Экономика чемпионатов мира по футболу: два взгляда на вопрос

Экономика чемпионатов мира по футболу: два взгляда на вопрос

Существуют два взгляда на вопрос проведения спортивных мероприятий, и это отнюдь не мужской и женский взгляд, скорее это взгляд экономистов-скептиков и экономистов-оптимистов. Первые утверждают, что затраты не всегда окупаются, и достаточно большую долю забирают спортивные организации. Вторые говорят о том, что различные спортивные мероприятия позволяют получить дополнительные доходы, повысить привлекательность туризма и спорта в конкретной стране. Посмотрим с двух сторон на экономику чемпионата в России.
Консультации / Екатерина Шестакова 08 Июл 2018, 13:00
Экономика чемпионатов мира по футболу: два взгляда на вопрос

К сожалению, спортивные мероприятия не всегда дают долгосрочный положительный эффект и позволяют в дальнейшем развивать спорт. После многих Олимпиад спортивные объекты оказываются заброшенными. Такая судьба постигла олимпийские сооружения после Олимпиады в Хельсинки, которая проводилась в 1952 году. В этой стране практически все они возводились «с нуля», однако в дальнейшем использовать их по назначению не смогли. Аналогичная ситуация произошла после Олимпиады в Югославии в 1984 году, на которой присутствовало рекордное число спортсменов. Но неиспользование Олимпийских объектов многие связывают с гражданской войной, которая разделила эту страну. Греция, потратившая на Олимпиаду 7,202 млрд евро, также столкнулась с экономическим кризисом и не смогла распорядиться в дальнейшем своим спортивным имуществом.

Еще один довод в пользу скептиков звучит как завышение расходов на создание спортивных объектов. Строительство очень часто связано с завышением цен, сметных расчетов. В настоящее время затраты на сооружение стадионов следующие.

Затраты на сооружение объектов

Наименование

Стоимость

Волгоград Аренда

17 млрд руб. (новый)

Екатеринбург Аренда

12,7 млрд руб. (реконструкция)

Казань Арена

14.4 млрд руб. (новый, построен в 2014 году)

Стадион Калининград

17,8 млрд руб. (новый)

Стадион Лужники

26,6 млрд руб. (реконструкция)

Стадион Спартак

14.5 млрд руб. (новый, построен на деньги частного футбольного клуба)

Стадион Нижний Новгород

17,9 млрд руб. (новый)

Ростов Арена

19,84 млрд руб. (новый)

Самара Арена

18,2 млрд руб. (новый)

Стадион в Санкт-Петербурге

43 млрд руб. (новый)

Мордовия Арена

15,8 млрд руб. (новый)

Стадион Фишт

23.5 млрд руб. (строительство 2013 год) + 4 млрд руб. (реконструкция)


Самый скандальный и дорогостоящий объект – стадион в Санкт-Петербурге, который является настоящим долгостроем. Его начали строить еще в 2007 году, но несколько раз проект направляли на доработку в связи с требованиями в отношении вместимости и безопасности. И естественно, вопрос о стоимости данного объекта не является праздным. Еще одним обсуждаемым вопросом являются доходы ФИФА. Часто экономические перспективы объектов, которые остаются после Чемпионата мира являются не долгосрочными, а планы по дальнейшему использованию объектов не оправдываются.

Безымянный.jpg

Но вот доходы ФИФА действительно выражены в денежном эквиваленте и как видно, постоянно растут.

Доводы в пользу

Безусловно, проведение спортивных мероприятий мирового уровня говорит о престиже страны, а также о возможности исполнять свои обязательства. Каждая страна борется за проведение Олимпиад и Чемпионатов мира, поскольку это позволяет и улучшить свою инфраструктуру, и показать страну на мировой арене, и получить дополнительные доходы как от трансляции мероприятий, так и от туризма. Конечно, существует еще и косвенный эффект, такой как получение дополнительных доходов гостиниц, ресторанов, индустрии развлечения, что в итоге приведет к поступлению денежных средств в виде налогов в казну.

Кроме того, не все страны не используют эффективно спортивные объекты. Например, после проведения Олимпиады в Италии, в Турине, в 2006 году были в дальнейшем использованы практически все объекты.

Безусловно, все страны получают краткосрочный экономический эффект. Такой экономический эффект легко просчитывается. ФИФА не оставляет все денежные средства себе, поэтому в экономическом выигрыше именно страна, в которой проводится строительное мероприятие. Конечно, просчитать все доходы от проведения мероприятий такого уровня достаточно сложно, вместе с тем прибыль действительно будет. 

Если взять прогноз, просчитанный Swiss Appraisal, то общая выручка от продажи билетов на чемпионат мира в Российской Федерации составит $782 млн. Аналитики просчитали доход от продажи билетов на 64 матча. При проведении Чемпионатов мира значительная часть средств остается в стране, где проводится мероприятие. Например, организаторы чемпионата мира в Бразилии получили от FIFA $453 млн из $523 млн, вырученных от продажи билетов на матчи. Конечно, ФИФА имеет значительные средства от проведения подобных мероприятий, но достаточные средства остаются и в странах проведения матчей.

В эти доходы не включены значительные доходы, которые связаны со спонсорством и трансляциями матчей. Так, по оценкам специалистов, данные статьи принесут FIFA в 2018 году более $5 млрд,

Но естественно, что страна, в которой проводится Чемпионат мира, получает дополнительные доходы от аренды гостиниц, продажи сувениров, печатной продукции. Дополнительные доходы получают авиаперевозчики, железнодорожные перевозчики, рестораны, объекты туристической среды.

Естественно, что у страны, которая проводит Чемпионат мира, остаются объекты, которые могут быть использованы для развития спорта и проведения спортивных мероприятий. Хорошим примером использования объектов является стадион Фишт, который был использован на Олимпиаде в Сочи и сейчас задействован на Чемпионате мира. Для России положительным моментом является то, что современные стадионы построены в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Ростове, Самаре. То есть многие талантливые футболисты получат современные объекты для тренировок и развития спорта.

Развитие спорта также осуществляется за счет спонсорства. Так, большинство стран тратят спонсорские деньги именно на развитие спорта, например, в Германии в 2006 году на спорт было потрачено 63% спонсорских денег, а в ЮАР – целых 80%. То есть на развитие спорта влияют не только сами спортивные объекты, но и спонсорские затраты. 

Экономика скрытых возможностей

Речь о скрытых доходах экономических субъектов и государства от проведения масштабных мероприятий. Часто после масштабных мероприятий и достаточно высоких доходов государства, наступает рецессия или кризисные явления в экономике. Ведь доходы государства учитывают дополнительные поступления, которые в следующем налоговом периоде государству неоткуда будет взять. В качестве примера можно привести пример проведения Олимпиады в Греции или в России, в Сочи, после которого наступила в известном счете рецессия, кризис, связанный с обесцениванием российской валюты, санкциями, политическими проблемами.

Но существуют одновременно и скрытые возможности. Так, после Олимпиады 80 наблюдался демографический взрыв. Такие же взрывы можно наблюдать и в отношении развития сферы обслуживания, например, открытия кафе, закусочных, отелей. Такая инфраструктура, возникая после мировых спортивных мероприятий, сохраняется на длительное время.

Значительная инфраструктура позволяет в дальнейшем использовать транспортную инфраструктуру, такую как автомобильные дороги, аэропорты. Действительно, изменение транспортной системы, реконструкция аэропортов способствует развитию логистики в целом, а также туризма.

На развитие туризма оказывают влияние, безусловно, и другие факторы. К таким факторам, в частности, относится сервис. Лет 20 назад приезжающие сталкивались с проблемами сервиса на низком уровне, плохими дорогами, отсутствием доступных дешевых и хороших гостиниц. Это не способствовало развитию туризма, сколько бы ни обсуждался данный вопрос. Но вот проведение Олимпиады и Чемпионата мира привело к строительству гостиниц, обновлению объектов транспортной системы. Естественно, туристы всегда хотят комфорта за приемлемые деньги, и развитию туризма, безусловно, способствует наличие доступных и удобных возможностей путешествовать.

Сегодня именно реклама является двигателем прогресса. И рекламный эффект от Чемпионата мира не стоит недооценивать. Если при проведении Олимпиады такой эффект можно было наблюдать в одном городе – Сочи, то в отношении Чемпионата мира рекламный эффект получают сразу несколько регионов. Освещение в СМИ крупных событий является фактически методом скрытой рекламы, которая будет привлекать туристов, которые опасались ранее ехать в тот или иной город или регион.

Экономика спорта

Россию нельзя назвать футбольной державой. На развитие футбола влияют как прямые, так и косвенные причины. Но, безусловно, если спортсменам негде тренироваться, то это не способствует развитию спорта. Достаточно большой проблемой является отсутствие стадионов мирового уровня. Многие спортивные объекты, которые были построены в Советское время, морально устарели и не соответствуют мировым стандартам. Некоторым спортсменам, тренирующимся в регионах, приходится приезжать тренироваться в Москву, но не у всех имеются соответствующие возможности. А вот строительство современных стадионов в регионах будет способствовать развитию спорта на местах, когда талантливым спортсменам не придется ехать тренироваться в мегаполис.

Сегодняшняя экономика спорта также основана на маркетинговых аспектах, таких как пропаганда спорта на телевидении, в Интернете и печатных СМИ. Так, за счет маркетинга наблюдается широкое развитие фигурного катания. Строительство олимпийских горнолыжных трас в Сочи также было хорошим маркетинговым ходом. В результате, горнолыжные трассы активно используются как для развития туризма, так и для проведения соответствующих спортивных мероприятий.

Аналогичным образом после проведения Чемпионата мира будет развиваться и футбол. Ведь повысится привлекательность данного вида спорта. Сам по себе Чемпионат мира является отличной маркетинговой стратегией.

В городах, где обеспечено строительство объектов Чемпионата мира, осуществляются инвестиции и в другие отрасли. Кроме того, в долгосрочной перспективе предполагается проведение товарищеских матчей, создание спортивных школ. Инфраструктура позволит принимать больше спортивных туристов в обозримом будущем, то есть могут проводиться матчи различного уровня, а также обмен специалистами. Спортсмены в регионах не должны будут выезжать за рубеж, а получат возможность приглашать к себе футбольные команды. То есть будет обеспечена возможность не только тренироваться на своем уровне, в рамках региональных команд, а существует возможность приглашать команды из других стран мира, что будет повышать качество игры, а также будет обеспечивать постоянное использование объектов.

В заключение необходимо отметить, что вопрос экономики спортивных мероприятий является достаточно дискуссионным. Спортивные мероприятия не всегда приводят к положительному экономическому эффекту, объекты не всегда используются. Но в целом экономика спортивных праздников положительна, поскольку, если бы такие мероприятия не приносили краткосрочные и долгосрочные перспективы, страны бы не боролись за проведение подобных мероприятий.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться