Что такое ритейл

Ритейл – продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. В более широком понимании ритейл – это принцип организации торговли и трактовать его можно как работу с любой категорией покупателей, свободно приобретающих товар. Отметим, что по объемам продаж ритейл не уступает оптовой торговле и занимает ключевое место в экономике.
Эксперты / Тенгиз Бурсулая 02 Июн 2019, 12:15
Что такое ритейл

Компания, закупающая товары народного потребления оптом и торгующая ими в розницу потребителям, называется ритейлером, что дословно в переводе на русский язык означает «продавец», «реализатор». Ритейлер – последнее звено в цепочке доставки товара от изготовителя к покупателю.

Размер торговой точки не имеет значения. К понятию «ритейлер» можно отнести супермаркеты, розничные магазины, банковские учреждения, автомобильные салоны и другие предприятия, осуществляющие продажу товаров и услуг. Более того: под данное определение подпадают и люди, которые занимаются продажами, не имея определенного локального расположения торговой точки, – различные представители сетевого маркетинга, индивидуальные предприниматели, коммивояжеры.

Торговая наценка

Исходя из того, что реализация в розницу ведется через предприятия розничной торговли, которые требуют содержания торговых площадей, обширного штата работников, большого количества товаров в наличии в зале и на складе, стоимость продукции возрастает. Для покрытия издержек и извлечения прибыли применяется торговая наценка (маржа). Величина торговой наценки регулируется общим состоянием рынка или государственным регулированием цен (на некоторые категории товаров и услуг). На товары (услуги), не входящие в категорию регулируемых государством, наценка в среднем может составлять от 30% до 200% и более.

Рынок ритейла и его значение в экономике

Помимо того, что ритейлеры исполняют свою функцию прямых продаж, это также огромный сектор бизнеса, в котором заняты колоссальные трудовые ресурсы. Ритейлеры могут работать в различных сегментах, вот основные:

▪          FMCG сегмент– быстро оборачиваемые потребительские товары;

▪          БиКТ сегмент – расшифровывается как бытовая и компьютерная техника;

▪          DIY (Ди Ай Вай) сегмент – Do it yourself переводится как сделай сам. Это магазины товаров для дома и сада;

▪          Электроника – это магазины современной электроники: ПК, сотовые телефоны, планшеты и аксессуары. Часто данный сегмент называют сотовым ритейлом;

▪          Мебель;

▪          Спорт;

▪          Косметика;

▪          Аптеки;

▪          Автосалоны.

К вышеперечисленным сегментам относится подавляющее большинство магазинов, а также самые большие товарообороты.

Виды ритейла

Категории ритейла строго не определены, но общепринятым является такое деление:

▪          Товары долговременного использования. Они не теряют потребительских качеств с течением времени, и пользоваться ими можно долго. Это, например, бытовые приборы и техника, мебель, автомобили.

▪          Товары каждодневного пользования, сюда же относят расходные материалы. Это одежда и обувь, гигиенические товары и косметика.

▪          Все продукты питания – отдельная категория.

▪          Товары, так или иначе связанные с искусством – музыкальные инструменты, картины, книги.

Цепочка поставок товара обычно выглядит так:

▪          производитель;

▪          дистрибьютор, покупающий товар у производителя и далее распространяющий его оптовыми партиями;

▪          ритейлер, закупающий оптовую партию товара у дистрибьютора, дилера, оптовика, и затем продающий в розницу потребителю.

На каждом шаге в цепочке есть маржа прибыли, встроенная в покупку. Производители рассчитывают свою стоимость изготовления продукта, а затем добавляют процент прибыли, с которым продают его оптовикам. Оптовики делают то же самое, добавляя процент прибыли к тому, что они заплатили за продукты. Далее уже розничные торговцы добавляют свою собственную маржу прибыли к стоимости продукта, прежде чем продавать его конечному пользователю.

В цифрах это может выглядеть следующим образом. Продукт, который стоит, к примеру, $1, может быть продан оптовикам за $2. Оптовики покупают его за $2, затем продают его розничным торговцам за $4, а уже ритейлеры, покупают его за $4 доллара и продают его покупателям за $8.

Прибыль предприятий ритейла

Основная прибыль предприятий ритейла складывается из:

▪          торговой наценки, маржи. Она зависит от вида товара, размера спроса на него, сезонности. На каждом этапе цепочки действует своя маржа прибыли;

▪          своеобразной платы за «доступ к потребителям», который они берут с производителей;

▪          эффекта от рекламных и промо-акций;

▪          сдачи в аренду торговых площадей.

Многие российские розничные сети, ведя переговоры о продаже определенного товара, требуют специальный бонус, который является платой за вход в сеть. Получать дополнительную прибыль ритейлерам также позволяют промоушн-акции, реклама и продажа торговых площадей.

Важная особенность ритейлера – это сосредоточение различных видов товаров в одном месте. Особенности работы ритейлеров заключается в следующем:

▪          предустановленная стоимость товаров;

▪          широкий ассортимент. Наличие множества позиций и видов;

▪          доступность для любого потребителя. Получить услугу или купить товар может любой желающий;

▪          предоставление кассового чека, свидетельствующего о произведённой оплате;

▪          соблюдение закона «о защите прав потребителя»;

▪          установление розничной цены. Розничная цена всегда выше оптовой на торговую наценку – разность между ценой закупки и продажи, эта величина и является основным доходом розничного продавца.

Форматы торговли

Продажа может осуществляться различными методами и в разных условиях, но особую популярность у розничных продавцов имеет стрит-ритейл. Стрит-ритейл – это торговые помещения, которые располагаются на первых этажах зданий. Они имеют все атрибуты магазина: витрины, кассовый аппарат и свой отдельный вход. Такой формат торговли удобен для покупателей, живущих поблизости, и выгоден продавцам.

В последние годы набирает все большую популярность ритейл-парк. Это торговый центр экономического формата, состоящий из одного или двух этажей и расположенный обычно вокруг парковки. Для строительства таких комплексов используют дешевые конструкции и технологии, что позволяет устанавливать более низкие арендные ставки. Это делает ритейл-парки интересными и популярными у розничных продавцов, а также у покупателей, которые могут приобретать товары по более выгодным ценам.

Сетевой ритейл

Сетевой ритейл – это сеть торговых точек в одном формате. Они имеют одного владельца (собственника), связаны единой закупочной и логистической системой. Данные ресурсы имеют единую ценовую политику.

Сетевые предприятия позволяют уменьшить издержки и цены на товары. Так как в сетевых точках торговли всегда имеется базовый ассортимент, а цены несколько ниже, чем в несетевых магазинах. Так сетевому ритейлу удается привлечь больше покупателей, и увеличить прибыль за счет более крупных оборотов.

В сетевом ритейле очень распространен франчайзинг, то есть собственник бизнеса (франчайзи) использует ресурсы партнера (франчайзер). Франчайзер предоставляет франчайзи готовые бизнес процессы, бренд, оборудование, доступ к CRM и многое другое. В свою очередь франчайзи отдает франчайзеру часть прибыли.

Сетевую розницу можно разделить по размерам магазинов.

Гипермаркет – торговые точки площадью от 4 до 20 тыс. кв. м, продающие товары продовольственного и не продовольственного назначения в формате самообслуживания. Ассортимент гипермаркетов превышает 30 000 наименований.

Супермаркет – магазины самообслуживания площадью от 0,4 до 4 тыс. кв. м. Ассортимент товаров таких магазинов, как правило, составляет около 8000 позиций, хотя есть исключения до 22000 наименований. Продаваться в супермаркете могут продовольственные товары универсального ассортимента или непродовольственные товары. Супермаркеты располагаются близко к жилым кварталам, часто прямо в них.

Магазин у дома (шаговой доступности или магазин за углом) – магазины небольшой площади, направленные, как правило, на продажу продуктов питания и товаров первой необходимости. Магазины у дома располагаются внутри жилых кварталов и в центре города. Большая часть их клиентов – жители ближайших домов.

Помимо размеров магазины сетевого ритейла отличаются ценовой политикой.

Дискаунтер – магазины, ориентированные на низкую стоимость. В дискаунтерах нет широкой товарной линейки, а также полностью отсутствуют товары высокого ценового сегмента.

Масс-маркет – магазины, рассчитанные на клиента со средним уровнем достатка. Товарная линейка самая широкая, упор делается на соотношение цена качество.

Премиум бутики – магазины, торгующие товарами премиум-сегмента. Ставка делается на клиента с высоким уровнем достатка. В таких магазинах богатое оформление и индивидуальный подход к каждому клиенту. Нередко бывает, что вход в такие магазины осуществляется по клубным картам.

Магазин фиксированной цены – в таких магазинах цена на весь товар одинаковая.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться