Что такое налогообложение самозанятых граждан

Что такое налогообложение самозанятых граждан

Самозанятые граждане являются отдельной группой предпринимателей, которые осуществляют самостоятельно деятельность, это лица, имеющие свой бизнес и при этом не уплачивающие налогов и страховых взносов.
Консультации / Екатерина Шестакова 04 Авг 2018, 18:00
Что такое налогообложение самозанятых граждан

Самозанятые граждане появились в Российской Федерации не от хорошей жизни. Многие самозанятые граждане работают самостоятельно после развала СССР и соответственно после закрытия градообразующих предприятий. Для кого-то путь в самозанятость начался с того, что после окончания ВУЗа не смогли найти работу по специальности. Причины у многих самозанятых граждан работать «на себя» различны:

▪          отсутствие постоянной устойчивой работы;

▪          возрастные ограничения, многие работодатели не хотят брать на работу молодежь, поскольку по Трудовому кодексу не могут устанавливать возрастные ограничения для специалистов, только окончивших ВУЗ, а также пенсионеров;

▪          ограничения, связанные с воспитанием женщинами детей, к сожалению, в связи с ликвидацией яслей молодые мамы не в состоянии самостоятельно себя прокормить после 1,5 лет, а также не могут выйти на работу, в этой связи вынуждены подрабатывать;

▪          нежелание работодателей заключать официальные договоры и уплачивать страховые взносы.

Существует и принципиально иная категория самозанятых граждан – это те, кто хочет попробовать себя в бизнесе или же ведет бизнес в течение многих лет.

Плюсы для государства от самозанятых граждан

Неправильно говорить о том, что для государства самозанятые граждане представляют исключительно проблему, поскольку не уплачивают налоги и страховые взносы. Проблема кроется в создании рабочих мест, а также создании четких правил игры как для олигархов, так и для самозанятых граждан, которые не имеют колоссальных заработков и часто просто сводят концы с концами.

Плюсы для государства все-таки имеются

Во-первых, как правило, самозанятые граждане не пользуются поддержкой государства, не получают соответствующих пособий, а также не стоят на бирже труда. Такие граждане рассчитывают только на себя как в медицинском обеспечении, так и часто в пенсионном. То есть государство не затрачивает силы и средства на выплату пособий по нетрудоспособности, а также пособий по безработице, не осуществляет расходы на переподготовку и переобучение таких граждан.

Во-вторых, самозанятые граждане приносят деньги в экономику, повышают потребительский спрос, а также являются покупателями товаров с НДС и в отличие от компаний не могут этот налог оптимизировать и воспользоваться вычетом.

Минусы для государства

Естественно для государства самозанятые граждане представляют определенную проблему, поскольку самозанятые не уплачивают налоги.

Также возникает проблема необходимости повышения пенсионного возраста из-за дефицита средств на выплату пенсии в связи с демографическим спадом рождаемости. Еще в 2013 году вице-премьер Ольга Голодец докладывала, что по данным Правительства, порядка 20 млн трудоспособных граждан не являются самозанятыми, соответственно не имеют трудовых договоров. В разное время предлагались разные законопроекты. 

Одним из предложений, в том числе определить взносы в размере 20 000 руб. на медицинское страхование в год. Не трудно подсчитать, что при установлении такого размера взносов государство получит в казну 200 000 000 000 руб. Но проблема заключается в том, что не все вышеуказанные лица работают. К сожалению, даже официальные заработные платы в регионах не позволят уплачивать подобные взносы в бюджет. И фактически такая мера могла привести к еще большему уклонению от налогов. 

Еще одной проблемой государства является уход в тень в отношении заработных плат. Так, индивидуальному предпринимателю выгодно применять, например, упрощенную систему налогообложения и уплачивать в среднем 6% с доходов. А вот привлечение работников автоматически увеличивает расходы предпринимателя на 43%, из которых 13% составляет НДФЛ и 30% – страховые взносы. Средняя заработная плата в России составляет в 2017–2018 годах порядка 36 000 руб. Следовательно, нетрудно подсчитать, что уход в тень таких граждан, имеющих среднюю заработную плату, влечет недополученные страховые взносы в размере 10 800 руб. в месяц, что в год составляет на одного налогоплательщика 129 600 руб., но если мы переведем данную сумму на количество самозанятых граждан, то получится, что 2 592 000 000 000 руб. Сумма получается значительной. То есть потери государства можно оценить.

Но не все так просто в оценке потенциального дохода. Дело в том, что во многих регионах только официальные заработные платы несколько превышают минимальный размер оплаты труда. Так, воспитатели в детских садах получают заработную плату в размере 9000–12 000 руб., а нянечки – 8000 руб. При этом говорить о постоянстве доходов самозанятых граждан не приходится. То есть расчеты на то, что введение налогов для самозанятых граждан может принести значительные доходы в бюджет, могут просто не оправдаться.

При этом повышение заработков, наличие постоянного дохода, создание постоянных рабочих мест может вывести самозанятых граждан из тени.

Перевод в легальное русло самозанятых граждан

В настоящее время самозанятые граждане должны зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно предприниматели могут применять различные специальные налоговые режимы:

▪          упрощенную систему налогообложения;

▪          единый налог на вмененный доход;

▪          патент.

Патент предполагает освобождение от предоставления отчетности. Но преимуществом упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход является возможность снижения бремени по уплате страховых взносов. Вместе с тем патент получает все большее развитие в связи с тем, что уплата патента подразумевает возможность уплачивать налоги в меньшем размере, а понять стоимость можно на сайте nalog.ru. Для того чтобы воспользоваться патентом, необходимо:

▪          написать соответствующее заявление;

▪          подготовить комплект документов (паспорт, ИНН);

▪          представить документы на регистрацию в ФНС;

▪          получить патент.

Проблемами патента является то, что самозанятый гражданин, который фактически занят постоянным поиском заработка, забыв своевременно оплатить патент, фактически лишается права на его применение и должен применять общую систему налогообложения, то есть уплачивать налог на прибыль и НДС.

В настоящее время для вывода самозанятых граждан из тени также имеются другие предложения. Так, с 1 января 2019 года планируется введение эксперимента, предполагающего введение нового налога для самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей. К таким регионам относятся Москва, Татарстан, Московская и Калужская области.

Для применения льготной ставки налога для самозанятых граждан от 3 до 6% условием является отсутствие нанятых сотрудников. Также приняты ограничения в отношении дохода, получаемого самозанятыми гражданами, такой доход не может превышать 10 млн руб. в год. В противном случае, необходимо выбирать иной вид налогообложения. Также не предполагается льготная ставка для такого вида бизнеса как розничная торговля.

Еще одна потенциальная поправка касается Трудового кодекса. Планируется внести изменения в трудовое законодательство, в соответствии с которыми не нужно будет оформлять трудовые договоры. Статус самозанятых граждан не будет предполагать дополнительных документов, что упростит процедуру.

Вместе с тем охота за «самозанятыми» гражданами может фактически превратиться в охоту на ведьм и борьбу с тунеядцами, которая существовала в Советском Союзе.

Что еще нужно знать о самозанятых гражданах

Вряд ли государство ограничится сбором только налогов. Например, индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы с момента государственной регистрации независимо от вида деятельности и получаемых от нее доходов и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением им деятельности в качестве ИП. 

Аналогичные разъяснения дает и Минтруд России (Письмо от 18.09.2014 № 17–4/ООГ‑787). Конституционный Суд РФ также обращает внимание на то, что индивидуальный предприниматель, фактически не осуществляющий деятельность, вправе обратиться за госрегистрацией прекращения своей деятельности и, следовательно, связанных с ней прав и обязанностей, в том числе обязанности по уплате страховых взносов (Определение от 23.10.2014 № 2345-О). То есть отсутствие доходов не предполагает освобождение от страховых взносов. Следовательно, у самозанятых граждан возникнут риски непомерных сборов государства.

Нужно также понимать, кто в настоящее время относится, а кто не относится к самозанятым гражданам.

По закону физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие услуги физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд без привлечения наемных работников, подлежат постановке на учет в налоговых органах на основании соответствующих уведомлений.

Форма уведомления для самозанятых граждан утверждена приказом ФНС России и зарегистрирована в Минюсте России.

Постановка на учет самозанятых граждан осуществляется по месту жительства физического лица (месту пребывания – при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации). При этом уведомление о деятельности по оказанию данных услуг может быть представлено физическим лицом в любой налоговый орган, обслуживающий физических лиц, по своему выбору.

При постановке или снятии с учета физического лица уведомление не выдается. Вместе с тем по просьбе физического лица на представленной им копии уведомления может проставляться отметка о приеме уведомления.

Налоговым кодексом установлены виды услуг, оказываемых «самозанятыми» гражданами:

1. присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

2. репетиторство;

3. уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.

ФНС России обращает внимание, что к «самозанятым» гражданам не относятся:

1. иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;

2. иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях или у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (Информация ФНС России «О постановке на учет самозанятых граждан»).

Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя автоматически предполагает уплату страховых взносов. Объектом обложения страховыми взносами для самозанятых лиц, поименованных в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается МРОТ, установленный на начало соответствующего расчетного периода. А если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.

Для ИП с годовым доходом не более 300 000 руб. возможность формировать свои пенсионные права и приобретать право на трудовую пенсию установлена независимо от получения дохода. Такой предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированных размерах.

Экономическое решение проблемы

Безусловно, любое повышение налогов связано с нуждами государства и связано с кризисными явлениями, волатильностью, плохим налоговым администрированием. Но проблемы самозанятых граждан также связаны с экономикой. Фактически, самозанятые граждане являются заложниками ситуации, когда они вынуждены искать даже нестабильный заработок для того, чтобы как-то выжить и свести концы с концами.

При этом возможность выхода из тени связана с развитием предпринимательства в стране в целом, снижения административного давления на бизнес, в том числе исключение проверок, фактов доначисления налогов, объединения нескольких предпринимателей в один экономический субъект.

Еще одна причина в увеличении количества самозанятых граждан, которые фактически не платят налоги заключается в том, что работодатели, например, те же предприниматели просто не в состоянии уплачивать 43% налогов с заработной платы конкретного работника. Такое налоговое бремя является непомерным для микропредприятий.

Третья причина заключается в развитии производства, создании новых рабочих мест. Мало создать новые налоги или повысить пенсионный возраст, важно понимать, что уплата взносов и налогов возможна только в отношении работающих бизнес-процессов. В случае, если люди перебиваются случайными заработками и не могут найти работу, любые дополнительные налоги будут не эффективны, поскольку не решают ключевую проблему занятости населения.

Еще одна проблема кроется в нестабильности законодательства. Фактически, самозанятые граждане не имеют от государства гарантий того, что они смогут применять налоговые льготы в течение длительного времени. Поясним подробнее, какие льготы можно использовать сегодня.

На сегодняшний день регистрация в новом качестве не обязательна. Она нужна лишь для одной цели – использования льготы по НДФЛ. Льгота предоставляется в отношении доходов от оказания гражданам следующих услуг:

▪          присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

▪          репетиторство;

▪          уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.

Этот перечень может быть расширен законом региона.

Но вот говорить о том, что льготы сохраняться, нельзя. Например, при введении страховых взносов, порог для их начисления составлял 411 000 руб., после достижения этого порога взносы не уплачивались. Но впоследствии ежегодно порог для начисления страховых взносов увеличивался, и в результате сама сумма уплачиваемых взносов росла не основываясь, например, на минимальном размере оплаты труда, который не растет такими стремительными темпами.

Фактически, налогоплательщики не успевают за ростом налогов.

Также в экономических отношениях часто применяется метод «кнута и пряника». И если кнут для самозанятых, которые и так вынуждены постоянно искать возможность получения заработка, – это новые налоги. То «пряник» для них в виде дополнительных гарантий так и не разработан.

В целом можно отметить, что государство фактически перекладывает бремя налогообложения с крупных компаний на самозанятых граждан и физических лиц. Об этом свидетельствуют повышение имущественных налогов, пенсионная реформа, а также споры в отношении введения дополнительных налогов на самозанятых граждан.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться