О новой мере профилактики налоговых нарушений

О новой мере профилактики налоговых нарушений

Налоговый кодекс не предусматривает процедуры отзыва (или аннулирования) представленных налогоплательщиком деклараций. Тем не менее с недавнего времени инспекторы повсеместно аннулируют сданную отчетность.
Эксперты / 18 Май 2019, 20:00
О новой мере профилактики налоговых нарушений

Теоретическая база под эту практику подведена Письмом ФНС России от 10.07.18 № ЕД-4-15/13247. Оно посвящено двум видам деклараций: по налогу на прибыль и по НДС. Налоговики их аннулируют, если сочтут, что отчетность подписана неуполномоченными или неустановленными лицами.

10 июля 2018 года ФНС России выпустила Письмо от 10 июля 2018 года № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», в котором также содержалась инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций. Данное Письмо вызвало большой резонанс, прежде всего, из-за того, что участие адвоката в допросе свидетеля было указано в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности. Это положение позднее было изменено Письмом ФНС России от 21 сентября 2018 года № ЕД-4-15/18411@ «О внесении изменений в Письмо от 10.07.2018 N ЕД-4-15/13247@», которым столь неоднозначный признак был исключен.

Шокирующим для налогоплательщиков в этом Письме является то обстоятельство, что налоговым органам в качестве мер по профилактике предлагается аннулирование деклараций. ФНС в своей методичке перечислила основные признаки, по которым выявляются лица, не причастные к ведению финансово-хозяйственной деятельности. И, как следствие, на основании этой информации инспекторы на местах могут аннулировать представленные декларации. 

К таковым признакам относят:

  • представление уточненных налоговых деклараций с некорректным порядковым номером корректировки;
  • уклонение руководителей юридического лица, индивидуальных предпринимателей от явки на проведение допросов (более 2-х раз);
  • несовпадение адресных данных: руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели не проживают по месту регистрации;
  • доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
  • организации не находятся по адресу регистрации;
  • организации на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляли нулевую отчетность;
  • суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%;
  • договоры аренды с собственниками помещений не заключались;
  • среднесписочная численность – один человек либо отсутствует вовсе;
  • руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации, руководителями которой являются;
  • налогоплательщики изменяют место постановки на учет;
  • внесены сведения о смене руководителя организации незадолго до представления отчетности;
  • в течение 3-х месяцев с даты создания (регистрации) организации не открыты расчетные счета;
  • расчетные счета закрыты;
  • открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
  • движение денежных средств по расчетным счетам носит «транзитный» характер;
  • расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;
  • установлено обналичивание денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов;
  • в ЕГРЮЛ внесены данные о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации, руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и др.

Большинство представленных оснований вызывают крайнее удивление, а некоторые являются абсурдными. Использование данной методики, как показывает практика, могло бы позволить инспекторам аннулировать каждую вторую представленную декларацию. 

При этом при выявлении подобных признаков налоговым органам предписано проводить такие мероприятия налогового контроля, как:

  • допрос руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • осмотр помещений по адресу юрлица в целях проверки достоверности сведений об адресе в ЕГРЮЛ;
  • истребование у банков документов для проверки полномочий лиц на распоряжение средствами, находящимися на счете;
  • истребование документов (информации) у удостоверяющего центра для проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей;
  • проведение экспертизы документов, а также экспертизы информации на машинных носителях (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая) для исключения фактов представления фиктивных документов, проверки достоверности подписей лиц (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, иных лиц).

Во время допроса руководителя проверяются полномочия лиц (в т.ч. выдавших доверенности) и устанавливается причастность (непричастность) этих лиц:

  • к ведению финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • подписанию налоговых деклараций;
  • выдаче соответствующих доверенностей;
  • получению сертификатов ключей электронных подписей.

Абсурдность породило то обстоятельство, что было составлено обращение в Министерство юстиции РФ и, как следствие, выпущено Письмо ФНС РФ от 2.11.2018 года № ЕД-4-15/21496@ «Об отзыве Письма ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247@», которое стало реакцией на вышедшее в ответ на обращение Письмо Минюста России от 10.10.2018 N 01/133775-ЮЛ.

Таким образом, предполагается, что рекомендации, которые указаны в Письме ФНС России, не должны применяться налоговыми органами. Вместе с тем можно усомниться в том, что это финальная точка данной истории, поскольку попытки внедрить подобную практику налоговые органы уже предпринимали ранее, однако пока они не встретили поддержки со стороны судебных органов.

Позиция налоговых органов

Позиция налоговых органов строилась на следующих основаниях. Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со статьей 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов; проводить налоговые проверки в порядке, предусмотренном НК РФ. Таким образом, налогоплательщик обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ «налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога».

Исходя из пункта 5 статьи 80 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждается достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Соответственно, данные, приведенные налогоплательщиком в налоговых декларациях, должны быть достоверными.

В пункте 28 Административного регламента указано, что основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является в том числе отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица – уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

В силу положений пункта 4 статьи 80 НК РФ у инспекции отсутствует такое основание для отказа в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме, как подписание ее неуполномоченным лицом. Однако это не означает, что при наличии у инспекции сомнений в подлинности проставленной на декларации от имени налогоплательщика подписи она не вправе принять меры к их разрешению, а при установлении факта недействительности декларации по причине подписания неуполномоченным лицом – отказать в ее принятии. При этом в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июля 2018 года N А67-8529/2017 указано, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации в связи со ссылкой на недостоверность данных, которые она содержит.

Согласно положениям статей 80, 88 НК РФ налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 апреля 2015 года N 736-О, камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Налоговым органам предоставлены широкие полномочия, которые позволяют им выявлять и пресекать налоговые нарушения, но в строго определенных и урегулированных НК РФ налоговых процедурах (камеральные и выездные проверки, иные мероприятия).

Таким образом, обстоятельства с точки зрения налогового органа негативно характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления в инспекцию налоговой отчетности и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в положениях Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии декларации.

То есть судебная практика отказа в приеме налоговой декларации и аннулирования декларации существовала задолго до рассматриваемого Письма ФНС, и можно предположить, что с его аннулированием не прекратится, поскольку действующая норма о достоверности налоговой декларации требует действенных методов налогового контроля, которых в Кодексе РФ нет, поскольку основной упор в нем сделан на последующий, а не предварительный контроль, поэтому мероприятия такого контроля проводятся в рамках налоговых проверок, а не вне их. Вместе с тем все чаще налоговые органы осуществляют деятельность вне рамок налоговых проверок, так как короткие сроки проверок не позволяют налоговым органам оперативно и обоснованно принимать меры, что заставляет их искать новые возможности в рамках действующих норм.

Если по результатам проведения указанных мероприятий будут выявлены факты, свидетельствующие о подписании декларации неуполномоченными или неустановленными лицами, то налоговые органы запустят процедуру аннулирования таких налоговых деклараций. Для этого в Письме приводится Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль. Повторимся: даже при том, что письмо отменено, как будут действовать специалисты налоговых органов на местах, остается загадкой.

Налогоплательщикам, чьи декларации отозвали (аннулировали), следует отстаивать свои права. Обжаловать нужно либо уведомление о признании налоговой декларации недействительной, либо действия ИФНС по признанию декларации недействительной. А если заблокировали счет – надо обжаловать еще и блокировку. Сначала нужно обратиться с жалобой в региональное Управление ФНС (на это отводится один год), а затем в арбитражный суд (в течение трех месяцев после получения отказа от УФНС).

Судебная практика по этой теме пока только формируется, но уже настраивает на оптимистический лад. Судьи, как правило, подтверждают, что отчетность была сдана в срок, а аннулирование незаконно (Постановления АС Уральского округа от 11.09.2018 N Ф09-4202/18, АС Западно-Сибирского округа от 20.07.2018 N Ф04-2705/2018 и от 31.08.2018 N Ф04-3470/2018).

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться