Вопрос недели: Как выйти из бензинового тупика?

Вопрос недели: Как выйти из бензинового тупика?

Существует версия, согласно которой в росте цен на моторное топливо виноваты неуемные аппетиты нефтяных компаний. Но так ли это?
Мнения лидеров / Александр Широв 16 Дек 2018, 18:00
Вопрос недели: Как выйти из бензинового тупика?

В стране существует система формирования внутренних цен на бензин и дизельное топливо. Она связана с изменением цен на нефть в мире, однако устроена так, что эти колебания должны компенсироваться для российских потребителей. В этом году эта система дала сбой. Прежде всего, несмотря на рост цен на нефть в первые 8 месяцев, мы не увидели соответствующего укрепления курса рубля. Если бы такое укрепление рубля произошло, то рублевая стоимость барреля нефти не смогла бы за год вырасти почти в два раза (с отметки в 2600 руб. в июне 2017 года до почти 5000 тыс. руб. в августе 2018-ого), а соответственно, не было бы столь сильного импульса к росту цен в оптовом звене торговли нефтепродуктами.

Правительство отреагировало на сложившуюся ситуацию мерами административного характера, потребовав у крупнейших производителей нефтепродуктов зафиксировать цены на АЗС. Но так как цены на нефть после этого решения снизились, то получилась ситуация, при которой замороженные цены могут оказаться выше тех, которые могли бы сформироваться при свободном ценообразовании. Ручное управление будет формировать дополнительную привлекательность для нефтяных компаний экспорта, что затем может негативно сказаться на внутреннем рынке.

Однако нефтяная отрасль не ограничивается крупными компаниями. Торговля моторным топливом осуществляется рядом независимых АЗС, которые вынуждены покупать топливо по более высоким ценам. Независимые продавцы несут убытки и вынуждены поднимать цены на своих заправках или уходить с рынка.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что российский рынок нефтепродуктов разбалансирован. Сложившаяся система ценообразования не выполняет главной задачи: не позволяет обеспечивать внутренних потребителей топливом по приемлемым ценам. В этих условиях требуется изменение механизмов регулирования внутренних цен, обеспечивающих баланс интересов государства, бизнеса и населения.

С нового года условия игры изменятся, будет введен механизм обратного акциза на моторное топливо для нефтяных компаний, но, одновременно с этим, будет повышен НДС и прямой акциз на моторное топливо. Возможно, что в течение некоторого времени цены удастся сдерживать, но веры в то, что новая, чрезвычайно сложная система регулирования цен позволит снять напряжение на внутреннем рынке моторного топлива, нет.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться