Как повлияет экологический сбор на развитие бизнеса

Как повлияет экологический сбор на развитие бизнеса

За экологичное производство борются множество стран, сегодня можно увидеть призывы к сортировке мусора, правительство предлагает новый экологический налог для предприятий, которые осуществляют выбросы в атмосферу и загрязняют водные ресурсы, для иностранных автопроизводителей. При этом одновременно предусматриваются льготы в виде ускоренной амортизации для «чистых» производств.
Эксперты / Екатерина Шестакова 19 Май 2019, 12:15
Как повлияет экологический сбор на развитие бизнеса

Официально в налоговом законодательстве отсутствуют неналоговые платежи, связанные с загрязнением окружающей среды. Вместе с тем еще с 2015 года Минприроды России осуществляет подготовку изменений в законодательство Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, которые учитывают особенности исчисления и внесения платы за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения (канализации) и взаимоотношения организаций водопроводно-коммунального хозяйства и их абонентов по осуществлению платы (<Письмо> Росприроднадзора от 20.02.2015 N ОД‑06–01–31/2606 «О плате за сбросы сточных вод»).

В настоящее время действует экологический сбор. Данный сбор фактически предусматривает взимание платы за сверхнормативное загрязнение окружающей среды, но правила постоянно меняются. Меняются и правила в отношении так называемого утилизационного сбора. Последние поправки, касающиеся утилизационного сбора, были установлены Постановлением Правительства РФ от 23.08.2018 № 986. Установлен и новый порядок взимания и исчисления экологического сбора, сроков его уплаты, порядок взыскания, зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных платежей. 

Так, в настоящее время сбор должны исчислять и уплачивать производители, импортеры, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров. Ранее было установлено, что сбор исчисляется и уплачивается производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации.

В отношении упаковки экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) импортируют товары в этой упаковке. Также исключаются льготы, которые действовали ранее: для 2019 года не предусмотрены нулевые нормативы по экологическому сбору, они действуют только в 2018 году, в частности, в отношении текстильных изделий (код 13.00 по ОК 034–2014).

Прежде всего, экологический сбор является заградительной мерой против иностранных компаний и был введен после вступления России в ВТО. Экологический сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать (ст. 24.5 Федеральный закон от 24.06.1998 N89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об отходах производства и потребления»). Организации и ИП, занимающиеся розничной торговлей, не являются плательщиками экологического сбора, если они не являются импортерами товаров и упаковки, которые подлежат утилизации. Но в настоящее время планируется опять изменить правила игры.

Ожидаемые поправки в законодательстве

Во-первых, предлагается изменить порядок взимания экологических сборов. Так, предполагается заменить платежи за сброс неочищенных вод экологическим налогом. Суть изменений состоит в обязательности платежей и в максимальном их распространении.

Во-вторых, новый налог не отменяет дополнительные сборы с юридических лиц за вывоз мусора, фактически будет действовать двойное налогообложение как с предприятий, так и с офисных помещений и даже с младенцев.

ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ПО СЕКТОРАМ 1) (млн т СО2-эквивалента в год)

 

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Энергетика2)

2037,23

2137,89

2199,17

2213,88

2153,01

2152,57

2162,06

2175,36

Промышленные процессы и использование
промышленной продукции

207,63

196,87

200,21

216,36

220,61

220,78

218,77

218,50

Сельское хозяйство

138,17

140,20

134,52

140,32

134,76

136,10

135,80

134,18

Землепользование, изменение землепользования
и лесное хозяйство3)

-496,26

-629,52

-648,47

-614,88

-610,86

-651,97

-603,05

-634,45

Отходы

89,18

98,23

101,01

103,68

106,49

110,54

113,26

115,79

Всего, без учета землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства

2472,21

2573,18

2634,91

2674,25

2614,88

2619,99

2629,88

2643,82

Всего, с учетом землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства

1975,95

1943,67

1986,44

2059,37

2004,01

1968,03

2026,83

2009,36


ОБРАЗОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1) (млн т)

 

2013

2014

2015

2016

2017

Образование отходов производства и потребления – всего:

5152,8

5168,3

5060,2

5441,3

6220,6

В том числе опасных 2)

116,7

124,3

110,1

98,3

107,2

Использование и обезвреживание отходов производства и потребления3)

2043,6

2357,2

2685,1

3243,7

3264,6

Размещение отходов производства и потребления на объектах, принадлежащих предприятию – всего:

4897,7

2951,4

2333,1

2620,8

3204,5

Из них в местах:

хранения

4071,8

2426,2

1978,1

2105,3

2378,5

захоронения

814,9

524,5

354,6

503,8

826,0


Следует обратить внимание на то, что Минфин предлагает внести в Налоговый кодекс шесть неналоговых платежей – утилизационного, экологического и гостиничного сборов, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду, сборов с большегрузов и с операторов связи. Изначально их планировалось ввести в 2020 году, однако после консультаций с бизнесом Минфин отложил вступление в силу поправок в кодекс на 2021 год.

В целом, любые изменения в настоящее время негативно воспринимаются бизнесом и физическими лицами, которые выступают конечными потребителями. Кроме того, введение новых налогов должно основываться на отраслевом загрязнении окружающей среды. По данным Росстата, наибольший вред приносит энергетика и отходы.

Еще одна проблема состоит в неэффективном использовании отходов. В отличие от Российской Федерации за рубежом не только существуют экологические сборы, но и эффективно реализуются программы по защите окружающей среды. Эта тенденция получила бурное распространение в последнее время, поскольку и в производстве, и в бытовом хозяйстве достаточно престижно заботиться об окружающей среде, использовать «зеленые» технологии, разделять мусор.

Повышение энергоэффективности

За рубежом в связи с дорогими энергоносителями большое внимание уделяется повышению энергоэффективности. В России энергоэффективность – комплексное понятие, которому нельзя дать одно-единственное определение. В Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» сказано, что «энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу». Это возможно сделать как с помощью развития новых технологий, так и благодаря пропаганде новых технологий, которые позволяют сделать мир чище, и с помощью поощрения новых энергоэффективных механизмов и оборудования.

К сожалению, энергоэффективность в России недостаточна, поэтому различные ведомства работают над ее повышением. Так, в 2019 году был утвержден план по повышению энергоэффективности различных промышленных предприятий, бюджетных организаций и многоквартирных домов, согласно которому к 2030 году будет достигнута существенная экономия различных ресурсов: электричества, воды, тепла.

В Европейском Союзе с 2002 года действует закон, запрещающий строительство домов, которые тратят на поддержание комфорта больше 60 кВт.ч/кв. м в год. В 2010 году в Финляндии, к примеру, эту планку установили на уровне 40–45 кВт.ч. Для достижения этих показателей Минстрой России запросил в регионах информацию о фактических результатах определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов за 2018 год.

В чем перспективы и приоритеты энергоэффективности

В настоящее время энергоэффективность позволяет использовать налоговые льготы. В зависимости от вида объекта капитального строительства организаций, налоговая льгота применяется с учетом следующих условий для:

▪          многоквартирных домов, в том числе расположенных в них квартир и иных помещений, при наличии энергетического паспорта вновь вводимого многоквартирного дома, подтверждающего высокий класс энергоэффективности объекта;

▪          административно-деловых и (или) торговых объектов недвижимости – если на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта имелся энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергоэффективности данного объекта.

Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N1222 Перечню принципов правил определения класса энергетической эффективности товара для классов энергетической эффективности товаров, применяются следующие обозначения: «A», «B», «C», «D», «E», «F», «G».

При этом из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик), класс «A» применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, а класс «G» – для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью.

Также установлены дополнительные классы энергетической эффективности «A+», «A++» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью (по возрастанию – «A+», «A++») при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса «A».

Таким образом, объекты, отнесенные к классу A (A+, A++), признаются имеющими высокий класс энергетической эффективности (Письмо Минфина России от 26.02.2016 N03–03–06/1/10868). В отношении вновь вводимых объектов недвижимого имущества (в том числе нежилых зданий и помещений в них), имеющих высокий класс энергетической эффективности, организация может применить указанную налоговую льготу (при наличии на объекты энергетического паспорта) в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (Письмо Минфина России от 15.05.2017 № 03–05–05–01/29134).

Таким образом, в области экологичного производства используется принцип «кнута и пряника». Однако «кнут» постоянно меняется, поэтому компаниям и производствам трудно говорить о какой-то стабильности.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться