Что такое повышение квалификации и зачем это нужно

Что такое повышение квалификации и зачем это нужно

Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Эксперты / Тенгиз Бурсулая 11 Май 2019, 20:00
Что такое повышение квалификации и зачем это нужно

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

  • мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

  • воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу людей со стороны.

Организация процесса проведения повышение квалификации

ШАГ 1 Расчет потребности в повышении квалификации.

Для начала нужно определить, какова потребность в обучении персонала в конкретной компании. Ее определяют на нескольких уровнях.

На уровне всей компании в целом эта потребность будет зависеть от следующих моментов:

  • планируется ли модернизировать оборудование;
  • будут ли в производство введены новые технологии;
  • планируется ли выпуск продукции нового типа;
  • на сколько планируется увеличить количество рабочих мест.
  • На уровне структурных подразделений компании проводить повышение квалификации нужно, если:
  • работники часто нарушают технологию производства;
  • имеют место производственные травмы;
  • значительно увеличился объем брака.

Проанализировав эти нюансы, руководство компании принимает решение о повышении квалификации своих сотрудников.

ШАГ 2 Выбор метода повышения квалификации

Нужно определить с помощью каких методов оно будет происходить. Отметим только, что российские компании все больше внедряют методику наставничества.

ШАГ 3 Разработка бюджета повышения квалификации

Бюджет обязательно фиксируется документально. Статьями расходов в этом случае будут: расходы по оплате обучения, оплата услуг учебного центра и так далее. Наименее затратным вариантом для компании являются дистанционные курсы.

ШАГ 4 Выбор преподавателя

Прежде чем выбрать тренера, нужно ознакомиться с опытом его работы. Также стоит изучить документы, которые подтвердят его квалификацию и уровень образования. Кроме этого, не стоит пренебрегать отзывами других людей.

ШАГ 5 Процесс разработки программы обучения

Если процесс обучения планируется производить внутри компании, нужно разработать и утвердить программу повышения квалификации. Для этого рекомендуется воспользоваться консультациями специалистов со стороны, так как не всегда нужные профессионалы находятся в самой компании. Если планируется прибегнуть к услугам Центра по обучению, то будут предложены готовые программы, из которых надо выбрать подходящую.

ШАГ 6 Процесс реализации выбранной методики

В зависимости от того, какой метод повышения квалификации был выбран, принимают решение по его реализации. Способов реализации несколько:

  • организовать повышение квалификации в самой организации силами своих специалистов;

  • проводить обучение персонала в учебном центре;

  • проводить обучение в офисе компании, привлекая тренера со стороны.

ШАГ 7 Анализ повышения квалификации

После того как обучение будет окончено, нужно проверить уровень знаний тех сотрудников, которые проходили обучение. Нужно создать квалификационную комиссию, назначить дату ее заседания и оповестить заинтересованных лиц. В назначенный день комиссия проверяет знания, полученные сотрудником.

Документы, подтверждающие прохождение обучения

Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:

  • то, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
  • то, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.
  • Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
  • свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более 100 ч;
  • удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение;
  • диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более 1000 ч.

Краткосрочное повышение квалификации

Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации – это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачет или защитить реферат.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения. В конце курса участники сдают зачет либо экзамен или пишут и защищают реферат по прослушанному материалу. Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Длительное повышение квалификации

Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углубленное изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определенный опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.

Форма обучения сотрудников организации

В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и т.д. Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов. Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться