Анникка Хурме: «Выйти из кризиса 2014 года нам помогла слаженная работа команды»

Анникка Хурме: «Выйти из кризиса 2014 года нам помогла слаженная работа команды»

Преодолев проблемы, концерн Valio вернулся во все ключевые для себя категории в России и ежегодно развивается
Интервью / Александр Кузнецов 22 Сен 2019, 10:00
Анникка Хурме: «Выйти из кризиса 2014 года нам помогла слаженная работа команды»

В сентябре финский концерн Valio запустил новую линию по выпуску плавленых сыров на своем единственном заводе в России (филиал «Ершово» в Московской области). Объем инвестиций в него составил почти €70 млн. О том, с чем связано нынешнее решение запустить эту линию, что помогло компании выбраться из кризиса 2014 года, когда ассортимент компании в нашей стране сжался в 10 раз, а также об особенностях бизнеса в России, «Финансовой газете» рассказала генеральный директор Valio Анникка Хурме.

− По итогам 2018 года оборот концерна Valio вырос в целом на 1,5%, а в России − на 11% по сравнению с 2017 годом, составив 6,9 млрд руб. Что стало основным драйвером такого роста?

− Ежегодно показатели продаж Valio растут как в Финляндии, так и в других странах: мы значительно расширяем присутствие на экспортных рынках, а одним из самых динамичных подразделений в прошлом году стала Россия. Этому способствует как бизнес-решения, в том числе оптимизация процессов и повышение эффективности, так и продуктовые факторы. Например, работа специалистов научного центра Valio R&D, который ежегодно предлагает потребителям уникальные новинки: продукцию без лактозы, молочную соль Valsa, заменитель мяса из молока MiFU, линейку растительных продуктов Valio Oddlygood. При этом в Финляндии Valio остается самым крупным производителем и переработчиком молока, сохраняющим устойчивые позиции и в традиционных категориях. В России Valio также сохраняет и укрепляет лидерство в ключевых для себя категориях, например, в плавленых сырах Viola остается лидером рынка Москвы и Санкт-Петербурга. Компания динамично развивает российский ассортимент: в прошлом году он пополнился 40 новинками. Активное расширение ассортимента востребованными и уникальными продуктами наравне с сохранением позиций в привычных категориях благодаря неизменно высокому качеству и вкусу – вот примеры драйверов ежегодного роста концерна.

− В 2018 году ваша компания вернулась в категорию мороженого спустя 14 лет отсутствия. Чем был продиктован этот шаг?

– Мороженое – любимое лакомство людей по всему миру, созданное из молока. Это огромная продуктовая категория во многих странах, при этом динамично развивающаяся. Потребитель мороженого сегодня не только ищет высокое качество, традиционные рецептуры, но и заинтересован в новых, необычных вкусах, а также в продуктах для здорового питания. Valio – мировой эксперт в производстве продуктов питания, а также пионер в производстве безлактозной молочной продукции. Непереносимость лактозы (молочного сахара) − частая проблема, с который сталкиваются по разным данным от 30 до 50% россиян и порядка 17% жителей Финляндии. Поэтому мы не просто предложили сладкий десерт, но и сделали его безлактозным, используя многолетний опыт и наработки нашего научного центра. Создавая новый продукт для людей с непереносимостью лактозы, мы стремились предложить любимое лакомство, которое обычно им было недоступно. Ведь недаром наша миссия по всему миру звучит как «Вместе мы делаем жизнь лучше» («Together we make life better»).

− Насколько различаются производимые вашим концерном ассортиментные линейки в каждой стране присутствия компании? Чем с точки зрения маркетинга самобытна Россия?

– Безусловно, в отношении молочной продукции и кулинарии вкусы россиян и финнов различны, оттого и ассортимент нашей компании в России и в Финляндии различается. Наш любимый пример – вкусы йогуртов. В России большой популярностью пользуются йогурты и творог Valio Clean Label с вишней, тогда как в Финляндии этот вкус совсем не понравился потребителям. Жители Финляндии, наоборот, очень любят лакрицу, а в России продукция с лакрицей – это экзотика.

Сейчас Valio поставляет продукцию почти в 60 стран мира: каждая из них обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать. Однако в любой стране наш вековой опыт и знания служат благополучию потребителей. Valio по всему миру руководствуется едиными стандартами качества. Они распространяются на все этапы − от сырья до упаковки, затрагивают аспекты производства молока в хозяйствах, уровня содержания животных, логистические и технологические процессы. Например, плавленый сыр Viola, который мы производим на нашем российском предприятии в Подмосковье – это визитная карточка Valio. Во всех странах, где есть производство продукта под этим брендом (помимо России, это Эстония и Финляндия), такой плавленый сыр сохраняет высокое качество, в его составе всегда только натуральные сыры и сливочное масло. А вот вкусовые наполнители могут быть разными, например, в Финляндии популярнее «рыбные» вкусы, а в России − «мясные».

− Можете ли вы нарисовать портрет по социально-демографическим характеристикам потребителя продукции Valio в России?

– В России на полках представлен очень широкий и разнообразный ассортимент продукции Valio. Например, помимо цельного коровьего молока, мы предлагаем молоко без лактозы Valio Eila, а также на 100% растительные овсяные напитки Oddlygood − альтернативу молоку. У каждой из этих позиций есть свой лояльный потребитель, по тем или иным причинам выбирающий конкретный продукт. Или, например, Viola – это первый экспортный плавленый сыр в СССР, а также символ Олимпиады-80 в Москве.

Я не возьмусь здесь ограничивать возраст какой-то условной планкой − этот продукт знают и любят уже три поколения россиян. Мы стремимся предложить качественные продукты для разнообразного питания, а у такой продукции очень широкий круг потребителей.

− Как вы оцениваете уровень потребления плавленого сыра в России? Каковы перспективы его производства здесь?

– Категория плавленых сыров в целом пользуется неизменно высоким спросом – это продукт для бутербродов, а также ингредиент для приготовления домашних блюд. Плавленый сыр мы производим на собственном заводе в Московской области под брендом Viola на протяжении вот уже 10 лет. О популярности этого продукта среди россиян свидетельствует, например, его шестикратное признание «Товаром года».

Было время, когда категория плавленых сыров стагнировала на фоне бурного роста импорта различных сыров, но вот последние несколько лет категория показывает уверенный рост: плавленый сыр доступнее в пересчете на цену за килограмм, чем твердые и полутвердые сыры, при этом он остается богатым источником молочного протеина, обладает приятным сливочным вкусом, универсален в приготовлении как горячих, так и холодных блюд. Пару лет назад даже наблюдался тренд переключения потребителей с твердых сыров на плавленые.

Если говорить о перспективах, то они по-прежнему хорошие. Да, сегмент высококонкурентный, можно даже говорить о его насыщенности: в категории отмечается широкий спектр цен. Однако здесь еще есть перспективы для роста: новые форматы упаковки, новые вкусы, новая добавленная ценность. Так, мы первыми предложили россиянам Viola в мягкой упаковке – и продукт стал самой успешной новинкой прошлого года.

− Почему, когда в 2009 году вы открывали производство в России, было выбран именно это место − село Ершово в Одинцовском районе?

– Наше производство – это не только завод по производству сыров, но и крупный дистрибуционно-логистический центр, откуда продукция компании отправляется клиентам в Москве и Подмосковье, а также во все федеральные округа Российской Федерации. При выборе места для собственной площадки мы учитывали как инвестиционный климат региона, так и удобство логистических процессов. Московская область по обоим пунктам представляет собой удобный и благоприятный регион.

− 5 лет назад для вашего бизнеса в России было очень сложное время: так, по итогам 2014 года, первого года действия эмбарго, ассортимент Valio в стране, по имеющимся данным, сжался в 10 раз. Как вы выходили из этой ситуации?

– Выйти из ситуации, сложившейся в 2014 году, нам помогла слаженная работа команды, наличие большого опыта и сильных брендов, любимых россиянами. Конечно, важнейшую роль сыграло то, что у нас есть собственная производственная площадка в Подмосковье, где уже тогда производился плавленый сыр Viola, правда, тогда еще только в формате треугольников. Наша команда в короткие сроки смогла найти поставщиков высококачественного сырья, наладить отношения с партнерскими площадками с целью запуска локального производства продукции, построить систему аудита. Для Valio в России первоочередной задачей стало сохранения уровня качества продукции, и компания с этим справилась. Сейчас Valio вернулась во все ключевые для себя категории, ежегодно развивается. Думаю, наше дочернее подразделение достойно вышло из этого периода и продолжает расти дальше.

− Расскажите о себе: как вы пришли в молочную отрасль?

– Молоко – это часть культуры Финляндии, для нас это естественная часть нашего рациона. Поэтому можно сказать, что у нас вся страна так или иначе связана с молоком. Я окончила университет в Хельсинки, по образованию я специализируюсь на пищевой промышленности. Моя карьера в Valio началась в 1989 году с департамента маркетинга.

− С чем связано нынешнее решение запустить новую линию производства?

− Новая линия позволит расширить ассортимент ставшего популярным плавленого сыра в мягкой упаковке и предложить россиянам новые, необычные вкусы, которые уже успели зарекомендовать себя на международном рынке, например в Финляндии. Мы выбрали самые популярные и привлекательные по мнению россиян вкусы – молочный шоколад и карамель. Этот продукт может стать альтернативой традиционным десертным топингам (добавкой к блинам, тостам, даже мороженому), при этом он сохраняет пользу молочного белка, богатым источником которого является плавленый сыр.

– Какие инвестиции вы уже вложили в производство и собираетесь сделать?

– Общий объем инвестиций в собственную площадку компании составил почти €70 млн. Однако эта сумма не включает, например, такие ресурсы, как работа специалистов научного центра по разработке рецептур, построение и регулярная работа системы контроля качества молока и другого сырья. Мы, безусловно, продолжим развивать и собственную площадку в Подмосковье, и отношения с поставщиками, и проекты с контрактными производствами.

− Каковы ваши ожидания по финансовым и производственным показателям по итогам 2019 года?

– На данный момент еще рано подводить итоги − значительная часть года еще впереди. Между тем мы уверены, что сохраним положительную динамику развития, которую ежегодно показывали на протяжении последних лет.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться