Вопрос недели: как ускорить рост ВВП?

Вопрос недели: как ускорить рост ВВП?

Удастся ли нашим властям выполнить задачу Президента по вхождению России через несколько лет в пятерку крупнейших экономик мира? Анализ текущей экономической политики заставляет в этом усомниться.
Мнения лидеров / Борис Титов 10 Ноя 2018, 14:00
Вопрос недели: как ускорить рост ВВП?

И Центробанк, и Минэкономразвития прогнозируют очень незначительный рост ВВП в ближайшие два года. И одновременно с этим, что парадоксально, принимаются решения, которые еще больше замедляют этот рост. Более того, эти решения ставят под угрозу и другую задачу, обозначенную Путиным - сохранение инфляции, на уровне, не превышающем 4%.

Ведь Банк России сам признает, что инфляция у нас в значительной степени имеет немонетарный характер. То есть зависит она не столько от динамики спроса и предложения, сколько от курса рубля, стоимости кредитов, уровня инфраструктурных тарифов, общей степени монополизации рынков.  

Однако предлагаемые рецепты этого обстоятельства отчего-то не учитывают. ЦБ оставил ключевую ставку на уровне 7,5%, объяснив это как раз ожиданиями по ускорению инфляции до 5-5,5% и снижению темпов роста ВВП до 1,2-1,7%. Но высокая ставка еще сильнее давит на и без того невысокий инвестиционный и потребительский спрос. А ведь для того, чтобы выбраться из «инвестиционной ямы», объем инвестиций нужно наращивать на 8-10% в год.

Из-за чего инфляция растет на самом деле?

Во-первых, из-за падения курса рубля. Минфин в первой половине этого года скупил на открытом рынке немало валюты – в результате курс рубля не укрепился даже при росте цены нефти. Ведь ослабленный рубль для Минфина выгоден – так увеличиваются номинальные доходы бюджета. Однако это же обстоятельство сильнее всего разгоняет и инфляцию. И через импорт товаров, и через трансляцию во внутреннюю ценовую динамику конъюнктуры мировых товарных рынков. С начала 2018 года внутренние цены на моторное топливо, металлургическую и химическую продукцию увеличились кратно выше, чем цены на продукцию конечных производителей.

Во-вторых, из-за повышения НДС. Основная нагрузка, правда, ляжет на обеспеченных граждан, поскольку льготная ставка НДС на продукты питания, лекарства и детские товары сохранится. Однако государству придется компенсировать социально защищенным категориям граждан повышение этого налога в сфере ЖКХ, платной медицины и образования.

В-третьих, из-за роста тарифов инфраструктурных монополий. В 2019 году они должны увеличиться меньше, чем базовая инфляция, однако ряд действий монополистов влияет на инфляцию намного активнее. Например, во многих регионах сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электроэнергии выросли в несколько раз. В результате потребителям придется платить за электричество на несколько десятков процентов больше.

На инфляцию окажут влияние и события, происходящие сейчас в строительной отрасли. Запрет на долевое строительство и новые условия финансирования строительных проектов неизбежно скажутся на ценах, особенно в условиях возможного очередного повышения ключевой ставки.

По расчетам Института экономики роста им. Столыпина П.А., все описанные факторы могут повысить инфляцию не менее чем на 5,1%. Это намного выше 4%, которые обозначены ориентиром. Ответом на такое ускорение инфляции может стать дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики. За это, соответственно, придется заплатить еще более низкими параметрами спроса и, следовательно, экономической динамики.

При всем этом оценка нефтегазовых доходов явно занижена. Общий объем дополнительного финансирования, которое в 2019-2021 годах может быть направлено на повышение конечного спроса через государственное потребление, инвестиции и повышение спроса домохозяйств при росте пенсий и заработной платы, может составить около 6,5 трлн. руб. В этом случае, с учетом мультипликативного эффекта, прирост ВВП за три года составил бы более 5 трлн. руб., что обеспечило бы ускорение динамики ВВП на 0.5 п.п. (против 0.1-0.2 п.п. при реализации текущей версии бюджетной политики).

Единственный выход из ситуации – это единая стратегия, направленная не только на балансирование бюджета, но и на стимулирование конкуренции, диверсификацию экономики, развитие импортозамещения. Только тогда задачи, поставленные Президентом, окажутся реализуемыми.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться