Александр Удодов: «Нужно найти оптимальный баланс между аналитическими расчетами и собственной интуицией»

Александр Удодов: «Нужно найти оптимальный баланс между аналитическими расчетами и собственной интуицией»

Российский бизнесмен Александр Удодов летом 2017 года запустил в Курской области агрокомплекс по производству свежих шампиньонов «Грибная радуга». Уже в 2018 году предприятие произвело почти 7 тыс. т грибов, а его выручка достигла 1 млрд руб. − по этим показателям компания стала лидером российского грибного сегмента.
Интервью / Финансовая газета 21 Июн 2019, 15:40
Александр Удодов. Предприниматель рассказал о «Грибной Радуге»

В интервью «Финансовой газете» Александр Удодов рассказал о грибном буме, перспективах российского рынка грибов, а также о концептуальных основаниях принятия решений по бизнесу.

− Александр, есть два мнения о запуске бизнеса. Первое − то, что главное − идея, и второе − то, что она сама по себе ничего не стоит, а нужна прежде всего ее правильная реализация. Какой подход вам ближе?

− Важно и то, и другое. Найти хорошую идею и выстроить ее правильную реализацию: между этими действиями нельзя поставить союз «или». Это две разные стороны успеха. Просто сначала вы должны выбрать идею. Нужно найти оптимальный баланс между аналитическими расчетами и собственной интуицией, когда принимаете ключевые решения по бизнесу. Цифры и тренды не могут на 100% гарантировать успех проекта − аналитики ошибаются. Внутри каждого успешного бизнесмена есть своего рода компас, который подсказывает правильное направление движения. Это то, что называется интуицией, хваткой.

− Как вам пришла мысль в голову вложить свои деньги в производство грибов, учитывая отсутствие технологий, специалистов и материала?

− Если бы у меня не было технологий, специалистов и много другого, я бы не стал инвестировать в грибной проект. Сначала курс государства на продуктовое импортозамещение создал большую потенциальную рыночную нишу. Было понятно, что здесь можно заработать. В 2015 году я впервые встретился со своим будущим партнером по «Грибной радуге» Олегом Логвиновым, который отлично разбирается в рынке шампиньонов. Мы обсудили бизнес-план, у Олега была проверенная команда специалистов с опытом реализации проектов по выращиванию грибов, были простроены технологические вопросы. Только после этого я решил стартовать.

Открытие первой очереди комплекса под Курском состоялось летом 2017 года, в прошлом мае мы запустили вторую очередь. В 2018 году «Грибная радуга» произвела почти 7 тыс. т свежих шампиньонов − это вполне сопоставимо с объемами всех российских производителей в 2013 году до грибного бума. В ближайшее время будут новости о запуске третьей очереди агрокомплекса. Мы доведем мощности производства до 17 тыс. т грибов в год и планируем занять порядка 20% от российского рынка свежих шампиньонов.

− Расскажите, как строилось финансирование и с какими особенностями и сложностями вы столкнулись в начале реализации этого проекта.

− Чтобы сделать проект успешным, не надо жалеть на него средств − старт должен быть амбициозным. Когда мы с партнером планировали запуск «Грибной радуги», мы поняли, что собственных средств нам не хватает для нужного старта. В течение всего 2016 года мы вели переговоры с различными банками по условиям и структуре заемного финансирования. Самые приемлемые условия предложил Альфа-Банк. В начале 2017 года с ними было подписано кредитное соглашение, общий объем инвестиций после запуска третьей очереди комплекса составит 5,1 млрд руб.

− Можно ли сказать, что вы стояли у истоков формирования рынка грибов в России. Что это за рынок? В чем его специфика и насколько он перспективен сейчас?

− Я не стою у истоков грибного рынка. Я пришел на него всего несколько лет назад, но в переломное для рынка время − на старте грибного бума. Благодаря политике импортозамещения собственное производство шампиньонов в нашей стране растет вдохновляющими темпами. В 2013 году емкость этого сегмента рынка составляла порядка 70 тыс. т в год при доле отечественного производства в 11% (8 тыс. т) и импорте − 89% (62 тыс. т). Потом емкость рынка снизилась из-за ограничительных мер, введенных государством, но начался бурный рост отечественного производства. В 2017 году грибной рынок впервые с 2013-го показал рост, составив 46,2 тыс. т при доле российского внутреннего производства в 52% (24 тыс. т.) и импорте − 48% (22,2 тыс. т). Отрасль продемонстрировала отличный рост в прошлом году. Эксперты прогнозируют в текущем году двукратное увеличение российского грибного производства. Думаю, что такой прогноз можно считать оптимистично-реалистичным. «Грибная радуга» удвоит в 2019 году свои производственные возможности.

У нашего грибного рынка есть слабые места, например серьезная нехватка компоста отечественного производства. «Грибная радуга» в этом смысле независима: мы делаем компост сами. Но в целом я настроен оптимистично: рынку есть еще куда расти. В ближайшие годы при благоприятных обстоятельствах мы сможем наблюдать полный отказ от импорта свежих шампиньонов и существенное снижение цены на продукцию. Кроме того, отрасль будет готова экспортировать.

– Правительство говорит о повышении доли малых и средних предприятий в структуре экономики. Рынок грибов – это деятельность крупных предприятий сродни вашему или удел малого и среднего бизнеса?

− «Грибная радуга» – это среднее предприятие: после запуска третьей очереди количество работников будет составлять порядка 1 тыс. человек. На рынке производства свежих шампиньонов работают мелкие и средние организации. Лидирующая группа представлена несколькими компаниями, у нашего комплекса самые большие объемы производства. Грибной рынок сильно меняется за последние годы: быстро растет, появляются новые игроки, лидеры стараются упрочить позиции. Структурно пока рынок не устоялся − это произойдет в ближайшие годы.

– Знаю, что, помимо России, у вас есть логистический бизнес в Германии. Как он себя ощущает? Работает ли он с нашей страной?

− VG Cargo – пример удачного стартапа. Немецкая компания была создана в 2002 году, я купил ее основной пакет акций в 2004-м. Сейчас это логистический оператор, который осуществляет высокотехнологичную обработку авиагрузов и занимает ведущие позиции в аэропорту Франкфурт-Хан. Рынок грузовых авиаперевозок растет быстрыми темпами, а следом за ним увеличивается и рынок наземной обработки авиагрузов. VG Cargo демонстрирует хороший рост. В прошлом году объемы обрабатываемых грузов стали больше на 6% − это выше среднерыночных показателей. Конечно, это гораздо меньше роста «Грибной радуги» на российском рынке, но на нашем рынке возможностей сейчас больше. В этом году VG Cargo заключила договоры о наземном обслуживании с двумя новыми партнерами. Это молодой российский грузоперевозчик Sky Gates Airlines и китайская грузовая авиакомпания Suparna Airlines.

− Расскажите нашим читателям, какой сегмент сейчас перспективен для создания бизнеса.

− На российском рынке сейчас очень благоприятная ситуация для реализации проектов, связанных с производством продукции, импорт которой значительно снизился и стал дороже. В частности, речь идет о многих видах сельскохозяйственной продукции. Приведу конкретный пример. Быстро растущее грибное производство требует все больше компоста, который мы сами не производим в нужных объемах, он по большей части импортируется. Есть большой и быстро растущий спрос на этот продукт. Работайте в этой нише и получайте хорошую прибыль.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться