует прописать обязанности франчайзера по оказанию информационного и технического обеспечения франчайзи и по контролю качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
  • договор должен содержать пункты, касающиеся обязательств франчайзи: следование требованиям, выдвинутым франчайзером; поддержание высоких стандартов производства и сервиса; сохранение конфиденциальных сведений;
  • наконец, чтобы договор считался действительным, архиважно зарегистрировать его в Роспатенте – только в этом случае, если возникшие разногласия заставят обратиться кого-либо из участников в суд, документ будет иметь юридическую силу.

Главная рекомендация по составлению договора франчайзинга – это наиболее полно раскрыть те пункты, которые могут вызвать столкновение интересов франчайзера и франчайзи.

Формы и виды франчайзинга

На практике выделяют следующие формы франчайзинга:

  • прямой франчайзинг. Подразумевает передачу прав по ведению бизнеса одному лицу (на одно предприятие) с ограничением территории;
  • субфранчайзинг. Франчайзер передает субфранчайзеру большую часть своих прав на закрепленной территории, включая право открывать свои предприятия и продавать франшизы третьим лицам;
  • мастер-франшиза. Такая форма близка к субфранчайзингу и используется, как правило, в деятельности крупных международных сетей.

Различают следующие виды франчайзинга

Производственный (промышленный) франчайзинг. Франчайзи получает право на производство и продажу продукции под фирменным знаком франчайзера. Франчайзи также получает технологию и ключевое сырье. При этом оговариваются требования к производственному процессу, объему выпускаемой продукции, ее качеству, планы продаж, квалификация персонала, отчетность. Производственный франчайзинг может быть применен к различным отраслям промышленности: изготовлению пищевой продукции, мебели, производству строительных материалов и др.

Товарный франчайзинг. Используется в основном в торговой сфере. Франчайзи получает право реализовывать товары, выпущенные франчайзером или под его торговой маркой. Франчайзинговый договор регламентирует технологию продаж, ассортимент услуг и товаров и четкие правила использования торговой марки производителя. Франчайзинг товара популярен в секторах, где успехи продаж в значительной степени диктуются уровнем квалификации продавца – например, в торговле автомобилями бытовой и электронной техникой, одеждой и обувью. Примером товарного франчайзинга является фирменный магазин по продаже обуви или одежды.

Сервисный франчайзинг. Франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом услуг под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает партнера оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией. Кроме поддержки компания-франчайзер осуществляет контроль за работой. Примером сервисного франчайзинга является сеть химчисток.

Обратный франчайзинг. Франчайзер передает права на ведение бизнеса под своим брендом. При этом франчайзер обеспечивает франчайзи полным ассортиментом товаров согласно агентскому договору. Исключение составляет алкогольная продукция – она должна поставляться согласно договорам поставки. Агентское вознаграждение франчайзи получают по итогам продаж.

Деловой франчайзинг (бизнес-формата). Франчайзер передает партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида бизнеса. В документах оговаривается концепция бизнеса, даются подробные инструкции по обучению сотрудников, указываются требования к оформлению интерьера и униформе персонала. Регламентируется рекламная политика, ведение отчетности, взаимоотношения с поставщиками товара. У делового франчайзинга, ввиду его комплексной природы, самые разные точки приложения: продуктовые супермаркеты, магазины розничной торговли, гостиницы, точки общественного питания, образовательные центры и др. По оценкам специалистов, это один из наиболее перспективных и устойчивых к кризису видов ведения бизнеса.

Примеры франшизы

В качестве франшизы может выступать аренда разработанного и отлаженного бизнеса. Приобретая франшизу, предприниматель получает готовый бизнес-план и все инструкции по ведению деятельности – как продавать товар, работать с клиентами, нанимать и обучать персонал и многое другое.

Также в качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак или технология по производству продукции со взаимными обязательствами и льготами.

Критерии выбора франшизы

Следует руководствоваться следующими критериями:

  • наличие собственных удаленных подразделений. Франчайзер должен иметь опыт тиражирования бизнеса, администрирования и руководства удаленных объектов;
  • длительность работы франчайзера. Важен опыт работы компании франчайзера до начала его франчайзинговой деятельности, чтобы был виден результат предлагаемой бизнес-технологии;
  • наличие обязательных платежей, их размером. При слишком низкой цене, скорей всего, это дилерство по реализации товаров франчайзера;
  • интеллектуальные наработки. Отсутствие прописанной методики главной деятельности должно вызвать сомнения по отношению к франчайзинговому предложению;
  • история франчайзинговых точек.

Большие интервалы между франшизами, малое количество франчайзи за длительный период требуют более детального изучения специфики бизнеса.

Стоимость бизнеса

Стоимость франшизы зависит от таких факторов, как:

  • известность бренда;
  • территория распространения франшизы;
  • срока действия договора.
  • Например, франшиза «Макдональдса» состоит из:
  • стоимости самой франшизы: $45 тыс.;
  • роялти (ежемесячные выплаты): от 12% от оборота;
  • начального капитала: от $1 млн;
  • срока договора: 20 лет (продлеваемый).

Начальный капитал – это объем инвестиций в бизнес, то есть информация, которая предоставляется франчайзером, о том, сколько ориентировочно денег потребуется на открытие точки продаж.

Как определить выгоду франшизы

Выгоду можно оценить по таким показателям:

  • соотношение стартовых вложений и прибыли;
  • отношение прибыли к выручке;
  • средняя годовая выручка.

Преимущества и недостатки франчайзинга

Использование франшизы выгодно для стабилизации и развития экономики, ибо франшиза дает тройной эффект:

  • лицензиат может воспользоваться проверенными экономическими методами лицензиара;
  • лицензиар закладывает прочный фундамент для работы своей компании;
  • покупатели без перебоев получают товары и услуги гарантированного качества («Макдональдс», «Баскин-Роббинс», «Эконика» и т. п.).

Франчайзинг не только приносит выгоду непосредственным игрокам, но также способствует экономическому и социальному процветанию страны, поскольку:

  • помогает решить проблему занятости населения;
  • задает нормы этикета в ведении бизнеса;
  • увеличивает инвестиционную привлекательность страны для зарубежных партнеров;
  • предоставляет идеальную площадку для обучения предпринимательству;
  • катализирует развитие регионов; повышает уровень благосостояния общества.

Для франчайзи преимущества в использовании проверенной бизнес-системы. Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать их эффективность.

Поэтому предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации – коммерческого предложения франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнерских.

Открывая партнерское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе франчайзи становится частью «семьи», то есть в отличие от открывающегося независимого предприятия франчайзер не оставляет партнеров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.

Удачный выход на рынок обеспечен

Покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.

Минимальные затраты на рекламу и маркетинг

Франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, поэтому его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.

Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.

Для франчайзера преимущества заключены в нескольких аспектах.

1. Рост бизнеса не требует усложнения менеджмента. Функции региональных менеджеров выполняют бизнес-партнеры, которые мотивированы не только высоким доходом, но и несут часть бизнес-рисков – это упрощает администрирование для франчайзера.

2. Снижается потребность в капитале. Каждый франчайзи самостоятельно несет затраты на подбор и обучение персонала, контроль качества, рекламу, покупку оборудования и расходных материалов. Совокупно – это существенные бесплатные вложения в инфраструктуру бизнеса правообладателя.

3. Помимо платы за франшизу вполне возможен рост продаж ключевой продукции, так как франчайзи обязаны покупать определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Стабильный доход позволяет планировать его на будущее, а значит, планировать развитие новых направлений.

4. Реклама. Развитие франчайзинговой сети является отличной рекламой бренда, не требующей специальных финансовых вложений.

Главный минус франчайзинга заключается в эффекте взаимозависимости: если предприятие франчайзи перестанет отвечать стандартам бренда, ляжет тень на деятельность франчайзера и его компании. Верно и обратное: подрыв доверия к франчайзеру негативно скажется на делах обладателя франшизы.

Лицензиары стараются ограничить самостоятельность лицензиатов, так как договор франшизы составляет ее продавец и он прописывает благоприятные для себя условия соглашения. Так, франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.

Кроме этого, франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу. Также для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться