Как в мире защищают информаторов, борющихся с мошенничеством

Как в мире защищают информаторов, борющихся с мошенничеством

Во многих странах есть законодательство, стимулирующее граждан докладывать властям о различных нарушениях. Где-то дело ограничивается защитой таких информаторов и возможностью гордиться предотвращенным правонарушением, а где-то они получают вполне приличную часть сэкономленных в результате проведенных мероприятий средств.
Эксперты / Евгений Воловик 14 Сен 2019, 14:10
Как в мире защищают информаторов, борющихся с мошенничеством

Английское слово whistleblower нелегко перевести на русский язык так, чтобы не исказить смысл этого термина. Это инсайдер, работник госучреждения, общественной или коммерческой организации, предающий гласности имеющую место/предполагаемую мошенническую или незаконную деятельность внутри организации. Точнее было бы сказать «борец за правду», разоблачитель, который не может молчать. Тем не менее мы будем использовать термин «информатор», понимая, что это лицо может вовсе не иметь связи со спецслужбами (хотя нельзя отрицать и ситуации, когда такая связь есть).

О нарушениях информатор сообщает либо кому-то внутри своей организации, либо во внешнюю организацию (то есть инспекторам надзорных ведомств, правоохранительным органам или средствам массовой информации). В некоторых странах, в том числе в США, информатор может самостоятельно подать иск о нецелевом расходовании государственных средств и, в случае положительного решения инстанции, претендовать на часть взысканных с ответчика денег.

Интернационализация финансовых систем способствовала расширению масштабов отмывания, одновременно росли требования к комплаенсу. В результате банки и другие финансовые организации несут огромные затраты, инвестируя в подразделения комплаенса, в проверку клиентов и в анализ подозрительных транзакций. В борьбе с такими операциями банки и другие организации финансового рынка обращаются даже к искусственному интеллекту.

Однако банкам нельзя рассчитывать на то, что, как заявили в надзорном ведомстве Великобритании, «стоящий в углу черный ящик выведет всех преступников на чистую воду». Скандалы с Mossack Fonseca и обыски в Deutsche Bank стали прямым результатом появления так называемого Панамского досье. Его информатор передал в немецкую газету Süddeutsche Zeitung и в Международный консорциум журналистов – расследователей (International Consortium of Investigative Journalists).

По оценкам экспертов, сигналы информаторов являются самым действенным источником сведений о мошенничестве. У организаций, открывших у себя Горячие линии, потери от мошенничества оказались на 50% меньше по сравнению с теми, у которых таких линий не было.

Режим информирования о нарушениях стал распространяться на Западе в период глобального финансового кризиса

2007–2008 годов, заставившего компании принять действенные меры борьбы с коррупцией. Сегодня система информирования служит выявлению широкого круга нарушений, и не только финансовых. В одном исследовании 50% респондентов заявили, что одним из главных преимуществ системы передачи сообщений информаторами является укрепление атмосферы доверительных отношений в компании. Таким образом, информирование о нарушениях превратилось из Горячей линии раннего предупреждения в важную часть инструментария корпоративной этики. Руководство подразделений комплаенса отмечает, что онлайновая система информирования о нарушениях позволяет оставаться на связи с информатором даже в случае, если тот предпочитает полную анонимность. Иногда информатор может наблюдать происходящее и не быть уверенным в том, что происходит какое-то «нарушение»: он передает сигнал о том, что просто представляется ему важным.

Когда в компании появляется система информирования, все работники проходят обучение пользования ею, их заставляют пройти подготовку по противодействию коррупции и другим правонарушениям, знакомят с признаками возможного мошенничества. Для руководства компании система информирования о нарушениях является инструментом минимизации рисков возникновения конфликтов. Сигнал информатора значительно повышает шансы того, что конфликт не выйдет за пределы предприятия, это позволяет значительно ограничить репутационный ущерб компании. Открытость руководства по отношению к сигналам информаторов демонстрирует людям, что они тоже несут ответственность за сообщения обо всех своих подозрениях, даже если и не уверены в том, что об этом необходимо сигнализировать.

Важно всегда иметь в виду, что страх репрессий руководства, организационная неразбериха и угроза уголовного преследования работают против информаторов, не способствуют стремлению сообщать о неэтичном поведении в компании. Информатор рассчитывает, что доведение до руководства проблем на самом раннем этапе их возникновения повышает вероятность их решения до того, как они примут необратимый характер.

Национальное законодательство может предписывать сообщать о преступной деятельности и, одновременно, объявлять правонарушением раскрытие работником секретов, носителем которых он стал в процессе отправления служебных обязанностей. Если у работника не будет четких указаний, что он может делать, а что – нет, то под угрозой штрафов, а то и реального тюремного заключения, человек говорить о проблемах не решится.

Необходимо отметить, что во многих странах действует система материального поощрения информаторов: они получают вознаграждение за данные, которые впоследствии позволили привлечь правонарушителей к ответственности. Такие системы работают, например, в США и Канаде. Комиссия по ценным бумагам канадской провинции Онтарио недавно впервые в истории ведомства выделила премию информаторам. Три человека получили $7,5 млн. Эти люди передали надзорному ведомству сведения, которые позволили взыскать с нарушителей закона значительный штраф. Немалая сумма премии привлекла серьезное внимание прессы.

В ЕС одобрена новая директива по защите информаторов

Ключевой проблемой в отношениях с информаторами является обеспечение их защиты. Ведь незащищенный информатор рискует нарваться на чрезвычайно жесткие ответные меры со стороны пострадавших от его сигнала. В апреле этого года Европейский парламент принял новые правила раскрытия полученных лицом на работе сведений о незаконной, вредной и мошеннической деятельности. Новое законодательство Евросоюза позволит создавать защищенные каналы передачи сообщений как внутри организаций, так и в государственных ведомствах. Оно защищает информаторов от увольнения, понижения в должности и других форм мести начальства. Директива предусматривает введение санкций за месть информаторам, и защищает их от ответственности за информирование о правонарушениях. Документ требует от властей провести информирование граждан и обучить государственные органы правилам обращения с информаторами.

Информаторы могут сообщать об отмывании денег, об уклонении от уплаты налогов, о нарушениях в области защиты данных, безопасности пищевых продуктов, защиты окружающей среды и ядерной безопасности. Страны-члены ЕС имеют право включить в этот перечень и другие составы преступлений.

Новая директива устанавливает требования к юридическим лицам, обязанным создать защищенные каналы передачи сообщений информаторами. Требования относятся к следующим категориям юридических лиц:

  • юридические лица с численностью работников 50 человек и более. Предусматриваются специальные меры по снижению издержек, связанных с созданием таких каналов на малых и средних предприятиях;

  • юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность в отрасли финансовых рынков, товаров и услуг;

  • юридические лица, уязвимые по отношению к их использованию для отмывания денег и финансирования терроризма;

  • юридические лица, регулируемые публичным правом, с возможными исключениями при численности работников менее 50 и для муниципалитетов с населением менее 10 тыс. жителей.

В отношении внутреннего информаторства и последующих действий администрации директива предписывает:

  • создать защищенный канал приема сообщений, обеспечивающий конфиденциальность информатора и любой третьей стороны, фигурирующей в сообщении. Должен быть исключен несанкционированный доступ посторонних к содержанию сообщений. Канал должен позволять передавать письменные и/или устные сообщения по телефону или по другой системе передачи речи. Должна быть предусмотрена возможность личной встречи с информатором по его просьбе в приемлемые сроки;

  • обеспечить подтверждение информатору факта приема его сообщения (квитирование передачи) не позднее семи дней после получения;

  • сформировать группу либо назначить незаинтересованное лицо для работы с сообщениями, поддержания связи с информаторами, уточнения их информации, передачи им ответов. Такой структурой может быть и стороннее лицо;

  • обеспечить надлежащую работу с сообщением;

  • обеспечить должную работу с анонимными сообщениями, если это предусмотрено национальным законодательством;

  • установить разумные сроки подготовки ответа информатору о результатах рассмотрения и работы по его сообщению. Сроки не должны превышать трех месяцев с момента отправки подтверждения получения сообщения.;

  • обеспечить четкость и доступность информации об условиях и процедурах внешнего информирования компетентных органов.

Согласно Европейской директиве канал передачи сообщений информаторов и обработки их сигналов в государственных органах должен быть независимым и автономным. Необходимо организовать долговременное хранение всей значимой информации для ее возможного использования в будущих расследованиях. Сохраняемая информация подлежит обезличиванию, и до поры до времени факт наличия сигнала информатора не должен раскрываться.

Директива предусматривает назначение наказаний за попытки помешать передаче сообщения, за репрессивные меры против информаторов, за попытки возбудить против них дело и за раскрытие их личности. Должны быть запрещены и любые угрозы отомстить информатору. Такая же защита в полном объеме распространяется на всех лиц, оказавших ему помощь.

Директива требует от стран-членов ЕС мотивировать информаторов использовать сначала внутренние каналы организации, предназначенные для сигнализации о нарушениях. Вместе с тем директива оставляет за информатором выбор адресата его сигнала в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Это означает, что он может передать сообщение в компетентные органы, и, в крайнем случае, обнародовать информацию, в том числе в средствах массовой информации. Это повышает важность наличия в компании безопасного и эффективного механизма приема сигналов внутри нее, и позволяет снизить риски ухода информации в медиа.

Срок внедрения директивы – апрель 2021 года. Что касается юридических лиц с численностью персонала от 50 до 250 человек, у государств – членов для внедрения требований к ним будет еще 2 года. Директива устанавливает различные меры поддержки информатора. Подчеркивается, что при его участии в судебном производстве информатору должна быть оказана финансовая и психологическая поддержка. Комментаторы отмечают, что директива не предусматривает защиты некоторых категорий информаторов, например, клиентов предприятия. Между тем опыт показывает, что ценные сигналы и сообщения могут поступить откуда угодно.

Директива напоминает, что обработка личных данных должна выполнять требования Общего регламента Евросоюза по защите данных, включая архивирование и удаление персональных данных, которые явно не имеют отношения к конкретному делу. Директива устанавливает требование, согласно которому необходимо хранить все поступившие сообщения, соблюдая принципы целостности, конфиденциальности и безопасности. Необходимо провести проверку и убедиться в том, что система информирования о нарушениях обеспечивает безопасное ведение дел, (автоматическое) отслеживание ведения и удаления записей в соответствии с принципом подотчетности Общего регламента ЕС по защите данных (General Data Protection Regulation – GDPR).

Комментаторы отмечают необходимость для организации оценить достаточность людских ресурсов для приема и работы с сообщениями информаторов – лучше заранее найти экспертов, которые могли бы оказать помощь в случае необходимости проведения расследований. Рекомендуется продумать распределение функций в группе по работе с информаторами, в нее можно включить людей из совета директоров, подразделения внутреннего аудита, из числа руководителей подразделений комплаенса, кадрового и финансового подразделений.

Если система информирования в организации уже существует, следует оценить ее соответствие новым требованиям. Обеспечивает ли она конфиденциальность информатора? Сможет ли она выдержать рост потока сообщений? Достаточно ли она проста в обращении и доступна для информаторов? Как работает система уведомления информатора о получении его сообщения? Существуют ли формальные процедуры работы с сообщениями? Включают ли они требование направления обратившемуся ответа не позднее, чем через три месяца?

Требования новой директивы не предполагают значительных инвестиций в создание системы информирования. Руководителям организаций предлагается оценить возможность воспользоваться уже готовыми решениями «профессиональных каналов приема сообщений», которые могут оказаться более экономичными. Такие системы решают весь круг вопросов: от приема сообщений до архивирования закрытых дел. Следует продумать систему работы с внешними информаторами. Ими могут быть как поставщики, так и клиенты организации. Имеют ли они возможность посылать сообщения о нарушителях – ее работниках в организацию напрямую?

Кодекс корпоративной этики организации должен содержать определение понятия «месть информатору» и предупреждать о недопустимости и противоправности этого деяния. Организации следует скорректировать программы обучения Кодексу и правилам передачи сообщений в свете новой директивы.

Директива не предъявляет требования в обязательном порядке принимать и работать с анонимными сообщениями о нарушениях. Между тем анонимность представляется важнейшим условием создания атмосферы доверия к информаторам и получения от них сведений о нарушениях. С анонимными сообщениями лучше обращаться в точности так же, как и с неанонимными. Эксперты полагают, что организация, если ее интересует важнейшая бизнес-информация, должна быть заинтересована в получении анонимных сообщений. Опыт показывает, что наличие «по-настоящему анонимного» канала приема сообщений информаторов повышает вероятность получения сигналов о действительно серьезных правонарушениях, и поэтому позволяет значительно снизить риски и ущерб.

Эксперты подчеркивают, что многие организации внедряют у себя систему информирования о нарушениях в инициативном порядке, без всяких регулирующих директив. Начать с того, что само существование такой системы служит хорошим сдерживающим фактором для правонарушителей. С другой стороны, такая система демонстрирует всем заинтересованным сторонам, что организация предлагает усилия к укреплению атмосферы доверия в коллективе.

Защита информаторов в Австралии

В Австралии одним из главных требований к компаниям является наличие в организации регламента, который устанавливает требования к:

  • защите информаторов;

  • порядку защищенной передачи ими сообщений;

  • обеспечению поддержки и защиты информаторов;

  • порядку расследования сообщений информаторов;

  • порядку обеспечения компанией справедливого отношения к фигурантам сообщений информаторов;

  • порядку доведения регламента работы с информаторами до работников компании.

Регламент работы с информаторами теперь должны иметь все открытые акционерные компании, крупные частные компании с ограниченной ответственностью, корпоративные доверительные лица организаций, осуществляющих пенсионное обеспечение. Согласно пояснительной записке к закону он затронет примерно 30 тыс. австралийских компаний. С 1 июля 2019 года открытое акционерное общество и крупная частная компания в Австралии, которая не приняла такой регламент и не довела его до сведения должностных лиц и служащих, считается правонарушителем, наказуемым:

  • штрафом до 126 тыс. австралийских долларов, налагаемым на компанию;

  • или штрафом в размере до 12,6 тыс. австралийских долларов, налагаемым на физическое лицо – соучастника этого правонарушения.

В феврале этого года в Австралии были приняты поправки в законодательство о защите информаторов. Они расширяют определение понятия «информатор», включив в него не только работников организации, но и ее бывших работников, супругов и иждивенцев работников, а также контрагентов организации. Защита теперь будет предоставляться информаторам, которые сообщают о любом нарушении, входящем в перечень нарушений законодательства в финансовом секторе, а также о преступлении, срок тюремного заключения для которого составляет не менее 12 месяцев.

Поправки предусматривают дополнение гражданско-правовой ответственностью уголовной ответственности за нанесение ущерба информатору и за нарушение конфиденциальности. Они предоставляют защиту журналистам и парламентариям (при определенных условиях). Поправки упрощают получение информаторами компенсации убытков и их доступ к другим средствам правовой защиты.

Защита информаторов в Латвии

1 мая 2019 года в Латвии вступил в силу закон об информировании о правонарушениях. Согласно новому закону компания с численностью работников более 50 человек обязана создать у себя внутреннюю систему информирования о нарушениях. Как только система будет установлена, работники должны быть о ней проинформированы. Правила работы системы должны быть доступны на рабочем месте каждого работника.

По латвийскому закону информатором является лицо, которое сообщает о предполагаемом нарушении, которое может нанести ущерб интересам компании, и полагает, что эта информация правдива. Информация должна быть получена в процессе работы человека на предприятии либо на этапе устройства на работу. Закон не содержит закрытого перечня нарушений, о которых может быть подан сигнал. Тем не менее среди основных рисков можно выделить следующие: халатность либо злоупотребление должностными полномочиями, коррупционные проявления, уклонение от уплаты налогов, а также нарушения окружающей среды, норм строительства, здравоохранения, государственных закупок и нарушения прав человека.

Латвийские комментаторы подчеркивают, что для стран бывшего СССР особую важность имеет понимание того, что информатор не является «стукачом», который клевещет на коллег в своих личных интересах. В латвийском законе прямо говорится, что информатор лишается защиты в случаях, когда сообщает заведомо недостоверные данные либо раскрывает государственную тайну, а также в случаях, когда в сообщении преследует свои личные интересы.

Согласно латвийскому законодательству сигнал может быть подан:

  • по внутренней системе организации либо предприятия;

  • в профильную ассоциацию или институт;

  • в компетентный орган, например, следственное ведомство либо прокуратуру.

Сообщение информатора должно содержать ставшие ему доступными сведения, описание конкретных фактов нарушения, а также информацию о физических и юридических лицах, имеющих отношение к нарушению. Он должен указать, была ли информация о нарушении получена на работе, а также сообщалось ли о нарушении ранее.

С момента подачи информатором сигнала он и его родственники попадают под особую защиту. Информатор получает право на защиту от раскрытия личности, иммунитет против правовой ответственности, право на возмещение убытков и личного ущерба (в том числе, морального), право на получение помощи во время судебного разбирательства, а также право на защиту от неблагоприятных последствий, вызванных сообщением.

Требование защиты информатора от раскрытия его личности имеет особую важность. Информация подлежит немедленному обезличиванию, исключающему раскрытие персональных данных информатора. Данные могут быть переданы только в ведомства или организации, которые нуждаются в них для проведения расследования по сигналу информатора либо по делу, возбужденному на основании его сообщения, а также в учреждения, гарантирующие права информатора. В защите нуждается и другая сторона, а именно, фигуранты сообщения, на которых должна распространяться презумпция невиновности.

Организациям следует подготовиться к вступлению в силу нового закона. Они должны установить, распространяется ли на них требование развернуть внутреннюю систему приема сообщений информаторов. Компания должна назначить ответственного по оценке сообщений информаторов. Рекомендуется подготовить внутренний регламент, регулирующий содержание вопросов, которые может поднять информатор в своем сообщении, порядок передачи сообщения, порядок работы с сообщением и время, необходимое для этой работы. Такой регламент будет полезен как для самих информаторов, так и для тех, кто будет заниматься оценкой сообщений. Время реагирования на сообщение не должно превышать одной недели.

Контактным лицом для информаторов в Латвии назначено Государственное казначейство. Оно осуществляет надзор над новым механизмом, контролирует его единообразное внедрение в организациях, содействует разъяснению института информаторов среди населения, а также оказывает им поддержку.

Новый закон о защите информаторов в Литве

Закон о защите информаторов в Литве вступил в силу 1 января этого года. Закон распространяется на структуры государственного и частного сектора, его целью является создание условий частным лицам, включая и работников организации, для передачи в конфиденциальном режиме информации о подозрениях на нарушения и для избежания негативных последствий передачи информации.

Лица имеют право передавать информацию об уголовных и административных правонарушениях, ненадлежащем поведении коллег и о других нарушениях, которые могут повлиять на интересы общества. От информатора не требуется ни уверенности в корректности переданной им информации, ни представления доказательств ее истинности. Даже если информация окажется ложной, информатор будет находиться под правовой защитой. Информатору необходимо будет пройти проверку на наличие у него «разумных оснований подозревать» правонарушение. Защита не предоставляется только в случае, если информатор намеренно предоставил заведомо ложные сведения, что запрещается.

По закону работодатель, число работников которого составляет не менее 50 человек, обязан установить канал внутренней передачи сообщений. Им может быть телефонная Горячая линия, линия локальной сети, адрес электронной почты. Канал должен быть закреплен за назначенным администрацией ответственным лицом или группой лиц «с бесспорной репутацией», которые будут отвечать за анализ поступившей информации и принятие решений по ней.

Администрация организаций с численностью наемных работников менее 50 человек открывать канал не обязана. Тем не менее она должна выполнять все другие требования защиты информатора: сохранение его конфиденциальности и исключение для него негативных последствий. Должны быть установлены внутренние процедуры обеспечения конфиденциальности полученной информации и предоставивших ее работников.

Обеспечить конфиденциальность общения с информаторами обязан работодатель. Ни он, ни другие работники не имеют права раскрывать личность информатора никакому лицу, не занимающемуся расследованием по следам полученного сообщения. Лицо, получившее информацию о нарушении, должно проинформировать информатора о начале расследования и о его результатах.

Закон гарантирует особую защиту информатора. Это означает, что информатор не может быть уволен, переведен на более низкую должность или на другое место работы. Он не должен подвергаться запугиванию, преследованиям, дискриминации или угрозе репрессий. Не разрешается ограничивать возможности его карьерного роста, снижать заработную плату, изменять рабочее время, ставить под сомнение его компетентность или передавать негативную информацию о нем другим сотрудникам, принимать любые другие «негативные меры». Если информатор утверждает, что испытал «негативное воздействие», работодатель должен доказать, что работник испытал это воздействие не в результате передачи сообщения.

Защита информаторов в России

В настоящее время в российском законодательстве есть одно единственное положение о защите информаторов. Согласно Статье 9 антикоррупционного закона (Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») государственный и муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это защита регулируется законодательством о защите участников уголовного процесса:

  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

  • Федеральным законом № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

  • Федеральным законом № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

13 декабря 2017 года Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в антикоррупционный закон, предусматривающие меры защиты лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях. Поправки следуют рекомендациям Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих операций. Проект закона распространяется на сообщения о любых случаях взяточничества в государственном и частном секторе России. Согласно законопроекту лица, которые сообщают о таком правонарушении представителю своего работодателя, в прокуратуру или в полицию, будут защищены государством. Защитные меры включают в себя:

  • гарантии сохранения конфиденциальности личности информатора и содержания переданного им сообщения;

  • защиту от любых форм дискриминации информатора на месте его работы на протяжении двух лет с момента передачи сообщения;

  • предоставление информатору бесплатной юридической помощи.


После принятия этого закона от организаций, осуществляющих свою деятельность в России, потребуется:

  • скорректировать процедуры работы с сообщениями информаторов;

  • внедрить механизмы получения согласия информатора на использование его персональных данных;

  • принять регламент работы с сообщениями информаторов.


Кстати, согласно статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться