Новые меры ЕС по противодействию легализации средств сомнительного происхождения

Новые меры ЕС по противодействию легализации средств сомнительного происхождения

Евросоюз не первый год ведет борьбу с легализацией средств, нажитых преступным путем. Но в отношении новых вызовов, таких как криптовалюты и их использование в преступных целях, регуляторы пока делают только первые шаги. До конца 2020 года государства ЕС должны имплементировать в законодательство положения Шестой директивы по противодействию отмыванию денег.
Эксперты / Евгений Воловик 03 Авг 2019, 11:10
Новые меры ЕС по противодействию легализации средств сомнительного происхождения

Она перечисляет 22 вида предикатных преступлений, включая киберпреступления, мошенничество, разглашение инсайда, терроризм, налоговые преступления, экологические преступления, преступления коррупционной направленности. Для признания виновности в отмывании денег не нужен будет ни обвинительный приговор в отношении предикатного преступления, ни идентификация совершившего его конкретного физического лица.

11 октября 2018 года Совет Европейского союза принял так называемую Шестую директиву по противодействию отмыванию денег уголовным правом (Directive on combatting money laundering by criminal law – MLD6). 12 ноября 2018 года документ был официально опубликован, государства Европейского союза должны имплементировать его положения в национальные правовые системы до 3 декабря 2020 года.

Соединенное Королевство, Ирландия и Дания «участниками директивы» не являются. Соединенное Королевство не планирует ее внедрять. Однако это не означает, что директива не окажет никакого влияния на эти страны, в частности, на Великобританию. На самом деле, страна стоит на пороге нового этапа усиления взаимодействия с зарубежными компетентными органами.

Новая директива дополняет и усиливает Четвертую директиву по противодействию отмыванию денег (FourthAnti-MoneyLaunderingDirective (EU) (2015/849)) с поправками, внесенными Пятой директивой (MLD5), формально принятой в мае 2018 года. Суть новой директивы состоит в усилении противодействия отмыванию денег (ПОД) средствами уголовного права путем «повышения эффективности и ускорения международного сотрудничества компетентных органов». Директива призвана «интенсифицировать взаимодействие с третьими странами, в частности, за счет поддержки создания эффективных механизмов, и внедрения мер противодействия отмыванию денег и усиления международного сотрудничества в этой сфере».

Комментаторы полагают, что результаты внедрения шестой директивы могут проявиться лишь спустя пару лет. Странам – членам ЕС предстоит гармонизировать законодательство в сфере ПОД: страны должны будут сформировать правовые системы с одинаковыми по содержанию составами преступления «отмывание денег» и одинаковыми уголовными наказаниями. Должны быть установлены одинаковые полномочия ведомств в отношении проведения расследований и конфискации. Также должны быть приняты единые положения в области международного сотрудничества и проведения международных расследований.

В число наиболее значительных мер, которые страны – члены Евросоюза будут обязаны внедрить в уголовное право, вошли следующие:

·         гармонизация определений уголовных преступлений, относящихся к отмыванию денег. В перечень уголовных преступлений должны будут войти пособничество, подстрекательство, провоцирование и попытка отмывания денег. То же относится и к самоотмыванию, которое в настоящее время в ряде стран ЕС не является уголовным преступлением. (Самоотмывание – попытка сокрытия источника преступных доходов тем же лицом, которое совершило и предикатное преступление. 

Предикатное или предшествующее преступление — это преступление, которое было совершено до другого преступления, в данном случае, отмывания денег. Предикатным преступлением для преступления «отмывание денег» является преступление, в результате которого лицо получает преступный доход. Например, предикатным преступлением является хищение денежных средств. Отмывание средств призвано легализовать этот преступный доход, то есть придать ему вид законно полученных денег). Новая директива перечисляет 22 вида предикатных преступлений, включая киберпреступления, мошенничество, разглашение инсайда, терроризм, налоговые преступления, экологические преступления, преступления коррупционной направленности. Для признания виновности в отмывании денег не нужен будет ни обвинительный приговор в отношении предикатного преступления, ни идентификация совершившего его конкретного физического лица;

·         установление уголовной и иной ответственности юридического лица, которое может понести наказание в виде штрафа и других санкций. Юридическое лицо может нести уголовную ответственность за деяния физического лица, если это физическое лицо обладает полномочиями представлять юридическое лицо, принимать решения от его имени, осуществлять контроль «в пределах юридического лица». Помимо этого, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за его неспособность осуществлять надзор или контроль над физическим лицом, если это физическое лицо обладает полномочиями представлять юридическое лицо, принимать решения от его имени, осуществлять контроль «в пределах юридического лица»;

·         снижение рисков и угроз со стороны виртуальных валют;

·         устранение препятствий международному сотрудничеству органов юстиции и полиции путем принятия единых норм проведения расследований.

Пожалуй, одним из наиболее важных положений шестой директивы эксперты называют значительное ужесточение наказаний. Для физических лиц, признанных виновными в отмывании преступных доходов, директива требует установления минимального срока тюремного заключения продолжительностью от 1 года до 4 лет, плюс возможности назначения дополнительных наказаний. В число других санкций могут входить наложение штрафа, запрет на занятие коммерческой деятельностью, временный запрет на занятие выборных должностей и должностей государственной службы.

Наказания для юридических лиц могут включать, в частности:

·         лишение права компании на получение государственной помощи, грантов и льгот;

·         лишение компании доступа к государственному финансированию, включая участие в тендерах;

·         установление судебного надзора;

·         лишение права ведения коммерческой деятельности;

·         закрытие объектов, которые использовались для совершения преступления;

·         прекращение деятельности компании.

Все эти наказания могут быть назначены в дополнение к другим, включая обращение в доход государства преступных доходов и средств совершения преступления.

Директива устанавливает ряд отягчающих обстоятельств, включая обстоятельства, подлежащие применению в обязательном порядке, когда нарушителем оказывается лицо (физическое либо юридическое), которое является субъектом первичного финансового мониторинга по законам о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а правонарушение было совершено в процессе профессиональной деятельности частных лиц. Поскольку предприятие обычно использует услуги юристов и профессиональных финансистов, которые от его имени занимаются определенными операциями, неожиданно может оказаться, что организацию накажут сильнее, если эти «профессионалы выйдут из-под контроля».

Директива также устанавливает ряд предоставленных на усмотрение судебных органов отягчающих обстоятельств, в число которых входит ситуация, когда:

·         отмытое имущество имеет значительные размеры;

·         преступление имеет связь с преступной организацией;

·         преступление имеет связь с определенными видами частной профессиональной деятельности, либо преступные доходы получены в результате совершения определенных правонарушений, в частности, коррупционных, где наказания и сейчас весьма серьезные.

Директива разъясняет порядок взаимодействия государств в случае, если преступление носит международный характер, и совершено сразу в нескольких государствах. Государства – члены ЕС будут обязаны унифицировать следственный инструментарий и установить единые правила, определяющие, какое государство обладает юрисдикцией по конкретному делу. Директива также определяет порядок подключения к расследованию системы Eurojust.

Как отмечают обозреватели, финансовым и нефинансовым организациям, чтобы снизить риск привлечения их к уголовной ответственности, придется пересмотреть свои регламенты, процедуры, порядок ведения внутреннего контроля в области ПОД/ФТ.

Евросоюз планирует дальше ужесточать антиотмывочное законодательство

Европейская комиссия озабочена качеством надзора, демонстрируемым некоторыми странами Союза. Отмечается, что отдельные страны проявили неспособность обеспечить эффективное соблюдение установленных норм, что может угрожать финансовой стабильности определенных банков. Представители Еврокомиссии утверждают, что в Европе действуют самые жесткие нормы ПОД в мире. Однако последние расследования в банковском секторе (о них ниже) указывают на недостатки надзора за исполнением законодательства в отдельных странах. В эпоху, когда деньги перебрасываются из страны в страну по одному клику компьютерной мыши, надзор должен быть «скорым и инициативным». Нормы ПОД должны применяться одинаково во всех странах ЕС.

Еврокомиссия предлагает наделить Европейскую службу банковского надзора (EuropeanBankingAuthority – EBA) новыми правами. ЕВА должна получить полномочия на возбуждение дел по расследованию предполагаемых нарушений законодательства. Национальным надзорным органам необходимо усилить взаимодействие и информационный обмен. Предлагается:

·         наделить ЕВА полномочиями требовать от национальных органов, осуществляющих надзор в области ПОД, расследования случаев возможного «значительного» нарушения норм ПОД, и оценивать необходимость применения адресных мер, в том числе санкций;

·         обеспечить соблюдение национальными надзорными органами общесоюзных норм надзора в области ПОД, и надлежащее взаимодействие с органами пруденциального надзора. В случае бездействия национальных надзорных органов ЕВА сможет сама «напрямую» принимать решения относительно конкретной организации финансового рынка в любой стране;

·         повысить качество надзора путем применения единых стандартов операционной деятельности, проведения периодических проверок национальных контрольно-надзорных органов, и оценки рисков;

·         усилить работу по сбору информации о рисках и тенденциях в сфере ПОД, и активизировать обмен этой информацией между национальными надзорными органами с созданием так называемых концентраторов информации (информационных узлов, дейта хабов – datahubs);

·         усилить сотрудничество по делам международногоотмывания денег со странами, не входящими в Европейский союз;

·         образовать новый постоянный комитет, объединяющий национальные органы надзора в области ПОД.

Европейская комиссия обратилась в Европейский центральный банк с просьбой согласовать с национальными органами надзора в области ПОД многосторонний меморандум о взаимопонимании по информационному обмену.

Отмывание и криптовалюты

Одной из главных проблем виртуальных валют (криптовалют) является возможность их использования для отмывания денег и финансирования терроризма. В Пятой директиве делается попытка принять меры в направлении наращивания противодействия этой угрозе.

С технической точки зрения обращение с виртуальной валютой подобно обращению с обычными наличными деньгами и не требует идентификации пользователя. В принципе, технология виртуальных валют не требует привязки конкретного физического лица ни к виртуальному кошельку, ни к определенной операции. Операции с виртуальной валютой не ограничиваются границами конкретного государства. Платить виртуальной валютой можно без участия какого-либо централизованного посредника. Для ее перечисления в любую точку мира достаточно иметь элементарный доступ к интернету. Все эти особенности затрудняют контроль за операциями в виртуальной валюте и возможность их пресечения в случае необходимости.

Еще летом 2014 года Европейская служба банковского надзора предложила ряд мер по снижению рисков использования виртуальных валют в преступных целях. В частности, предлагалось распространить на операции с виртуальными валютами режим ПОД/ФТ, а также режим противодействия манипулированию рынком. В краткосрочной перспективе Европейская служба банковского надзора рекомендовала подвести под действие директив ЕС провайдеров услуг обмена виртуальных валют на фиатные валюты и обратно (ПОВВ) (virtual currencies exchange providers – VCEP).

После терактов 2015 года в Париже Европейская Комиссия предложила скорректировать Четвертую директиву по противодействию отмыванию денег, распространив действие соответствующих норм на две новые категории лиц:

·         ПОВВ;

·         провайдеров услуг хранения онлайновых кошельков (ПОК) (custodianwalletprovider – CWP). ПОК – это юридическое лицо, оказывающее, по поручению клиента, услуги по защите конфиденциальных криптографических ключей, необходимых для владения, хранения и перечисления виртуальных валют.

В конечном счете, эти поправки в Четвертую директиву не вошли. Тем не менее дискуссии о регулировании виртуальных валют уже начались, и их результатом стали поправки, реализованные в Пятой директиве. Главной инновацией этой директивы стало официальное определение виртуальных валют. Согласно этому нормативному акту, виртуальная валюта – это «цифровое представление стоимости, которое:

·         не эмитируется и не гарантируется центральным банком или государственным органом никакой страны;

·         не обязательно привязано к официальной валюте;

·         не обладает правовым статусом денег или валюты, но принимается физическими и юридическими лицами в качестве средства платежа;

·         может перечисляться, храниться и торговаться электронными средствами».

Эксперты не исключают, что некоторые виртуальные валюты могут быть отнесены к категории «электронных денег», определение которых дано в директиве 2009/110/EC.

Итак, европейский регулятор включил ПОВВ и ПОК в состав субъектов первичного финансового мониторинга системы ПОД. Они стали обязаны выполнять требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к банкам, платежным организациям и другим организациям финансового рынка. Это означает, что им придется зарегистрироваться в компетентном органе своей страны, и осуществлять функции проверки клиентов, мониторинга операций и передачи сообщений о подозрительной деятельности в национальную финразведку. По замыслу европейских регуляторов, все это должно помочь властям вести мониторинг использования виртуальных валют. Тем не менее в Европейском союзе отдают себе отчет в том, что эти меры не позволяют полностью решить проблему анонимности пользователей: ведь они могут совершать свои операции, не прибегая к услугам ПОВВ и ПОК.

Пятая директива должна быть имплементирована в национальные правовые системы до 10 января 2020 года. До 11 января 2022 года Европейская комиссия должна будет провести анализ и, в случае необходимости, подготовить законодательные предложения по самодекларированию виртуальной валюты ее владельцами, и ведению государствами централизованных баз идентификационных данных о пользователях и адресах их кошельков.

После имплементации нормативных актов регуляторов Европейского союза в национальное законодательство компаниям придется добавить в свои перечни мероприятий по комплаенсу проведение дополнительного обучения работников. Необходимо будет пересмотреть процедуры внутреннего контроля за «профессионалами – частными лицами, являющимися представителями юридического лица, обладающими полномочиями принимать решения от его имени, либо осуществлять контроль в пределах юридического лица». Программы комплаенса должны будут включать, помимо традиционных протоколов идентификации и проверки клиентов, мероприятия по надзору над профессионалами – частными лицами.

Почему регулирование биткоина может не сработать

В июне этого года Международная группа по финансовыми мерам противодействия отмыванию денег (ФАТФ) в отношении регулирования сферы виртуальных валют пошла еще дальше Евросоюза. Под нажимом США (эта страна председательствовала в ФАТФ) теперь криптобиржи должны будут обмениваться идентификационными данными о своих клиентах. ФАТФ выпустила новое руководство по управлению рисками в сфере цифровых валют и активов, которое должно помочь национальным органам в разработке законов и надзорных мер в новой для всех области.

Ввиду трансграничного характера криптовалютных сервисов особое внимание в документе уделено международному информационному обмену между криптобиржами и другими операторами криптовалютного рынка. При проведении операции пересылки криптовалюты на сумму, превышающую (в эквиваленте) тысячу евро, отправляющая биржа (или другой оператор услуг в сфере виртуальных активов) должна будет передавать идентифицирующие отправителя перевода данные бирже получателя перевода. Эти данные следующие:

·         Имя клиента – от≠правителя перевода.

·         Номер кошелька отправителя перевода, если он используется для выполнения перевода.

·         Географический адрес отправителя, и номер удостоверения личности или любой другой номер, однозначно идентифицирующий отправителя для отправляющей организации, дата и место рождения отправителя.

·         Имя получателя перевода.

·         Номер кошелька получателя перевода, если он используется для выполнения перевода.

Страны должны будут регистрировать и контролировать криптовалютные биржи и депозитарии, на которые в свою очередь возлагаются обязанности по тщательной проверке клиентов и информированию финансовой разведки о подозрительных сделках. Компетентные органы должны будут выявлять тех, кто работает без регистрации, будь это физическое или юридическое лицо. Что касается сервисов, решающих задачу сокрытия источника перевода криптовалюты, ФАТФ предписывает странам установить режим, который позволил бы операторам осуществлять управление рисками при совершении операций с криптовалютой, пропущенной через миксеры.

Напомним, миксер (тумблер) анонимизирует пользователя криптовалюты, то есть исключает возможность правоохранительным органам привязать конкретное лицо к конкретному токену.

Если оператор оказывается это делать не в состоянии, «ему следует запретить участвовать в такой деятельности». Оператор услуг в сфере виртуальных активов должен также иметь возможность замораживать либо воспрещать операции с частными лицами, находящимися под санкциями.

Странам даны 12 месяцев для имплементации новых рекомендаций в национальные законодательства. Анализ хода их выполнения намечен на июнь будущего года.

Новая инициатива ФАТФ – это первая организованная попытка установить международное регулирование трансграничной торговли цифровыми активами, объем которой оценивается в $300 млрд в год. Подталкивает к этому шагу и последнее заявление Марка Цукерберга, одного из разработчиков и основателей популярной социальной сети Facebook, который объявил о планах по выпуску собственной криптовалюты Libra. Учитывая двухмиллиардную аудиторию этой социальной сети, ее финансовые и технические возможности, центральные банки и регуляторы нескольких стран немедленно забили тревогу и заявили о необходимости введения надзора за этой деятельностью, которая может угрожать их национальной финансовой системе. Они настаивают на исполнении этим технологическим гигантом Facebook правил ПОД и на обеспечении безопасности операций и данных пользователей.

Представители криптоотрасли по-разному отреагировали на нововведения ФАТФ. Некоторые отмечают, что не все рекомендованное этой организацией технически реализуемо, а стоимость внедрениямеханизмов надзора может оказаться для отрасли очень высокой. Многие считают, что эти меры могут привести власти стран к принятию решений, которые в конечном счете нанесут вред экономическому развитию. При этом мало, а то и вообще не повлияв на преступную деятельность. В даркнете существует множество торговых площадок, на которых на биткоины можно купить все что угодно. Время от времени такие площадки терпят крах, обычно получающий широкую огласку. Однако масштабная преступная деятельность продолжается. В настоящее время во все больших масштабах можно наблюдать развитие в даркнете более организованных площадок, бирж и даже систем анонимной валюты, на которую переходят преступники, отказываясь от биткоина. Анонимная криптовалюта (примеры Dash, Monero, Zcash) скрывает адреса кошельков отправителя и получателя средств, а, например, Monero – еще и сумму операции.

Наиболее сильное влияние государственное регулирование всегда оказывает на лиц, которые уже занимаются легальной предпринимательской деятельностью. А это люди, которые прокладывают дорогу к инновационному и конкурентному финансовому будущему. Некоторые эксперты полагают, что регулирование криптовалют приведет к созданию еще одного черного рынка, одновременно лишив законопослушных граждан существенных преимуществ этого нового средства платежей. Взять, к примеру, требование к биржам и операторам других услуг собирать личные данные клиентов. Действительно, анонимная биржа упрощает отмывание денег. Отслеживание личных данных клиентов сделает ее бесполезной для преступников, однако отмыванию это не помешает. Криптовалюта может тайно переходить непосредственно из рук в руки в мире без анонимных бирж. Ничто не может воспрепятствовать появлению полностью анонимных бирж и операторов аналогичных услуг в даркнете. Единственное, что даст сбор данных о клиенте, это то, что честные граждане должны будут преодолевать новые препятствия и еще больше утратить конфиденциальность в мире растущего контроля со стороны государства.

Значит ли это, что любое регулирование плохо? Конечно, нет, говорят эксперты. Существует множество мер, которые могут быть предприняты с целью повышения доверия основного контингента без серьезных ограничений для инноваций или конфиденциальности пользователей. Эти правила могли бы повысить легитимность, доверие и усилить защиту потребителя в отрасли криптовалют, и эра «Дикого запада» в отрасли завершится без негативного влияния на инновации.

Компании держат нос по ветру

В то же время, фирмы, в частности, занимающиеся аналитикой на блокчейне, горячо приветствовали новые стандарты ФАТФ. Почему? Да потому, что у них появилась новая работа по строительству в криптоотрасли системы, аналогичной системе обмена сообщений между банками SWIFT. Новая работа – это значит новое финансирование инвесторов, новая занятость и т.д.

Предприимчивые компании уже начали разработку решений в помощь криптофирмам в выполнении нового требования ФАТФ. В настоящее время криптобиржи не располагают законными средствами обмена идентификационными данными о клиентах и сигналами об их подозрительной деятельности. Компания CipherTrace с ее инструментарием отслеживания транзакций в блокчейнах объединилась с фирмой Shyft, которая разрабатывает платформу идентификации и аттестации пользователей с использованием блокчейн-технологии. Они планируют разработать решение, позволяющее выполнить новое требование ФАТФ, и одновременно сохранить конфиденциальность пользователя. Это будет экосистема проверки клиентов (know-your-customer – KYC), участники которой смогут в защищенном режиме обмениваться доказательствами владения идентифицирующими данными клиента без их раскрытия. Данные будут предоставляться только по предписанию компетентного органа. Для управления доступом к подробным данным пользователей предполагается применить технологию «общих смарт-контрактов и криптографического контроля доступа». Конечной целью разработки является создание механизма, который бы резко повысил эффективность процедур проверки при сохранении «высокой степени конфиденциальности».

Похоже, что на международном уровне разработку системы SWIFT для криптовалют возглавит Япония. Сообщают, что в июне этого года ФАТФ одобрила предложенный японскими ведомствами (минфином и агентством финансовых услуг) план ее создания. Токио намерен запустить систему в эксплуатацию через несколько лет. Мониторить ее разработку будет «команда от ФАТФ». Япония будет сотрудничать с другими странами. Пока неясно, как новая система будет работать. На самом деле Япония стала первой страной в мире, которая начала регулировать криптовалютные биржи (в 2017 году).

В конечном счете пока остается неясным, встретит ли идея новой сети сопротивление со стороны пользователей, поскольку привлекательность криптовалют обусловлена, в том числе, их нерегулируемой природой. И именно отсутствие регулирования является источником беспокойства национальных правительств и центробанков.

План мероприятий по ПОД/ФТ

В ноябре прошлого года Совет Европейского союза опубликовал план мероприятий по ужесточению режима ПОД/ФТ. Этот документ рассматривают, как одну из мер, принимаемых в ответ на недавние скандалы с отмыванием денег в европейских банках. План направлен на усиление сотрудничества стран – членов ЕС, гармонизацию руководящих материалов в расчете на усиление роли регуляторов в мониторинге пробелов в системе ПОД/ФТ. Европейский центральный банк в скором времени должен заключить меморандумы о взаимопонимании с профильными ведомствами.План предусматривает переработку Руководящих указаний по риск-ориентированному надзору (Risk–Based Supervision Guidelines) Европейского надзорного ведомства, в которые будут включены административные санкции за нарушение режима ПОД/ФТ.

Одним из приоритетов плана стало включение проблематики ПОД/ФТ в процедуры пруденциального регулирования. Законодатель пытается в большей мере применить комплексный подход, более глубоко внедрив мероприятия ПОД/ФТ в ткань процедур, а не просто дополнив ими традиционные риск-ориентированные функции.

План нацелен на усиление взаимодействия между надзорными ведомствами в области ПОД/ФТ и их партнерами пруденциального надзора. Национальные компетентные органы и органы надзора планируют усилить информационный обмен. В том числе, обмен опытом путем проведения партнерских программ и прикомандирования персонала. Это позволит повысить уровень рабочих отношений между национальными и зарубежными ведомствами.

Европейское надзорное ведомство намерено повысить уровень стандартизации режимов ПОД/ФТ в отдельных странах. В случае успеха возникнет возможность повысить эффективность совместных расследований, ускорить проведение проверок и мер принудительного характера. План демонстрирует необходимость внесения ясности в ряд аспектов, прежде всего, в части отмены лицензий на ведение деятельности финансовой организацией. Потребуется точнее определить уровень дискреционных полномочий надзорных органов, подходы к интерпретации Директивы о требованиях к капиталу (Директивы об оценке инвестиций в основной и оборотный капитал – the Capital Requirements Directive), принципы унификации (в масштабах Европейского союза) процедуры отмены лицензии на ведение деятельности в случае серьезных нарушений закона.

План получил поддержку со стороны так называемого Банковского пакета (the Banking Package), который включил в Директиву о требованиях к капиталу задачу усиления сотрудничества и информационного обмена между органами пруденциального надзора, подразделениями финансовой разведки и ведомствами системы ПОД/ФТ. Это усилит роль ПОД/ФТ при применении пруденциальных инструментов при выдаче лицензий, проверке руководителей финансовых организаций на профессиональную пригодность и добросовестность, в процедурах надзорного производства.

Хотя основное направление мероприятий – работа с национальными надзорными и компетентными органами, меры окажут влияние и непосредственно на регулируемых юридических лиц. После реализации плана мероприятий регулируемые лица в странах ЕС должны быть готовы к более детальным и глубоким проверкам процедур ПОД/ФТ со стороны органов пруденциального надзора в ходе мероприятий текущего надзора, а также при выдаче лицензий, при проверке на профессиональную пригодность и добросовестность руководящих работников, оценке рисков. Время проведения международных проверок сократится. Откроются новые каналы обмена не только информацией, но и обмена опытом в сфере методик ведения надзорной деятельности. Пересмотр системы санкций за нарушение норм и правил может привести к расширению каталога доступных административных санкций.

В июле этого года Европейская комиссия приняла четыре доклада, ориентирующие европейские и национальные власти относительно рисков ПОД/ФТ. Это:

·         доклад по оценке секторальных рисков на уровне Союза;

·         доклад по оценке и уроках недавних резонансных дел об отмывании денег в финансовом секторе;

·         доклад о роли финансовых разведок;

·         доклад о взаимодействии реестров счетов центральных банков.

Основными рисками отмывания денег в Евросоюзе Комиссия назвала, среди прочих, операции физических лиц, виртуальные валюты и непрозрачность бенефициарного владения компаниями и трастами. Проведенный Комиссией анализ также показывает, что, если в отдельных случаях отсутствие комплаенса является результатом негодного менеджмента, во многих других банках, где комплаенсу не уделяется должного внимания, он попросту не является приоритетным направлением деятельности.

Ситуация становится еще более тревожной, когда в схемах отмывания участвуют банки нескольких стран. Национальные надзорные ведомства и финансовые разведки недорабатывают, прежде всего, в области международного сотрудничества, что указывает на наличие структурных проблем, считают в Европейской комиссии.

Недавно в Еврокомиссии еще раз отметили необходимость наращивания полномочий союзных организаций. Там считают, что апрельское расширение прав Европейской службы банковского надзора оказалось недостаточным для обеспечения необходимого уровня противодействия финансовой преступности. В ЕС уже продолжительное время обсуждают идею создания специализированного ведомства по противодействию отмыванию денег. Заявили также о необходимости перехода от практики принятия отдельных директив по противодействию отмыванию денег к разработке нормативного акта типа «единой инструкции». Порядок, когда директива по- разному имплементируется в законодательство каждой страны, сильно затрудняет правоприменение в Евросоюзе.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться