Какие изменения произошли в Налоговом кодексе РФ. Часть 2

Какие изменения произошли в Налоговом кодексе РФ. Часть 2

С 1.10.2018 при получении аванса налоговые агенты, реализующие имущество по решению суда, посредники, участвующие в расчетах при реализации иностранным лицам, а также посредники – российские перевозчики на железнодорожном транспорте, обязаны предъявить покупателю сумму налога (абз. 2 п. 1 ст. 168 НК РФ).
Консультации / Наталия Спиридонова 08 Сен 2018, 16:00
Какие изменения произошли в Налоговом кодексе РФ. Часть 2

Указанные лица налог исчисляют так же, как и налогоплательщики, согласно ст. 168 НК РФ. Но они не ведут журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Также эти лица не имеют право на вычет сумм налога, уплаченных по этим операциям, но имеют право на вычет этих сумм при возврате этих товаров, а также сумм налога, исчисленных с аванса, и при изменении стоимости товаров, работ услуг (абз. 2 п. 3, абз. 3 п. 5, п. 8, 13 ст. 171 НК РФ).

 С 1.10.2018 на налоговых агентов возлагается обязанность по составлению счета-фактуры, ведению книги покупок и книги продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Ставка 0% НДС

В перечень операций, облагаемых НДС по ставке 0%, с 1.10.2018 добавятся товары, вывезенные с территории РФ на территорию ЕАЭС в предусмотренных Договором ЕАЭС от 29.05.2014 случаях (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. 3 ст. 2 Закона 302-ФЗ).

С 1.10.2018 по ставке 0% облагаются услуги по предоставлению морских судов, судов смешанного (река – море) плавания и услуг членов экипажей таких судов в пользование на определенный срок на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) для целей перевозки (транспортировки) вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров (пп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ).

С 1.10.2018 уточняется порядок подтверждения ставки 0% по НДС. С указанной даты для подтверждения ставки 0% можно представить либо контракт или его копию с иностранной организацией, либо контракт или его копию с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами ЕАЭС (пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ). В связи с чем российские организации с этой даты могут применять ставку 0% по поставкам своим обособленным подразделениям. До 1.10.2018 требовался именно контракт с иностранной организацией, что вызывало трудности при отгрузке товаров российской организацией своим обособленным подразделениям за границей.

Еще один положительный момент Закона 302-ФЗ для экспортеров: с 1.10.2018 не надо представлять копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, для подтверждения ставки 0% по товарам (пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ). Также эти документы не представляются при реэкспорте товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, или полученных в результате такой переработки, включая отходы, а также товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада.

Какие изменения произошли в Налоговом кодексе РФ. Часть 2

Однако копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории ЕАЭС, могут быть истребованы налоговыми органами, если в представленных налогоплательщиком сведениях обнаружатся несоответствия, или если таможенные органы не передали в электронной форме эти сведения. В этом случае у налогоплательщика есть 30 календарных дней для представления истребуемого документа с даты получения соответствующего требования налогового органа (п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

В зависимости от используемого транспорта документы могут быть следующими.

При экспорте (реэкспорте) судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС представляются следующие документы:

·         копия поручения на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки, не представляется при вывозе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции без выгрузки на сухопутную территорию РФ;

·         копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами ЕАЭС.

При экспорте (реэкспорте) воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы ЕАЭС представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами ЕАЭС.

При экспорте (реэкспорте) железнодорожным транспортом истребуемые транспортные документы могут представляться в налоговый орган в электронной форме по утвержденному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего установленным требованиям.

С 1.10.2018 при экспорте товаров в ЕАЭС для подтверждения ставки 0% транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с ЕАЭС, могут не представляться одновременно с налоговой декларацией. Вместо этого в налоговый орган можно представить в электронной форме перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по утвержденной форме с указанием реквизитов таких заявлений (п. 1.3 ст. 165 НК РФ). Однако это не исключает возможность выборочного истребования налоговыми органами транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов в ходе камеральной проверки. Документы представляются в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. В случае непредставления истребованных транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов ставка 0% считается неподтвержденной.

С 1.10.2018 при экспорте товаров через посредников для подтверждения ставки 0%, а также для подтверждения налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров также может быть представлен контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика, с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами. Таким образом, при поставке российской организацией своему обособленному подразделению через посредника сложностей с 1.10.2018 также не должно возникать.

Кроме того, с 1.10.2018 контракты или договора не представляются для подтверждения ставки 0%, если ранее они были представлены. При этом налогоплательщик должен представить уведомление с указанием реквизитов документа, которым были представлены указанные документы, и наименования налогового органа, в который они были представлены (абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ).

С 1.10.2018 при экспорте за пределы ЕАЭС с 20 календарных дней до 30 календарных дней увеличен срок представления истребуемых документов, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры (абз. 15 п. 15 ст. 165 НК РФ). 

Также уточнены требования при экспорте за пределы ЕАЭС: для подтверждения ставки 0% копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия (абз. 17 п. 15 ст. 165 НК РФ). 

Если же сведения о вывозе товаров за пределы ЕАЭС не получены налоговым органом от таможенной службы в рамках электронного обмена данными, то налогоплательщик может представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у налогоплательщика документы, подтверждающие вывоз указанного товара в течение 15 календарных дней со дня получения соответствующего сообщения налогового органа (абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ). Если же экспорт по запросу налогового органа не подтверждается сведениями из таможенного органа, то ставка 0% считается неподтвержденной.

С 1.04.2019 по некоторым операциям транспортные, перевозочные документы, составленные в электронной форме по утвержденному формату, могут заменить иные документы, представляемые для подтверждения ставки 0%. Об это сказано в новом п. 20 ст. 165-ФЗ в редакции Закона 302-ФЗ.

Заявительный порядок возмещения НДС

С декларации по НДС, представленной за IV квартал 2018 года, изменяются требования для возврата НДС в заявительном порядке (п. 10 ст. 2 Закона 302-ФЗ).

Так сумма уплаченных организацией налогов снижается с 7 до 2 млрд. руб (пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Требование к поручителю по уплаченным налогам также снижается с 7 до 2 млрд. руб. (пп. 2 п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ). При этом увеличивается сумма обязательств по поручительствам с 20 до 50% от стоимости чистых активов поручителя.

 Акцизы

Закон 302-ФЗ внес изменения и по акцизам.

Например, с 10 до 2 млрд руб. уменьшена сумма уплаченных налогоплательщиком налогов для применения освобождения от акцизов при экспорте, реэкспорте подакцизных товаров, в предусмотренных пп. 4, 4.1, 4.2 п. 1 ст. 183 НК РФ случаях (п. 2.1 ст. 184 НК РФ). Также уменьшена с 10 до 2 млрд руб. сумма налогов, уплаченных собственником переданных на переработку подакцизных товаров, для применения переработчиком освобождения от представления банковской гарантии.

Кроме того, снижены требования к поручителю по сумме уплаченных налогов: с 10 до 2 млрд руб. А сумма обязательств по поручительствам увеличена с 20 до 50% от стоимости чистых активов поручителя (п. 2.2 ст. 184 НК РФ).

С 1.10.2018 ст. 198 НК РФ дополнена новым п. 7.3, согласно которому налоговый орган при обнаружении несоответствий сведений, поданных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, может истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы ЕАЭС. Налогоплательщику на представлении запрошенных документов отводится 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Перечень конкретных истребуемых документов зависит от вида подакцизного товара.

Закон 302-ФЗ внес и другие изменения в порядок подтверждения экспорта подакцизных товаров. Изменения весьма схожи с изменениями порядка подтверждения ставки 0% по НДС.

Пониженные ставки налога на прибыль в субъект РФ

С 1.01.2019 субъект РФ может установить пониженные ставки налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет этого субъекта РФ, для отдельных категорий налогоплательщиков только в случаях, прямо предусмотренных гл. 25 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ).

Однако установленные до 1.01.2018 пониженные ставки налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет субъектов РФ, будут действовать до окончания срока их действия (абз. 5 п. 1 ст. 284 НК РФ). Но в любом случае их действие заканчивается не позднее 1.01.2023. При этом субъекты РФ вправе их повысить на налоговые периоды 2019–2022 годов.

Движимое имущество больше не объект

Еще одним глобальным изменением, внесенным Законом 302-ФЗ, является изменение по налогу на имущество организаций. Закон 302-ФЗ поставил точку в вопросе налогообложения налогом на имущество организаций движимого имущества.

Так, с 1.01.2015 от налога на имущество организации освобождалось движимое имущество, принятое на учет с 1.01.2013. Исключение составляло движимое имущество, принятое на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, либо передачи или приобретения у взаимозависимого лицам (п. 25 ст. 381 НКРФ.

С 1.01 2018 вопрос освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций движимого имущества отдано на откуп субъектам РФ (ст. 381.1 НК РФ).

Не прошло и года, как законодатели придумали новое: движимое имущество решили не облагать налогом на имущество организаций совсем. С 1.01.2019 движимое имущество исключено из объекта налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ). Поэтому в гл. 30 НК РФ внесены изменения в ряд статей, суть которых сводится к исключению из них упоминания движимого имущества.

НДФЛ

Федеральный закон от 3.07.2018 №179-ФЗ «О внесении изменения в ст. 217 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации» дополнил перечень необлагаемых НДФЛ доходов. К таким доходам причислены доходы, получаемые от реализации макулатуры, образующейся у физических лиц в быту и принадлежащей им на праве собственности (п. 17.3 ст. 217 НК РФ). Изменения применяются с 1.01.2019.

Федеральный закон от 19.07.2018 №200-ФЗ «О внесении изменений в ст. 210 и 214.1 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №200-ФЗ) внес изменения в порядок определения налоговой базы по НДФЛ при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте.

По общему правилу, доходы либо расходы в иностранной валюте, учитываемые при налогообложении в соответствии со ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 218–221 НК РФ, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату фактического получения указанных доходов либо на дату фактического осуществления расходов. Закон №200-ФЗ предусмотрел, что поименованный порядок применяется, если не установлено иное.

Иной порядок Законом №200-ФЗ устанавливается для облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте, в целях увеличения их инвестиционной привлекательности в условиях нестабильности курса рубля по отношения к иностранным валютам.

Поэтому с 1.01.2019 расходы при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте, определяются по курсу иностранной валюты, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения доходов от их реализации или погашения (п. 13 ст. 214.1 НК РФ).

Также уточняется, что если при приобретении облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте, расчеты произведены в рублях, согласно условиям их выпуска, то при их погашении или реализации расходы определяются как произведение стоимости облигаций в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату приобретения и курса иностранной валюты, установленной ЦБ РФ на дату их реализации или погашения.

Единый налоговый платеж по имущественным налогам физлиц

Благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.07.2018 №232-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» (далее – Закон 232-ФЗ), с 1.01.2019 физическое лицо может уплатить единый налоговый платеж в счет уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Закон дополнил НК РФ новой ст. 45.1.

За физическое лицо единый налоговый платеж может уплатить и третье лицо. При этмо такое третье лицо не вправе требовать возврата этого платежа из бюджета.

А вот сам налогоплательщик – физическое лицо вправе вернуть единый налоговый платеж, если налоговым органом не принято решение о зачете этих сумм в счет предстоящих платежей по соответствующим налогам либо в счет погашения недоимки, пеней и процентов (п. 7 ст. 45.1 НК РФ). Возврат денег осуществляется по заявлению налогоплательщика – физического лица в течение одного месяца со дня получения такого заявления. В случае нарушения срока возврата налоговый орган начисляет проценты на несвоевременно возвращенные суммы.

Платить налог физическое лицо с 1.01.2019 может через МФЦ (п. 4 ст. 58 НК РФ).

***

Как видим, нынешнее лето подготовило немало изменений в НК РФ. Это не все изменения в НК РФ. В статье рассмотрены наиболее важные и интересные.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться