Вопрос недели: Госбанкам надоело быть банками?

Вопрос недели: Госбанкам надоело быть банками?

Сбербанк и ВТБ по поручению правительства создают собственную авиакомпанию, которая по плану должна войти в число крупнейших в России. Ее специализацией будут региональные перевозки. Это нужно для выполнения майского указа Путина, требующего довести долю авиаперевозок без пересадки в Москве до 50% (в 2017 году – 23%).
Мнения лидеров / Андрей Нечаев 27 Окт 2018, 20:07
Вопрос недели: Госбанкам надоело быть банками?

Проект наверняка потребует госсубсидий, поскольку сейчас региональные перевозки в России убыточны. Крупные компании покрывают эти убытки за счет прибыльных международных перевозок. Небольшие региональные авиаперевозчики выживают за счет господдержки. Замечу, что ситуация была аналогичной и во времена СССР. Представление о масштабах затрат на запуск проекта дает оценка Росавиаций расходов на выполнение этой части указа в целом: 182 млрд руб. за 6 лет.

Безусловно, развивать региональные авиаперевозки нужно. Только зачем навязывать банкам непрофильный и заведомо убыточный проект? Их и так приходится регулярно финансово поддерживать из госбюджета и средств Центробанка. Логичнее было бы выделить те же деньги частным авиакомпаниям, сделав для них региональные перевозки финансово привлекательными.

Нужно заметить, что два крупнейших отечественных банка все больше превращаются из кредитных организаций в многопрофильные холдинги. Последнее ожидаемое непрофильное приобретение Сбербанка – покупка крупного пакета в компании «Яндекс». По замыслу «Яндекс» должен стать базой для современной гигантской финансовой платформы, создаваемой банком. Правда, пока инвесторы замысел не одобрили, и акции «Яндекса» упали.

Наверное, подобное амбициозное расширение поля деятельности можно было бы приветствовать, если бы у Сбербанка все было идеально с точки зрения выполнения его базовых, чисто банковских функций. Нельзя забывать и о том, что Сбербанк уже несет социальную нагрузку, сохраняя часто убыточные отделения в малых городах, которые иначе остались бы без банковских услуг.

Отдельный вопрос – нужно ли держать цены на авиабилеты, не обеспечивающие рентабельность перевозчикам? Ведь через этот механизм скрытую поддержку получают и вполне состоятельные граждане, способные покупать билеты по рыночным ценам. Логичнее было бы субсидировать малоимущих напрямую, как это делается, например, при оплате услуг ЖКХ.

Адресная социальная помощь – одна из наиболее сложных проблем экономической политики. Впервые эту задачу поставило перед собой еще правительство Ельцина – Гайдара, унаследовавшее от СССР систему универсальных общих льгот, на заре рыночной экономики. За минувшие почти 30 лет продвижение страны в ее решении можно отметить лишь по небольшому числу направлений.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться