Какую нишу занять на рынке образовательных услуг

Какую нишу занять на рынке образовательных услуг

Бизнес-идеи в сфере образования – это возможность начать свой бизнес без вложений в сети Интернет. Чтобы заработать на обучении, важно определиться со сферой деятельности, которая получается у вас лучше всего, и начать предлагать частные уроки.
Эксперты / Екатерина Шестакова 30 Июн 2019, 10:00
Какую нишу занять на рынке образовательных услуг

Чтобы стартовать с личными тренингами, вебинарами и курсами, не нужно крупных вложений, особенно на старте – в кризис это особенно важно. Преподавательская деятельность онлайн не потребует аренды помещения, его обустройства и покупки расходных материалов. Образовательные и информационные услуги – это возможность прокачать способности своих учеников и свои собственные, получив при этом хороший доход и занимаясь любимым делом.

Отдельным направлением в бизнесе в образовательных услугах является обучение детей. Это могут быть развивающие игры, обучение скоро чтению, иностранные языки, спортивные секции, компьютерные курсы и много другого. Родители всегда хотят как можно больше навыков и умений для детей и охотно платят за занятия с ними. Это очень выгодная ниша, но тут нужно постоянно показывать результат. К примеру, если это занятия с танцев, то нужно демонстрировать результаты в виде подготовленных номеров и выступлений на различных конкурсах. Люди видят прогресс и будут еще более охотно платить за ваши услуги.

Давайте выделим основные бизнес идеи в образовании, которые эффективно работают на рынке:

▪          обучение детей (наука, спортивные секции, развивающие программы);

▪          подготовка к сдаче ЕГЭ;

▪          обучение иностранным языкам;

▪          консалтинг;

▪          бизнес-образование (MBA);

▪          спортивные секции и личные тренеры в фитнес залах;

▪          учебные центры по подготовке определенных специалистов. Сейчас популярно IT-направление;

▪          курсы. Это краткосрочные занятия на протяжении от 1 до 15 недель, которые помогают поднять квалификацию специалистов на новый уровень и узнать что-то новое;

▪          семинары, вебинары и тренинги.

Таких лиц можно назвать самозанятыми. Стоит напомнить, что в отношении самозанятых граждан в 2019 году были приняты поправки, касающиеся уплаты такими лицами налогов. Ставка НПД самозанятых зависит от того, кому предоставляется услуга и составит: 4% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам; 6% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования в предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Развитие онлайн и дошкольного образования

Появление массовых открытых онлайн-курсов (МООС) многими в образовательном сообществе было воспринято как революция, причем с опасными для университетов последствиями.

Вместе с тем онлайн-образование делает обучение доступнее для большинства населения. Например, любой желающий может воспользоваться онлайн курсами в открытом доступе. Для этого сегодня существует «Открытое образование» – современная образовательная платформа, предлагающая российским университетам использовать или размещать онлайн-курсы для реализации основных образовательных программ. И официальная статистика говорит о том, что такое образование будет только развиваться. Онлайн-технологии позволяют бесконечно развивать новые направления и новые отрасли в образовании, новые технологии и новые направления.

Проблемы с детскими садами вызывают потребность в развитии дошкольного образования. Это связано с тем, что сегодня так и не восстановлены ясли, в которые родители могут отдать детей. Кроме того, родители часто хотят дать дополнительное образование для дошкольников.

В дошкольном образовании наибольший потенциал цифровизации у сегмента дополнительного детского образования: результаты онлайн-опроса, проведенного нами в ходе исследования, указывают на сравнительно высокую долю проникновения онлайн-механик в нем. Единственное, на сегодняшний день монетизированы они в малой степени.

Самая общая оценка проникновения онлайна в сферу дополнительного детского образования – 49%, включая бесплатные занятия через интернет. Иначе говоря, 49% опрошенных нами родителей, чьи дети посещали дополнительные занятия, пользовались инструментами онлайн-образования, тогда как платили за эти услуги в общей сложности лишь 3,2% респондентов.

За пять лет аудитория онлайна вырастет до 8% от числа всех детей, получающих дополнительные образовательные услуги: с 242 тыс. в 2016 году до 687 тыс. в 2021 году. В свою очередь объем рынка онлайн-услуг в денежном выражении увеличится за тот же период почти в три раза и достигнет 1,7 млрд руб., то есть 5,5% от рынка услуг дополнительного дошкольного образования.

Под онлайн-технологиями в дополнительном образовании мы понимаем образовательные интернет-ресурсы для детей, развивающие мобильные приложения, компьютерные игры и обучающий видеоконтент. Все перечисленные форматы подходят для домашнего обучения, но требуют адаптации к общим образовательным программам детских садов.

Высшее и среднее профессиональное образование

В высшем и среднем образовании наблюдаются те же тенденции, что и в других направлениях образования. При снижении бюджетных мест, снижении образовательных организаций растет количество онлайн курсов и организаций, предоставляющих данные услуги.

В 2018 году продолжился процесс совершенствования системы образования, направленный на повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, усиления результативности функционирования образовательной системы, в рамках которого происходило укрупнение (объединение) образовательных организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование.

Общее число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2018 году по сравнению с 2017-м сократилось на 3,1% (или на 24 ед.): число государственных и муниципальных организаций – на 0,8% (на 4 ед.); частных – на 7,5% (на 20 ед.).

Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, по сравнению с 2017 годом уменьшилась на 84,2 тыс. человек, причем значительное сокращение численности произошло в частных организациях (на 10,3%).

При этом постепенно растет число студентов, получающих образование с применением дистанционных образовательных технологий, базирующихся на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети (с 10,2% в 2017 году до 11,3% в 2018-м).

Дополнительное профессиональное образование

Развитие дополнительного образования очень важно в связи с различными тенденциями, например, в связи с изменениями в технике и технологиях. Кроме того, необходимость в дополнительном профессиональном образовании возникает у отдельных категорий работников, например, у профессиональных бухгалтеров в связи с введением новых профессиональных стандартов. Еще одна категория лиц, которые нуждаются в повышении квалификации – это предпенсионеры. Правительство РФ подготовило специальную программу по переобучению людей предпенсионного возраста. Повышать квалификацию пожилых граждан предлагается за три месяца в отрыве от основной работы и с выплатой стипендии в размере регионального МРОТ.

Возникает вопрос: какие программы дополнительного образования являются наиболее востребованными?

Но для многих повышение квалификации является, скорее, трудовой повинностью.

Вместе с тем профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование позволит:

▪          продолжить трудовую деятельность как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с Вашими пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями.

▪          работать с новым оборудованием, технологиями, программными средствами.

▪          получить квалификационный разряд, класс, категорию в соответствии с профессией гражданина без изменения уровня образования.

Обучение языкам

Сегодня, когда границы открыты и многие могут путешествовать, работать за рубежом, очень актуальным вопросом является вопрос изучения иностранных языков. В настоящее время развиваются как традиционные курсы, так и поездки за рубеж и онлайн-обучение иностранным языкам.

Рынок изучения иностранных языков охватывает широкий спектр услуг, классифицируемых как по образовательным механикам, так и по типу аудитории пользователей. В расчетах рынка не учитывались данные по аудитории, бесплатно пользующейся онлайн-тренажерами или методическими пособиями для самостоятельного изучения языка. Возрастной диапазон рассматриваемой аудитории рынка – 25–64 года. Возможно выделить несколько видов обучения иностранным языкам:

▪          Традиционные школы (аудиторные занятия по стандартным программам «уровневого» освоения языков; здесь мы учитываем как международные языковые школы-сети, так и единичные несетевые школы).

▪          Авторские школы (сравнительно небольшой сегмент несетевых языковых школ с применением авторских методик обучения).

▪          Языковые клубы (различные форматы разговорных клубов, встречи с носителями языка – формат, постепенно набирающий популярность в крупных городах).

▪          Индивидуальные занятия с репетитором, преподавателем в формате офлайн.

▪          Школы дистанционного обучения (онлайн), репетиторские услуги (либо исключительно онлайн-обучение, либо смешанные формы занятий; также учитываются заочные формы изучения иностранных языков с использованием онлайн-тренажеров, мобильных приложений и прочего).

Традиционно «пальму первенства» среди иностранных языков занимает английский язык, но существует потребность и в изучении других языков. Возможно, в связи с развитием торгового сотрудничества, политической обстановкой и количеством китайских туристов многие для себя выберут изучение именно китайского языка.

На онлайн-обучение, по расчетам, приходится приблизительно 7% от суммарного объема рынка языковых услуг в 2016 году. В денежном выражении это порядка 2,2 млрд руб. Позитивная динамика проникновения цифровых технологий позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение доли онлайна до 11% от рынка к 2021 году.

В целом потенциал рынка образовательных услуг достаточно большой. Существует много направлений для развития. Однако не нужно забывать, что образовательная деятельность является лицензируемой, и таким образом государство контролирует качество оказываемых услуг. Вместе с тем сегодня развивается теневой рынок образовательных услуг, который не контролируется со стороны государства. За счет этого рынка качество услуг снижается и люди разочаровываются в новых образовательных технологиях и повышении квалификации в целом.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться