Как разобраться с токенами и не попасть под штраф

Как разобраться с токенами и не попасть под штраф

Во многих странах мира, пока нет законов, напрямую регулирующих криптоактивы. Эти «объекты» оказалось непросто встроить в действующие режимы регулирования традиционных инструментов: электронных денег, ценных бумаг, платежных услуг.
Эксперты / 11 Май 2019, 11:20
Как разобраться с токенами и не попасть под штраф

Британские власти до сих пор демонстрировали по отношению к криптоактивам «либеральный прагматический подход». Управление по финансовому регулированию и надзору (Financial Conduct Authority – FCA) создало так называемую «регуляторную песочницу», которая позволяет заниматься инновациями в области финтеха в условиях правовой неопределенности. Ведомство стало с интересом наблюдать и за использованием криптовалют для краудфандинга. В настоящее время единственным преимуществом криптоактивов британский регулятор признает повышенную скорость международных денежных переводов и невысокую комиссию за перевод. Это относится к криптоактивам, используемым в качестве платежного средства.

Тем временем, количество предприятий, использующих криптовалюты для финансирования проектов, либо для ведения бизнеса, росло. FCA отмечало и быстрое развитие рынка криптоактивов. Неопределенность в отношении того, что это за зверь – «криптоактив», и каким образом инвестор может защититься от рисков инвестирования в криптоактивы, стала все более ощутимо тормозить развитие сектора финтеха.

В январе этого года FCA выпустило так называемый консультативный документ (Consultation Paper) – проект руководящего документа по регулированию криптовалютных активов «CP19/3: Guidance on cryptoassets». В вынесенном на обсуждение всеми заинтересованными лицами проекте регулятор разделяет криптоактивы на категории и рассматривает, можно ли с ними обращаться в соответствии с действующими правилами, надзор за исполнением которых входит в ответственность ведомства. Другими словами, в документе делается попытка определить, токены каких криптоактивов попадают в область регулирования сектора финансовых услуг, а каких выходят за ее границы. Деятельность, оказавшаяся внутри регулируемого периметра, подлежит лицензированию в FCA, и, при определенных условиях – в ведомстве пруденциального регулирования (Prudential Regulation Authority). Занятие подлежащей регулированию деятельностью без соответствующего разрешения в Соединенном Королевстве может быть уголовным деянием.

Проект FCA предлагает различать три вида криптоактивов:

  • Платежный токен (exchange token). Он не эмитируется и не обеспечивается никаким государственным органом и предназначается для использования в качестве средства платежа и средства накопления. FCA полагает, что платежный токен не является инвестиционным инструментом, и поэтому находится за пределами регулируемого периметра. По определению FCA платежные токены, к примеру, биткоин, не являются электронными деньгами: они не эмитируются централизованно и не являются представлением прав требования по отношению к эмитенту. С другой стороны, любой криптоактив, если он представляет собой требование к эмитенту, если он эмитирован в обмен на получение средств эмитентом, если он служит для проведения платежных операций, и принимается к платежу любым лицом, не являющимся эмитентом электронных денег, может быть электронными деньгами. Понятие британского права «электронное хранение денежного эквивалента» допускает использование технологии распределенного реестра и криптографически защищенных токенов в качестве представления фиатной валюты.

В настоящее время платежные токены, например, биткоин и лайткоин, в Великобритании не признаются законным платежным средством. В частности, потому, что в отличие от других инвестиционных инструментов, таких как фиатные валюты и биржевые товары, платежные токены обладают высокой волатильностью стоимости. Регулятор подтверждает, что токены этой категории, как правило, находятся за пределами периметра регулируемого пространства. Разумеется, они могут использоваться для спекуляций на бирже, однако FCA считает, что это обстоятельство не дает оснований считать их инвестициями. Таким образом, получается, что криптобиржа, занимающаяся переводами между участниками рынка платежных токенов вроде биткоина, лайткоина или эфириума, в целях исполнения законодательства об инвестициях регулируемой деятельности не ведет. Тем не менее платежные токены имеют перспективу попасть под действие законодательства о противодействии отмыванию денег. Британский минфин запланировал на этот год провести консультации по внедрению в национальное законодательство 5-й Директивы Евросоюза по противодействию отмыванию денег. Она содержит положения относительно регулирования криптоактивов, в частности, требование официальной регистрации криптобирж и онлайновых провайдеров кошельков криптовалют, которые должны стать субъектами первичного финансового мониторинга;

  • инвестиционный токен или токен – ценная бумага (security token). Он является представлением некоторого базового финансового актива, например, доли участия в некоторой компании или права получать дивиденды, или права получать процентные платежи. Токены этой категории обладают особыми характеристиками, благодаря чему могут попасть под определение «определенных инвестиций» (например, долевого либо долгового инструмента) в соответствии с Порядком регламентированной деятельности (Regulated Activities Order – RAO), либо «финансового инструмента» (например «переводных ценных бумаг» в соответствии с Директивой по рынкам финансовых инструментов II (Markets in Financial Instruments Directive II – MiFID II)). С другой стороны, определение инвестиционных токенов соответствует трактовке «определенных инвестиций» в Акте о финансовых услугах и рынках (Financial Services and Markets Act 2000 (Regulated Activities)). Все это будет означать, что этот вид токенов находится внутри периметра, регулируемого действующим правом;
  • сервисный или потребительский токен (utility token). Владелец такого токена получает доступ к имеющемуся или ожидаемому в будущем товару либо услуге. Его принципиальным отличием от других видов токенов является невозможность использования для инвестиций: сервисный токен не дает его владельцу права на его использование для «определенных инвестиций». Этот токен используется исключительно для получения доступа к какой-то вполне определенной услуге. Например, для того чтобы воспользоваться неким облачным сервисом – скажем, сервисом хранения документов. «Поскольку сервисные токены, как правило, не обладают функциями, позволяющими приравнять их к фондовым активам (ценным бумагам), под регулирование они не подпадают» – такова позиция регулятора. FCA считает, что сервисные токены не относятся к «определенным инвестициям», даже если они торгуются на рынках производных инструментов, и используются в целях спекулятивных инвестиций. Ведомство признает, что сервисные токены при определенных обстоятельствах могут представлять собой «электронные деньги» согласно нормам E-Money Regulations (EMRs), либо если они используются в регулируемом секторе платежных услуг согласно нормам платежных услуг Payment Services Regulations (PSRs). В этом случае некоторые операции с ними могут оказаться внутри регулируемого периметра.
  • Управление по финансовому надзору предлагает различать еще одну категорию токенов – стейблкоины (stablecoin). Так называются токены, привязанные к фиатной валюте, такой как доллар США или фунт стерлингов. FCA полагает, что привязанный к фиатной валюте стейблкоин, используемый для оплаты товаров или услуг в некой сети, может удовлетворять определению электронных денег, если он «обеспечен определенными активами … корзиной криптовалютных активов или, возможно, алгоритмами, которые поддерживают ICO». Из-за привязки к фиатным деньгам стейблкоины обычно вообще не относят к криптоактивам в их исходном понимании.

FCA особо поясняет, что указанные выше категории токенов не являются взаимоисключающими. С другой стороны, классификация не претендует на охват всех видов криптоактивов, которые могут в принципе существовать. Решение вопроса о попадании того или иного токена внутрь регулируемого периметра должно приниматься в каждом конкретном случае в зависимости от ряда факторов.

Регулятор подчеркивает, что работа с токенами, обладающими характеристиками «определенных инвестиций», такими как долевые или долговые инструменты, может потребовать лицензирования. FCA занимается мониторингом возможного нарушения норм регулирования физическими и юридическими лицами, которые занимаются нелицензированной деятельностью. Особый упор планируется делать на эмитентов ICO, работающих с инвестиционными токенами, выдавая их за нерегулируемые сервисные.

В число факторов, определяющих отнесение токена к категории «инвестиционного», когда может потребоваться разрешение регулятора, FCA включило в том числе следующие:

▪          наличие договорных прав и обязанностей владельца токена в силу владения этим криптоактивом либо его хранения;

▪          наличие договорного права на получение доли прибыли (например, дивидендов), доходов или других выплат и выгод любого рода;

▪          наличие любого договорного права владения или контроля над эмитентом токена либо над другим имеющим отношение к токену лицом (например, права голоса);

▪          применение терминологии, типичной для соответствующей документации, например, проектной (так называемого уайтпейпера – whitepaper). Однако FCA подчеркивает, что в случае, если в уайтпейпере токен заявлен, как сервисный, но его характеристики указывают на то, что это все-таки «определенные инвестиции», то регулятор будет считать его инвестиционным токеном;

▪          возможность передачи токена другому лицу, обращаемость токена на криптобирже либо на каком-то другом рынке;

▪          наличие потока выплат держателям токена от эмитента или какой-то другой стороны;

▪          обусловленность потока выплат договорным правом.

FCA полагает, что в общем случае под определение «определенных инструментов» заведомо попадают акции, долговые инструменты, варранты, сертификаты, представляющие определенные ценные бумаги, паи в коллективных инвестиционных схемах, а также права и долевое участие в инвестициях. Токены, наделяющие своих держателей правами голоса, получения дивидендов, распределения капитала, правами, подтверждающими владение активом либо контроль над ним, либо правами, аналогичными правам держателей акций, скорей всего, будут относиться к инвестиционным. Токен, наделяющий своего держателя правом голоса в каком-то будущем ICO, в которое будет делать инвестиции фирма (и никакими другими правами), скорей всего, не будет считаться инвестиционным, поскольку права голоса не наделяют держателя токена правом принятия управляющих решений о будущем фирмы.

Токен, подпадающий под определение «переводной ценной бумаги», должен быть пригодным для торговли на рынках капитала. Таким образом, обращающийся токен, предоставляющий его владельцу права владения, контроля и аналогичные права, с высокой вероятностью будет отнесен к категории «переводных ценных бумаг». Подпадать под определение «определенной инвестиции» может даже токен, который выглядит как акция, хотя он и не является «переводной ценной бумагой», согласно определению MiFID II (например, вследствие ограничений на передачу).

Токен, являющийся представлением денег, которые должник обязан вернуть держателю этого токена, считается долговой распиской (долговым обязательством) и тем самым инвестиционным токеном. Если он еще и обращается на рынке капитала и передается от одного правообладателя другому, его можно рассматривать и как «переводную ценную бумагу» (в трактовке MiFID II). Токены, подобные депозитарным распискам, попадают в категорию представляющих определенные ценные бумаги сертификатов, являющихся инвестиционными токенами, если они наделяют держателя правами в отношении токенизированных акций или токенизированных долговых обязательств. Токен, представляющий собой инструмент для объединения либо распределения доходов и прибылей, скорее всего, может быть отнесен к категории схем коллективного инвестирования. То же самое имеет место, когда участник рынка управляет инвестицией в целом. Ссылки в уайтпейпере соответствующего ICO на объединенные инвестиции, объединенные взносы или объединенную прибыль также могут указывать на необходимость отнесения токена к категории инвестиционных. Токен, представляющий собой права или интересы в определенных инвестициях, относится к «определенным инвестициям» по определению RAO. Таким образом, такой токен должен считаться инвестиционным, даже если сам по себе лишен признаков ценной бумаги.

Токены, предоставляющие их держателям право подписи в будущем на другие токены, если те являются «определенными инвестициями», скорее всего, будут представлять собой варранты и, следовательно, будут инвестиционными токенами. Производные продукты на токенах (то есть деривативы) с высокой вероятностью попадут внутрь регулируемого периметра в качестве «определенных инвестиций» (опционов, фьючерсов и т. д.), а также могут быть отнесены к категории «финансовых инструментов» согласно MiFID II.

FCA отмечает, что в различных странах определения понятия «ценная бумага» могут быть различаться. Поэтому оценку токена на предмет попадания его внутрь регулируемого периметра необходимо делать для каждой страны, где он продается, либо в которой ведет свою деятельность фирма. Если токен представляет собой обращающуюся (переводную) ценную бумагу, и либо будет представлен к размещению в Великобритании, либо принят к торговле на регулируемом рынке, то эмитент токена будет обязан опубликовать проспект ценных бумаг. FCA подчеркивает, что сам по себе эмитент токенов может не нуждаться в получении разрешения регулятора, тем не менее на него могут распространяться требования по соблюдению прозрачности и по выпуску проспекта эмиссии (эмитент освобождается от обязанности выпуска проспекта, если эмиссия осуществляется исключительно на территории Соединенного Королевства и ее объем в любом двенадцатимесячном периоде не превышает 8 млн евро).

Лицам в Великобритании, которые занимаются предпринимательской деятельностью, так или иначе имеющей отношение к инвестиционным токенам, либо к токенам – электронным деньгам, либо к токенам, используемым для платежных услуг, теперь будет необходимо подумать о необходимости получения разрешения на ведение своей деятельности. Если деятельность лица попадает внутрь регулируемого периметра FCA, оно обязано, в частности:

  • следовать правилам регулирования финансовой рекламы, включая обеспечение ясности и точности подаваемой информации, исключающей введение в заблуждение граждан;
  • следовать Директиве о проспекте эмиссии;
  • принимать меры контроля финансовых преступлений;
  • обеспечивать операционную устойчивость и кибербезопасность (в настоящее время криптоактивы считаются привлекательной мишенью для преступников. Операторы услуг, например, онлайновые хранители кошельков, все чаще становятся жертвами киберпреступников, которые завладевают чужими ключами для получения доступа к криптоактивам и их перевода в другой адрес).

Проект FCA предназначается для изучения:

  • фирмами, занимающимися эмиссией либо созданием криптоактивов, в том числе занимающимися ICO;
  • фирмами, занимающимися маркетингом криптоактивов, а также товаров и услуг, с ними связанных;
  • фирмами, занимающимися покупкой, продажей, хранением криптоактивов;
  • фирмами, владеющими криптоактивами;
  • финансовыми и профессиональными консультантами;
  • инвестиционными менеджерами;
  • лицензированными инвестиционными биржами;
  • организациями потребителей.

Регулятор приводит примеры причин ущерба, который может быть нанесен гражданам: недостаточная информационная защита токенов, аферы мошенников, недостатки рыночной инфраструктуры, волатильность, недостоверная реклама, непрозрачность уайтпейперов ICO и механизмов ценообразования.

FCA напоминает, что в 2019 году Великобритания должна будет имплементировать в национальное законодательство положения 5-й Директивы ЕС по противодействию отмыванию денег. В связи с этим режим противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма должен быть распространен, в частности, на:

  • обменники фиатной валюты и криптоактивов на криптоактивы;
  • фирмы, занимающиеся переводом криптоактивов;
  • фирмы, занимающиеся хранением и администрированием криптоактивов либо инструментов, обеспечивающих контроль над криптоактивами;
  • фирмы, предоставляющие финансовые услуги, имеющие отношение к предложению либо продаже криптоактива эмитентом.

FCA рассчитывает, что руководящий документ окажет фирмам помощь при решении вопроса о том, попадает ли конкретный криптоактив внутрь регулируемого периметра. Регулятор приводит таблицу, показывающую, какие именно разрешения будут должны получить участники рынка криптоактивов.

Экспертное сообщество приветствует выпуск руководства по криптоактивам. Определенность всегда работает на участников рынка, другой вопрос, согласится ли отрасль с интерпретацией норм, предложенной регулятором. Будет интересно понаблюдать за реакцией на проект британского частного сектора криптоактивов.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться