Налоговики по всему миру взялись за криптовалюту

Налоговики по всему миру взялись за криптовалюту

Это предстоит протестировать криптотрейдерам.
Консультации / Евгений Воловик 02 Июн 2018, 10:00
Налоговики по всему миру взялись за криптовалюту

Трейдеры цифровых валют в Польше выразили протест против решения правительства обложить налогом все операции с криптовалютой, независимо от того, оказались ли они прибыльными для налогоплательщика или нет. Дело в том, что министерство финансов Польши опубликовало в апреле разъяснения, в которых указало, что доход от операций с криптовалютами подлежит обложению налогом на доходы (ставки 18% и 32% для физических лиц и 19% для юридических). 

В целях налога на доходы физических лиц выручка от реализации вложений в криптовалюту подлежит включению в налоговую отчетность в качестве налогооблагаемого дохода. Кроме того, согласно разъяснениям, операции купли-продажи цифровой валюты в целях налогообложения считаются передачей прав собственности, которая облагается налогом со ставкой 1% от суммы операции по правилам, регулирующим гражданско-правовые договоры. 

Налог подлежит уплате не позднее 14 дней с момента совершения операции. Нормативный акт минфина также предупреждает о необходимости уплаты НДС на куплю-продажу виртуальных валют за фиатную валюту и на обмен одной виртуальной валюты на другую. Разъяснение министерства было опубликовано за несколько недель до окончания срока подачи налоговых деклараций физическими лицами (30 апреля).

В ответ на публикацию польские криптотрейдеры подали онлайновую петицию, в которой заявили, что новый порядок уничтожит их сообщество и отбросит Польшу назад в разработке технологии блокчейна. Как утверждали криптотрейдеры, новые правила означают, что инвестированный в криптовалюты капитал может облагаться налогом, в сотни раз превышающим его размер. 

Это касается, в том числе высокочастотных трейдеров: налог будет взиматься с каждой операции, им придется платить неимоверные суммы независимо от того, получили ли они в результате проведения этих операций прибыли или убытки. Криптотрейдеры потребовали дать свободу рынку блокчейн-технологий, выразив желание быть их активными создателями, а не пассивными получателями этой технологии от иностранных структур или централизованных польских организаций. Петицию подписали более 2200 человек.

В конце апреля под давлением общественности польское министерство финансов аннулировало свое предложение о налоге на куплю-продажу криптовалют, хотя предложение об обложении налогом на доходы оставалось в силе.

Налоговики займутся инвесторами в криптовалюты

Для поиска криптоинвесторов австралийское налоговое ведомство планирует использовать системы сверки данных и «проверки идентификационных сведений по 100 позициям». Налоговики будут взаимодействовать с государствами в рамках двусторонних налоговых соглашений и по каналам противодействия отмыванию денег. Они намерены получать информацию об инвесторах, предположительно уклоняющихся от уплаты налогов, в том числе за рубежом.

Австралийские налоговики впервые в истории займутся анализом данных о биржевых счетах. Люди больше не смогут скрывать свои операции за технологией блокчейна и уклоняться от уплаты положенных налогов.

Австралия вслед за Японией объявивила биткоин и другие криптовалюты законным средством платежа. Япония сделала это в марте 2016 года, в Австралии криптовалюты были легализованы 1 июля 2017 года. Еще в мае прошлого года власти Австралии заявили, что исключат двойное налогообложение биткоина и других криптовалют. Официально двойному налогообложению был положен конец в сентябре прошлого года, когда было принято решение о том, что налог на товары и услуги (НТУ – аналог НДС) не будет применяться к приобретению криптовалюты и затем повторно к биржевым операциям с ней. Тогда же решено, что в целях НТУ криптовалюта будет считаться фиатными деньгами, это положение стало действовать «задним» числом с 1 июля 2017 года. 

Однако в феврале 2018 года австралийская налоговая служба заявила, что считает криптовалюту имуществом. Это означает, что доход от продажи криптовалюты подлежит обложению налогом на прирост капитала. Просто оплата биткоином товаров и услуг не облагается ни налогом на доходы, ни НТУ, если размер сделки не превышает 10 тыс. долларов. Тем не менее, предприятие может стать плательщиком НТУ с операций с биткоинами. Если компания в хозяйственной деятельности реализует биткоины, она может стать плательщиком налога на прирост капитала. Чтобы «разобраться в этой неразберихе», австралийским налогоплательщикам рекомендуют воспользоваться помощью налоговых консультантов.

Цифровой мир прозрачен для налоговиков

Новая Зеландия присоединилась к странам в целях налогообложения операций с криптовалютой, относящих ее к категории имущества. В начале апреля 2018 года налоговой службой выпущено руководство, где ведомство попыталось дать ответы на вопросы о налогообложении криптовалют. Как поясняли работники ведомства, виртуальные валюты дают доход лишь при смене владельца. В частности, налогообложению подлежат операции обмена одной криптовалюты на другую. Подобно тому, как для обложения безналичного доллара нет необходимости переводить его в наличные деньги, криптовалюта, полученная в качестве платежа за товары или услуги, считается коммерческим доходом и облагается соответствующим образом.

Налоговики разъяснили, что на криптовалюту не распространяются правила обложения иностранной фиатной валюты. Налогоплательщикам рекомендовали вести учет операции в криптовалюте и уведомить налоговые органы о неточностях, допущенных в прошлых налоговых декларациях. «Работа в цифровом мире не освобождает их от налоговых обязательств, и не означает, что их действия нельзя отследить».

Как показал анализ, за последние 17 месяцев индийцы осуществили операций с криптовалютой на сумму 3,5 млрд долларов США. Налоговое ведомство страны начало проводить проверки криптобирж, клиентов, которых подозревают в уклонении от уплаты налогов. Криптотрейдерам и инвесторам в криптовалюту направлены налоговые уведомления.

Криптовалюты в Индии не регулируются, поэтому при желании отчитаться о прибылях от операций с виртуальной валютой налогоплательщики испытывают немалые сложности. Инициативные местные стартапы предлагают пользователям криптовалюты помощь в определении сумм подлежащих уплате налогов. Национальный банк Индии неоднократно выпускал предостережения пользователям, владельцам и трейдерам криптовалют, напоминая, что он не выдавал никаких лицензий юридическим лицам на операции с криптовалютами. В обстановке правовой неопределенности и общего беспокойства по стране циркулируют несколько вариантов методики отражения в налоговой декларации доходов от операций с криптовалютами.

В отсутствие четких инструкций налоговой службы пользователям криптовалют рекомендуется уплатить хоть какой-то налог на них. В частности, отразить соответствующий доход в разделе «доходы от иных источников» и уплатить налог (по ставке 30%). Это считается предпочтительнее, чем отражать доход в категории «прирост капитала», что будет означать, что налогоплательщик относит криптовалюту на капитальные активы.

Развитие законодательства о криптовалюте

Криптовалютные транзакции в Южной Корее не облагаются налогом из-за отсутствия соответствующего регулирования. По закону граждане могут получать прибыль от торговли криптовалютами и не платить никаких налогов. В то же время продажи ценных бумаг облагаются налогом с продаж по ставке в размере 0,3% для котируемых бумаг и 0,5% для не котируемых. Основные держатели акций, как и держатели некотируемых акций, также платят налог на прирост капитала.

Налоговые органы страны представят стандарт налогообложения виртуальной валюты на первом заседании Национального комитета по налоговой административной реформе в 2018 году. Разработку законопроекта о налогообложении криптовалют планируется завершить в первом полугодии этого года. Ожидается, что плательщиками налога будут и криптобиржи.

Таиланд сообщил о разработке законопроекта о введении НДС со ставкой 7% и налога на прирост капитала со ставкой в размере 15% для операций с криптовалютой. В конце апреля минфин страны подтвердил проведение работ по законопроекту, несмотря на обращение Ассоциации блокчейна Таиланда снизить налоговую нагрузку на криптосообщество. Законопроект также потребует от криптобирж ужесточить процедуры сбора идентификационных данных и проверки клиентов.

Другой подход решили использовать власти Филиппин. Там разрешат десяти стартапам проводить операции в специальной экономической зоне с льготным налогообложением. В их число вошли майнеры, платформы ICO и обменные площадки. Налоговые льготы не предоставляются просто так: предприятия должны осуществлять инвестиции в экономику страны в течение 2 лет.

Повышенный интерес к криптовалютам налоговой службы США имел одно, на первый взгляд не совсем очевидное, следствие: он придал миру криптовалют новый уровень легитимности. Вместо того чтобы запрещать криптовалюты, Соединенные Штаты признали их финансовым активом. В результате сектор налогообложения криптовалют в США оказался полон «серых зон». В частности, непонятно как вести бухгалтерию операций с криптовалютами, распространяются ли на эти операции нормы фиктивной продажи ценных бумаг, подлежат ли налогообложению форки.

Одним из дискуссионных вопросов является обложение бартерных операций обмена одной виртуальной валюты на другую. Согласно принятому в США в конце прошлого года закону о реформировании налоговой системы с 2018 года необлагаемые бартерные сделки допускаются только при обмене одной недвижимости на другую. Таким образом, обмен криптовалюты на криптовалюту подлежит налогообложению. Ожесточенная дискуссия развернулась вокруг вопроса о том, распространяется ли это положение на прошлые налоговые годы. 

Налоговики могут рассуждать, что по многим свойствам криптовалюта подобна драгоценным металлам. Поэтому обмен биткоина на лайткоин можно рассматривать аналогично обмену золота на серебро (или наоборот). Операция обмена одного металла на другой в США облагается налогом, поэтому федеральная налоговая служба может утверждать, что и обмен криптовалют тоже должен быть облагаемой операцией. Сразу возникает вопрос об обязанности уплаты налога на доходы, полученные в результате такого обмена.

В отсутствие четких инструкций федеральной налоговой службы США возник разнобой в области подходов к налогообложению криптовалют. В результате занимающиеся криптовалютами налоговые консультанты пытаются строить свою работу на «сборной солянке» нормативных актов, относящихся к ценным бумагам, недвижимости, нематериальным активам. Некоторые считают, что в стране сложился специфический климат, в котором большинство бухгалтеров начинают сомневаться в своей способности работать с криптовалютами.

Единственное действительно содержательное заявление ФНС США о криптовалютах за последнее время было сделано в 2014 году, когда определено, что криптовалюты не являются валютами. В результате налогообложению подлежат даже самые небольшие доходы в криптовалюте (в то время как для обычной иностранной валюты существует порог необлагаемых доходов в 200 долларов). Что будет делать американская налоговая служба, когда другие государства создадут национальную криптовалюту и официально объявят ее законным средством платежа?

Как защититься от преследования за сокрытие доходов

23 февраля этого года компания Coinbase, одна из крупнейших американских криптовалютных бирж и операторов кошельков, уведомила примерно 13 тыс. своих клиентов о передаче в федеральную налоговую службу США сведений об их счетах: имя, дату рождения, ИНН, адрес и историю транзакций с 2013 по 2015 год. 

Это событие еще раз свидетельствует о наращивании общих усилий министерства юстиции и налогового ведомства США по выявлению американских налогоплательщиков, не задекларировавших свои доходы и активы, не находящиеся на территории Америки. Американские налоговики строят свою работу с криптовалютами аналогично работе с такими активами. Они исходят из того, что при работе с налогоплательщиками, совершающими операции с криптовалютой, можно применять примерно такие же подходы, что и с налогоплательщиками, хранящими деньги на счетах в зарубежных банках.

Так, предписание раскрыть информацию об иностранных счетах клиентов ранее получил швейцарский банк UBS. После этого компетентные ведомства США быстро распространили свою деятельность на другие страны и иностранные банки. 

Есть серьезные указания на то, что американские налоговики будут усиливать свое внимание и к криптовалютных операциям, трактуя хранение активов в криптовалюте подобно хранению средств в иностранном банке. На этой основе строятся требования к операторам финансовых услуг в криптовалютным пространстве: операторы должны, в частности, надлежащим образом идентифицировать клиентов и оценивать связанные с ними и их операциями риски.

Юристы отмечают, что в распоряжении большинства частных лиц, не сообщивших в налоговые органы о доходах в криптовалюте, есть несколько способов смягчения наказаний и защиты от уголовного преследования. Американские власти строят работу с налогоплательщиками на основе так называемого «добровольного соблюдения налоговых правил». Они демонстрируют примеры дел отдельных правонарушителей.

Попавший под прицел налоговиков налогоплательщик подвергается реальному риску не только привлечения к гражданско-правовой ответственности, но и уголовного преследования. Поэтому ему важно понимать, за что он может понести ответственность по гражданскому праву, а за что – по уголовному. Эксперты советуют проявлять особую осмотрительность физическим лицам, не задекларировавшим доходы в криптовалюте, особенно, гражданам, которые:

- приобрели криптовалюту на средства, полученные в результате совершения правонарушений;

- перевели деньги в криптовалюту с целью сокрытия доходов и активов;

- не отчитались о значительных суммах доходов или прибыли в криптовалюте;

- получили благодаря криптовалюте все доходы, либо бóльшую их часть (например, майнеры).

Юристам настоятельно рекомендуется делать оценку гражданских и уголовных рисков либо в одиночку, либо воспользоваться помощью специалиста-бухгалтера. Во втором случае важно, чтобы этот бухгалтер выступал в качестве субподрядчика юриста, и отношения между ними регулировались положениями об адвокатской тайне.

Если риски уголовного преследования невелики, налогоплательщик может подумать о подаче в налоговые органы так называемой особой исправленной налоговой декларации. Подача такой декларации дает возможность, помимо прочего, избежать наказания за неточности в налоговой отчетности. 

С другой стороны, налогоплательщик, который проходит налоговую проверку, либо в отношении которого заведено уголовное дело, либо который уже получил предписание о передаче сведений в компетентные органы, право подачи QAR теряет. Однако даже если налогоплательщик лишился права подачи QAR, он все же может избежать наказания, подав скорректированную декларацию и изложив уважительные причины неисполнения требований законодательства. 

Однако налогоплательщику либо его налоговому консультанту придется серьезно попотеть. Ошибки, допущенные в скорректированной декларации, лишь повышают риск перевода дела в уголовное производство. Размеры мытарств налогоплательщика с отчетной документацией еще больше увеличиваются, если биржа, клиентом которой он являлся, прекратила свою деятельность.

Проследить историю операций теоретически возможно путем анализа блокчейна. Однако эта процедура требует недюжинной подготовки. В то же время, если налогоплательщик приводит в своей отчетности какие-то приблизительные оценки, либо если его попытка восстановить отчетность терпит провал, налоговики могут расценить неточности, как преднамеренное искажение сведений.

В случае высокой угрозы уголовного преследования налогоплательщику неплохо подумать о принятии участия в национальной или офшорной программе добровольного раскрытия информации в зависимости от того, где и как он хранил незадекларированную криптовалюту. Налогоплательщику, не имеющему права участия в программе добровольного раскрытия информации, либо в отношении которого ведется уголовное расследование, либо которому такое расследование угрожает по результатам углубленной налоговой проверки, остается немногое. 

Тут надо думать не о том, как исправить неточности в ранее поданной налоговой отчетности, а о том, как избежать уголовного приговора. Все указывает на то, что компетентные органы смогут успешно реализовывать дела по налоговым правонарушениям в области криптовалют при условии, если овладеют механизмами поиска и получения учетных записей о криптовалютных активах налогоплательщика, а также свидетельств того, что он нарушал закон намеренно. Налогоплательщик может помочь государству при решении обеих этих задач, своевременно реагируя на предписания или дать показания.

Похоже, налоговые органы стран мира начинают всерьез заниматься виртуальными валютами, рассматривая операции с ними в качестве дополнительного источника пополнения государственной казны. Пока страны пытаются, кто как может, приспособить к криптовалютам действующее налоговое законодательство, по преимуществу относя виртуальные валюты к категории имущества (активов).

В ходе этой работы возникает множество проблем. Налогоплательщики начинают оказывать давление на власти, которые частично идут им навстречу (Польша, Франция). В некоторых странах ситуация все больше запутывается, чем пытаются воспользоваться налоговые консультанты.

Налоговые ведомства осознают проблему, выпускают или готовят к выпуску руководящие материалы. Они демонстрируют определенный разнобой в подходах и острую потребность в координации и разработке рекомендаций на международном уровне.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться