Что ответит работодатель налоговикам по поводу заработной платы?

Что ответит работодатель налоговикам по поводу заработной платы?

Если налоговая инспекция подозревает, что заработная плата или ее часть выдается в конвертах, или если заработная плата выплачивается официально в «белую», но при этом размер зарплаты сотрудников не велик, то работодатель может оказаться на зарплатной комиссии. Таким образом, с зарплатной комиссией могут столкнуться не только компании с серой зарплатой.
Консультации / Тенгиз Бурсулая 15 Июл 2018, 10:00
Что ответит работодатель налоговикам по поводу заработной платы?

На комиссию можно попасть, если зарплата белая, но не большая.

Зарплатная комиссия – это комиссия, на которой проходит беседа между налоговым инспектором и генеральным директором фирмы.

Инспектор и генеральный директор встречаются в налоговой инспекции по месту государственной регистрации компании.

В ходе беседы налоговый инспектор задает руководителю предприятия вопросы о заработной плате сотрудников компании и фиксирует ответы.

Для чего создается зарплатная комиссия

В ходе беседы с генеральным директором, налоговая инспекция пытается понять, почему компания столько мало платит сотрудникам. Все дело в налогах и страховых взносах с заработной платы, которые предприятие начисляет и перечисляет в бюджет. А именно, с каждого рубля заработной платы компания платит налоги и страховые взносы. И чем больше заработная плата, тем больше денежных средств получает государство. Например, должностной оклад у сотрудника – 100 тыс. руб. Из этой суммы компания удерживает НДФЛ по ставке 13% и перечисляет удержанный налог в бюджет. А сотрудник при этом получает на руки не 100 тыс. руб, а 87 тыс. руб. Далее сверх должностного оклада компания начисляет страховые взносы на заработную плату по ставке, равной примерно 13%, и перечисляет социальные и пенсионные взносы во внебюджетные фонды.

Налоговая инспекция следит за размером зарплаты. И если налоговики считают, что компания выплачивает своим сотрудникам небольшие зарплаты, а значит, компания недоплачивает в бюджет налоги и взносы, то налоговый инспектор начинает разбираться в этой ситуации. Может, у компании плохо идут дела, поэтому маленькая зарплата. Или компания незаконно экономит на налогах, поэтому часть зарплаты платит в конверте.

В этом случае подозрения строятся таким образом. Раз компания платит серую заработную плату своим сотрудникам в конверте, то это значит, что фирма выдает заработную плату наличными денежными средствами. Наличные денежные средства надо откуда-то брать. Значит, есть обналичка и уклонение фирмы от уплаты налогов в бюджет. Так как налоговая инспекция не знает всех деталей и видит только размер зарплаты, то для прояснения всех зарплатных вопросов руководитель фирмы вызывается на зарплатную комиссию. Конечная цель зарплатных комиссий – сделать так, чтобы компания подняла заработную плату до уровня, который не кажется подозрительным. Приемлемый уровень заработной платы – это средний размер заработной платы по рынку.

Например, если налоговая инспекция не понимает, почему компания платит своим сотрудникам в среднем 30 тыс. руб., хотя на рынке заработная плата составляет 70 тыс руб., то налоговый инспектор может вызвать к себе генерального директора «на ковер».

Критерии отбора на зарплатную комиссию

Налоговики сопоставляют показатели расчетов и РСВ, справки по форме 2-НДФЛ, сравнивая суммы выплат в пользу работников и среднесписочную численность персонала, смотрят, есть ли снижение поступлений по НДФЛ более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, внимание налоговиков может привлечь работодатель, выплачивающий зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отметим, что данные о среднеотраслевом уровне зарплаты налоговики должны брать из открытых источников, например, с сайта Росстата. Хотя, строго говоря, ни одним нормативным актом не установлена обязанность работодателя ориентироваться на этот уровень при выплате зарплаты работникам. Низкая зарплата, по мнению сотрудников ИФНС, может означать, что в компании используется «конвертная» схема.

Налоговики рассказали в ФНС России от 25.07.2017 №ЕД-4-15/14490@, кто может попасть под подозрение. Сначала налоговые органы указали, что отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов.

Далее в указанном письме перечислены критерии для отбора плательщиков для вызова на зарплатную комиссию. Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

–             налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями. Налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности (декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (декл. 3-НДФЛ).

–             Налогоплательщики – налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ):

1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%.

Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путем сопоставления за отчетный период показателей, отраженных в расчетах, с данными расчетов по страховым взносам за аналогичный отчетный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным расчетов 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом» за конкретный отчетный период. Дополнительно по итогам года анализируются показатели справок по форме 2-НДФЛ.

Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчетного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчетах по и в расчетах по страховым взносам.

При отборе налогоплательщиков – налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» в целом по налоговому агенту.

3) Налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в расчетах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчетный (налоговый) период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.

Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума:

–             налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода. Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя (профессиональные вычеты) к показателю (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95%;

–             налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по за соответствующий период. Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (-050 р. 3, сумма стр. 020 и графа 2 р. 7).

Из сформированного перечня отбираются индивидуальные предприниматели, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ или не представившие декларации за соответствующий налоговый период;

–             налогоплательщики – физические лица, не задекларировавшие полученные доходы. Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), с учетом особенностей налогообложения доходов в соответствии с положениями НК РФ. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано;

–             плательщики страховых взносов (далее – СВ):

1) имеющие задолженность по перечислению СВ, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;

2) снизившие поступления СВ относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников.

Отбор плательщиков СВ осуществляется путем сопоставления исчисленных и уплаченных сумм СВ за отчетный (расчетный) период, отраженных в расчетах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период начиная с 01.01.2017, с поступлениями СВ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом».

Отбору подлежат плательщики СВ, которыми снижено перечисление страховых взносов в данном отчетном периоде относительно аналогичного отчетного периода предыдущего года при постоянном количестве работников, на основании данных КРСБ в части уплаты страховых взносов. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе (расчеты по страховым взносам за соответствующий отчетный (расчетный) период, представленные в налоговые органы, за периоды, начиная с 01.01.2017), расчеты за соответствующий отчетный (расчетный) период, сведения о среднесписочной численности.

При отборе плательщиков взносов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом», в целом по данному плательщику;

3) снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Отбор плательщиков СВ осуществляется путем сопоставления количества физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы за анализируемый отчетный (расчетный) период, отраженного в расчетах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период, начиная с 01.01.2017, с расчетами по налогу на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ), данными о среднесписочной численности представленных за истекший год и за предыдущий год.

Отбор плательщиков осуществляется при условии, что количество работников, с выплат которым начислены страховые взносы, значительно отличается в сторону уменьшения по сравнению с аналогичным отчетным (расчетным) периодом предыдущего года.

При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе (расчеты по страховым взносам, расчеты по форме 6-НДФЛ, справки по форме 2-НДФЛ), о среднесписочной численности.

4) Плательщики, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9 либо 6%, при этом в текущем отчетном периоде применившие иные ставки тарифов.

При отборе анализируется динамика снижения начислений по дополнительным тарифам с учетом вида деятельности, осуществляемого плательщиком, а также иная информация, имеющаяся в налоговом органе и полученная из внешних источников.

5) Плательщики, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также плательщики, относящиеся к организациям угольной промышленности, снизившие суммы исчисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.

Отбору подлежат плательщики, перечень которых ежегодно до 1 февраля представляет Федеральное агентство воздушного транспорта, а также организации, осуществляющие деятельность по добыче угля и сланца (согласно данным ЕГРН о видах деятельности юридических лиц) в случае если по сравнению с предыдущим отчетным периодом указанные плательщики за текущий отчетный период снизили начисления по тарифам на дополнительное социальное обеспечение в отношении выплат и иных вознаграждений работникам, указанным в Федеральном от 27.11.2001 №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Федеральном от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

При отборе анализируются данные расчетов по страховым взносам за текущий и предыдущий отчетный период, данные из расчетов по форме 6-НДФЛ. Дополнительно при анализе РСВ за расчетный период проводится анализ справок по среднесписочной численности.

При этом необходимо осуществлять ранжирование налогоплательщиков, которые в первоочередном порядке подлежат вызову на заседание комиссии, исходя из предполагаемой суммы налога, страхового взноса, подлежащего уплате.

Следует иметь в виду, что реализация теневых схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) за счет занижения им фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Выплата заработной платы «в конвертах», применяемая наряду с иными теневыми схемами обналичивания денежных средств, влечет занижение налогооблагаемой базы как по НДФЛ (когда лицо выступает в качестве налогового агента), так и базы для исчисления страховых взносов.

При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений, а также при поступлении информации от территориальных органов Пенсионного фонда России и территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о наличии выявленных ранее фактов систематических нарушений конкретным плательщиком законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

–             Плательщики, в отношении которых получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении дохода резидентами Российской Федерации, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации.

–             Плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны иные плательщики, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства.

Как мы видим, в этом письме содержится два десятка критериев.

Вот самые важные из этих критериев:

- компания рискует, если платит меньше, чем по отрасли. Налоговая инспекция сравнивает зарплаты по отчетам Росстата;

- за квартал фирма уволила одну треть сотрудников. При этом директор подписал увольнение резко, например, за день или неделю. Однако оборот компании не упал, при этом новых сотрудников компания не взяла;

- компания снизила зарплату на 10% и больше по сравнению с прошлым кварталом;

- сотрудникам с разным функционалом фирма платит одинаково. Например, главный бухгалтер получает столько же, сколько выплачивают зарплату менеджерам, секретарю и генеральному директору.

Кроме подозрительной зарплаты есть зарплата с прямым нарушением закона.

Это когда компания платит меньше МРОТа.

В письме налоговые органы говорят, что вызовут такую компанию на комиссию, но, возможно, сразу назначат проверку. Меньше МРОТа платить рискованно.

И вот почему.

Что грозит компании за выплату зарплаты ниже МРОТ

Узнав о подобных фактах (в том числе и от налоговиков (ФНС России от 25.07.2017 №ЕД-4-15/14490@)), трудоинспекция может:

–             или вынести предписание сделать перерасчет зарплаты и выплатить ее сотрудникам (Апелляционное определение Сахалинского облсуда от 28.09.2017 №33а-2523/2017).

Напомним, что за невыполнение предписания трудинспектора в указанный срок фирме грозит штраф 100 000–200 000 руб., ее руководителю (предпринимателю) – штраф 30 000–50 000 руб. либо дисквалификация (для директора) (КоАП РФ).

–             Или сразу привлечь к административной ответственности (КоАП РФ).

Кто наказывается

Санкция за выплату зарплаты ниже регионального минимума

При первичном нарушении

При повторном аналогичном нарушении

Организация

Предупреждение или штраф 30 000–50 000 руб.

Штраф 50 000–100 000 руб.

Руководитель организации

Предупреждение или штраф 10 000–20 000 руб.

Штраф 20 000–30 000 руб. либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

Предприниматель

Предупреждение или штраф 1000–5000 руб.

Штраф 10 000–30 000 руб.

 

Напомним, что аналогичное правонарушение – такое же нарушение, совершенное в течение года, когда нарушитель считается подвергнутым наказанию.

Год исчисляется с момента вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности за первое нарушение.

А в случае назначения санкции в виде штрафа этот год исчисляется с момента уплаты штрафа (п. 2 ч. 1 ст. 4.3, КоАП РФ; Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5).

Кроме того, работники, у которых зарплата меньше МРОТ по субъекту РФ, могут через суд взыскать с работодателя невыплаченную часть зарплаты, проценты за ее несвоевременную выплату (ТК РФ) и компенсацию морального вреда (Апелляционные определения Мосгорсуда от 22.05.2017 №33-11155/2017).

Как вызывают на зарплатную комиссию

Вначале налоговики пришлют письмо (Письмо ФНС России от 25.07.2017 №ЕД-4-15/14490@ (Приложение №8)), в котором предложат самостоятельно провести анализ зарплаты и представить уточненные расчеты и РСВ, справки по форме 2-НДФЛ.

Информационное письмо – это не требование, его можно проигнорировать, и за это ничего не будет.

Но нужно понимать, что направление такого письма – один из этапов отбора плательщиков, чья деятельность будет рассматриваться на зарплатной комиссии с участием работников городской администрации, трудинспекции и прокуратуры.

Письмо обычно направляется не менее чем за месяц до планируемого заседания.

Если в течение 10 рабочих дней после его получения компания не подаст уточненные расчеты или не представит убедительные пояснения причин низкой зарплаты, налоговики пришлют о вызове в инспекцию (Приказ ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@).

Вызвать представителя организации ИФНС, например, может (НК РФ) для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов вне рамок налоговой проверки.

Так, представителя организации могут пригласить в ИФНС на заседание комиссии по легализации налоговой базы. На такой комиссии обсуждаются, в частности, причины низкого уровня зарплаты.

ИФНС должна указать в уведомлении:

- цель вызова представителя организации (ФНС от 09.10.2015 №ЕД-4-2/17621);

- дату и время явки (либо период времени и приемные часы);

- адрес инспекции и номер кабинета, куда нужно явиться.

Уведомление о вызове ИФНС может передать организации любым из следующих способов (пп. 4 п. 1, НК РФ):

- вручить представителю организации лично под расписку;

- направить по почте заказным письмом;

- направить в электронном виде по ТКС.

Если ИФНС направила организации уведомление о вызове по ТКС, то фирма должна в течение 6 рабочих дней направить в ИФНС по ТКС квитанцию о приеме уведомления (НК РФ). В противном случае ИФНС может банковские счета организации (НК РФ).

Явиться в указанное в уведомлении время в ИФНС может:

- или руководитель организации;

- или ее представитель по (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, НК РФ).

Отметим, что за неявку в ИФНС без уважительной причины руководителя организации могут оштрафовать на 2000–4000 руб. (КоАП РФ; Письмо ФНС России от 17.07.2013 №АС-4-2/12837 (п. 2.3)).

Чем рискует компания

Налоговая инспекция вправе вызвать директора по любому поводу, если это связано с налогами. Инспектор не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии. Налоговая инспекция вызвала директора, он сходил на комиссию, рассказал о делах компании. Даже если налоговая не поверила ответам и подозревает зарплату в конверте, директор не получит требование доплатить налоги сразу после комиссии. Нет закона, который обязывает компанию платить столько, сколько хочет налоговая инспекция. Главное: зарплата не должна быть меньше минимального размера зарплаты. Так как согласно ст. 137 Трудового кодекса РФ работодатель обязан платить МРОТ. На этом хорошие новости заканчиваются.

Зарплатная комиссия не приводит к штрафам и доначислениям, но с нее может начаться более глубокий анализ компании. Если налоговая инспекция не сочла аргументы о низкой зарплате убедительными, у компании приличные обороты и, по мнению налогового инспектора, есть признаки конвертной зарплаты, то налоговая инспекция вправе провести «контрольные мероприятия». Причем контрольные мероприятия – это любые мероприятия от камеральной налоговой проверки до выездной проверки совместно с управлением по борьбе с экономическими преступлениями.

После заседания зарплатной комиссии и проведения налоговых проверок налоговая инспекция может сообщить о своих подозрениях трудовой инспекции или миграционной службе. А это грозит компании дополнительными проверками и штрафами.

Участники зарплатной комиссии

Зарплатная комиссия – это беседа с налоговым инспектором. От налоговой инспекции может быть только инспектор или инспектор вместе с трудовой инспекцией, полицией и другими госорганами. Так, например, в состав комиссии от налоговой инспекции могут входить начальники (либо сотрудники) подразделений налоговых органов, выполняющих следующие функции:

- проведение камеральных налоговых проверок;

- проведение выездных налоговых проверок;

- проведение предпроверочного анализа;

- принятие мер по урегулированию задолженности.

В состав комиссии могут быть включены представители правоохранительных органов и прокуратуры. От компании вправе прийти генеральный директор или любой человек по доверенности. Советуем директору приходить самому, а еще лучше в паре с главным бухгалтером. Если представитель компании в налоговой инспекции будет один, то он может разволноваться из-за вопросов и отвечать неубедительно. Это даст налоговой инспекции повод для сомнений. Главное для директора – не отправлять сотрудника вместо себя. Налоговая инспекция может решить: если генеральный директор не приходит на беседу, то ему есть что скрывать.

Вопросы налоговой инспекции на зарплатной комиссии

Цель вопросов налоговой инспекции – понять, директор придумывает обоснование для маленькой зарплаты, или она маленькая по объективным причинам. Для этого инспектор расспрашивает о компании и сопоставляет ответы.

Вопросы налоговой инспекции на зарплатной комиссии делятся на три группы:

- чем компания занимается. Например, продает товары, оказывает консалтинговые услуги или разрабатывает компьютерные программы. Компания осуществляет хозяйственную деятельность своими силами или нанимает подрядчиков. Если фирма нанимает подрядчиков, то когда, в каком объеме и для выполнения каких задач;

- о структуре фирмы и сотрудниках. Сколько отделов, кто кому подчиняется, чем занимается каждый отдел, сколько сотрудников, почему именно столько, в каких отделах зарплаты больше и почему. Например, почему логистики получают больше чем маркетологи;

- о зарплате и штатном расписании. Основной вопрос: «Почему средняя зарплата компании отличается от средней зарплаты по рынку». Также инспектор может пробежаться глазами по штатному расписанию и попросить прокомментировать зарплаты конкретных сотрудников.

В конце беседы инспектор подводит итоги.

Как правило, подводя итоги, инспектор напоминает, что компания платит меньше, чем в среднем по рынку, и рекомендует поднять заработную плату сотрудникам до этого уровня.

При этом инспектор имеет право подготовить протокол по итогам беседы с директором.

Шпаргалка: как действовать на зарплатной комиссии

Налоговая инспекция каждый день проводит зарплатные комиссии.

Каждый день инспекторы слышат объяснения директоров, поэтому знают популярные ответы и сравнивают их.

Инспекторы видят, когда директор придумывает ответы на ходу и отвечает дежурными фразами.

Ведь инспектор смотрит не на форму, а на содержание, суть ответа.

Конечно, нет стопроцентного совета, как отвечать, чтобы обосновать размер зарплаты.

При этом отметим, что надо отвечать так, чтобы было видно: компания все делает ради получения прибыли, а не для экономии на налогах.

Что станет убедительным аргументом в пользу маленькой зарплаты, зависит от особенностей каждой компании.

Приведем примеры аргументов для маленькой зарплаты.

Если сотрудники трудятся по гибкому графику.

Можно сказать, что сотрудники в обмен на небольшую зарплату получают возможность работать по гибкому графику на удаленном доступе.

Например, у компании, зарплата специалистов колл-центр небольшая, но зато можно работать из дома и по гибкому графику. В колл-центре работают студенты и мамы в декреты. Им нужна подработка, а график работы сотрудников всех устраивает.

Если в компании трудятся молодые сотрудники.

Если в компании есть молодые сотрудники, то налоговому инспектору можно сказать следующее.

В компании работают молодые сотрудники (студенты и недавние выпускники вузов). Наша компания дает им необходимый опыт, который в дальнейшем помогает устроиться в крупные компании на приличные должности.

Такую работу нечасто предлагают студентам и выпускникам вузов. Их все равно никто не берет, а у нас реальная, практическая работа, пусть и за маленькие деньги.

Поэтому в фирме всегда есть сотрудники, которые готовы работать за небольшую зарплату.

При этом к такому объяснению можно предоставить кадровые документы, из которых можно увидеть, что студенты начинали работать с небольшой зарплаты, им понравилось работать в компании, поэтому они остались и теперь работают на более высокой должности с хорошей зарплатой.

Если в компании сотрудники трудятся на полставки.

В этом случае налоговому инспектору можно сказать следующее.

У нас небольшая юридическая компания, у нее есть дизайнер.

У дизайнера нет работы на полную ставку: компания не проводит каждый день акции и не дает рекламу. Поэтому компания оформила дизайнера на полставки, за это время работник успевает решить все поставленные небольшие задачи.

Если у генерального директора и ключевых сотрудников небольшая зарплата.

Для аргумента могут подойти слова о возможности получения этими сотрудниками вознаграждения в будущем.

Например.

Собственник пообещал коммерческому директору долю в компании и поднять зарплату в 3 раза, если тот согласится первые 3 года работать за небольшие деньги.

Коммерческий директор уверен в компании и собственнике, поэтому согласился на условия.

Гендиректор – собственник компании. Он платит себе маленькую зарплату, потому что ждет прибыли и дивидендов с нее.

Если зарплата сотрудников меньше зарплат сотрудников компаний – конкурентов из такой же сферы и одного и того же региона?

В этом случае можно сказать следующее.

Чтобы обойти конкурентов, компания снижает стоимость услуги, а для этого приходится нанимать сотрудников с небольшой зарплатой. Иначе не из чего снижать стоимость.

То есть за счет небольшой зарплаты фирма может снижать цены на товары, работу, услуги и так бороться с конкурентами. Когда компания вырастет, то фирма сможет существенно увеличить размер заработной платы

Далее налоговая инспекция оценивает зарплаты по сведениям от Росстата.

Может, Росстат что-то не учел или учел не так, поэтому среднюю зарплату можно посмотреть через зарплатные сервисы, например, можно получить необходимую информацию на сервисе Хедхантер. Вдруг по Хедхантеру зарплата в компании окажется выше среднего уровня.

Еще один способ разобраться со средней зарплатой – понять, из каких компаний состоит рынок.

Обычно чем крупнее компания, тем больше зарплата. В корпорациях сотрудники могут получать и миллион, а в стартапе 100 тыс. за счастье.

Из-за крупных компаний поднимается средняя зарплата, кажется, все получают одну сумму, и она большая.

Если же убрать десять крупных компаний из статистики, может получиться, что средняя зарплата в 2 раза меньше.

Такой анализ надо поручить финансисту или аналитику.

Как подтвердить аргументы компании на зарплатной комиссии

К аргументам лучше собрать как можно больше документов: графики, отчеты, скриншоты, выдержки из исследования – все, что подтверждает слова директора фирмы.

Можно взять на комиссию бизнес-план и показать: компания сейчас зарабатывает столько и такими способами, а через год планируется существенно увеличить выручку за счет того-то и того-то. Как только выручка достигнет нужного уровня, то в фирме будет увеличена зарплата сотрудникам на столько-то.

Задача доказательств заключается в том, чтобы показать, что вы все идет по бизнес-плану.

У компании нет цели постоянно платить маленькую зарплату. Скоро будет увеличен оборот компании, и, соответственно, будет существенно повышена заработная плата сотрудникам фирмы. Если налоговая инспекция дает директору протокол на подпись, то руководителю фирмы надо убедиться, что протокол не противоречит словам директора. В протоколе не должно быть фраз, которые можно по-разному трактовать. Главное правило протокола заключается в том, что в протоколе должно указываться только то, что сказал директор.

Что дальше

Обычно зарплатная комиссии заканчиваются следующим образом. Налоговый инспектор говорит: «Спасибо за ответы, все понятно. Тем не менее, пока компания платит меньше, чем в среднем по рынку. Поэтому рекомендую повысить зарплату».

После этого инспектор спрашивает генерального директора: «Вы будете повышать зарплату сотрудникам?» На что директор может ответить: «Да, будем, у нас есть это в бизнес-плане на ближайшие полгода».

Отметим, что после зарплатной комиссии налоговая инспекция не забывает о компании, а отслеживает изменение зарплаты работников, численность сотрудников и все что показывает, пытается ли компания снизить налоги за счет зарплаты или нет. Если подозрения остаются, то налоговая инспекция может вызвать на повторную комиссию.

Мы рекомендуем не давать налоговой инспекции повод заподозрить компанию в выплате серой зарплаты и не применять незаконные схемы оптимизации налогов. Для этого надо платить белую зарплату на уровне в среднем по рынку и в случае необходимости быть готовым дать исчерпывающие объяснения налоговой инспекции на зарплатной комиссии.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться