На какие запросы общества ответил президент Владимир Путин?

На какие запросы общества ответил президент Владимир Путин?

Как и каждое хорошо подготовленное, содержательное выступление, Послание президента Путина Федеральному Собранию было ответом на вопросы, которые задавала реальность, и задавало российское общество.
Мнения лидеров / Сергей Марков 22 Фев 2019, 12:40
На какие запросы общества ответил президент Владимир Путин?

Главным был вопрос о снижении рейтинга Владимира Путина, которое наблюдается все последние месяцы, особенно после непродуманной пенсионной реформы. Рейтинг доверия главы государства является исключительно важным для российской политической системы, сконцентрированной вокруг фигуры президента и лидера страны.

Поэтому политическая программа президента была направлена на освещение вызовов, связанных с падением его рейтинга. Важнейший негативный феномен, проявившийся после пенсионной реформы, заключается в потере доверия у населения к обещаниям руководства страны. В качестве ответа была выбрана стилистика Послания, когда вместо общих обещаний были избраны предельно конкретные действия по проблематике: озвученные предложения президента приняли не форму каких-то политических заявлений, а распоряжений, адресованных Правительству и различным министерствам для дальнейшего исполнения. Четко и конкретно изложенные фиксированные цифры бюджетов и сроков были направлены на ясно обозначенные социальные группы, которых коснутся эти не предложения, а де-факто распоряжения президента.

Кстати, эта конкретика соответствовала и другому важному социальному ожиданию населения – ностальгии по советскому стилю руководства, когда руководство страны реализовывало мощные патерналистские социальные программы и, с другой стороны, генсеки КПСС выступали не с предложениями и не с обещаниями, а с конкретными планами. Именно поэтому у всех была уверенность, что эти планы будут реализованы, потому что эти планы были очень конкретными. Таким образом, Послание президента напоминало по стилистике выступления советских лидеров, и это было тем, что очень ожидается всем населением и, в том числе, ядерным электоратом и базой поддержки Владимира Путина.

В соответствии с социологией важнейшая ценность для россиян – это семья, поэтому именно укрепление семьи было первой и самой важной темой президентского послания. Укрепление семьи было сконцентрировано вокруг детей, а опять же, с точки зрения социологии, большинство граждан страны предпочитают жить не столько для себя, сколько для лучшей жизни своих детей, поэтому это было филигранно точное попадание в общественный запрос большинства населения.

Также известно, что демографическая проблема относится к числу тех, которые вызывают наибольшую личную озабоченность у Владимира Путина. Он неоднократно высказывал свое беспокойство по поводу сокращения населения России и его малой численности для такой большой территории, и увеличение числа граждан России является одним из его приоритетов на протяжении всего времени. Владимир Путин даже гордится, что благодаря его политике удалось переломить тенденцию на депопуляцию и начать процесс увеличения населения страны.

При этом, новые демографические инициативы Владимира Путина оказались сконцентрированы, в основном, вокруг ключевой проблемы, из-за чего, собственно, не рожают детей. Это проблема доходов и жилищных условий. Поэтому предложены различные программы улучшения финансового состояния семей в случае рождения детей. Кроме того, серьезные преобразования сконцентрированы для улучшения жилищной проблемы путем ипотеки. 

Здесь надо сказать, что обозначаются экономические игроки, которые выигрывают от этого послания президента. Это, прежде всего, традиционно банки и застройщики. Вообще говоря, банки и застройщики являются любимцами российской исполнительной власти на протяжении многих лет, поскольку, прежде всего, именно они генерируют большие и свободные денежные потоки, которыми можно легко распоряжаться. Но, так или иначе, в результате этих преобразований в выигрыше окажутся банки, поскольку будут существенные вливания из госбюджета в программы ипотеки. Кроме того, в выигрыше окажутся застройщики, поскольку будут увеличены различным образом выплаты из госбюджета на жилье и снижены налоги и для самих застройщиков. 

В качестве главной аргументации представлено то, что застройщики должны проводить комплексную застройку: не только строить жилье, но и строить социальную инфраструктуру, например, детские сады и ясли. При этом очевидно, что все-таки бюджеты разных уровней будут оплачивать застройщикам строительство социальной инфраструктуры.

Еще одна проблема, которая, очевидно, волнует многих россиян – это застойная бедность нескольких десятков миллионов человек. Никогда невозможно сказать, сколько существует бедных, потому что их количество в огромной степени зависит от методов вычисления бедности. Кстати сказать, зная, видимо, о том, что будут новые программы помощи бедным, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что будут серьезные пересмотры методики определения, кто является бедным человеком, и концентрироваться они будут не вокруг доходов, которые не всегда можно оценить, а вокруг расходов граждан. 

Для преодоления бедности, конечно, главным инструментом должен являться экономический рост. Пока обещать экономический рост гражданам президент не может, поскольку финансово-экономический блок Правительства во многом не может обеспечить этот рост и все концентрируется вокруг цифры 1%, которая близка, собственно, к статистической погрешности.

В этих условиях президент предлагает поддерживать бедных ни путем стимулирования экономического роста, а путем государственных социальных технологий, и в качестве новой такой технологии предлагается социальный контракт. Суть его заключается в том, что государственные структуры пытаются вникнуть в положение каждого человека, оказавшегося в ситуации бедности, помогают сформировать ему стратегию выхода из бедности и при этом финансируют отчасти эту стратегию выхода из бедности. Речь идет, в частности, о переквалификации людей, которые могут работать, на какую-то более востребованную региональным рынком профессию, а также о помощи в создании подсобного хозяйства для того, чтобы человек мог зарабатывать в рамках мелкотоварного сельскохозяйственного производства. Хотя эта социальная технология, которая была предложена президентом, сформулирована им на основе опыта ряда российских регионов, где она успешно работает, тем не менее для большинства регионов эта технология окажется новаторсткой, им придется осваивать этот социальный контракт. 

Кстати, в реализации технологии этого социального контракта свою роль могут найти себя простаивающие и находящиеся, по сути дела, в полном анабиозе, общественно-политические организации. Прежде всего, политические партии и провластные движения, такие как «Общероссийский народный фронт». Для них здесь открывается широчайшее поле работы в сотрудничестве с властями и, одновременно, в контакте с населением.

Согласно той же социологии среди социальных институтов, связанных с жизнью большинства граждан, наибольшее недовольство у них вызывает работа системы здравоохранения. Не потому что врачи плохие, а потому, что оно очень серьезно недофинансируется. Плюс страховую систему нельзя считать самой удачной, и происходит ее постепенная коммерциализация. Но это большие стратегические проблемы. А конкретно граждане недовольны тем, что они стоят в очень долгих, зачастую многомесячных очередях к врачам, не могут записаться к специалистам, а также тем, что в ряде малых населенных пунктов были ликвидированы фельдшерские и акушерские пункты. 

Соответственно, президент дал свой ответ на эту критику. Во-первых, ликвидированные фельдшерские и акушерские пункты будут восстановлены, и обещано, что к 2020 году не останется ни одного населенного пункта без врачебной помощи. Хотя здесь прямо напрашивалось наказать тех чиновников, которые в свое время принимали такие решения, что и привело к закрытию фельдшерско-акушерских пунктов. Но президент традиционно не любит репрессии против чиновников, хотя они очень популярны. Видимо, считает, что рейтинг еще достаточно высок. Кроме того, предложена широкая программа борьбы с раковыми заболеваниями, которая включает в себя строительство сети новых мощных онкологических центров и более системную профилактику онкологических заболеваний, что, прежде всего, означает более тщательную диспансеризацию для выявления рака не на второй, третьей или четвертой стадии, а на первой. 

Собственно, это соответствует всем современным тенденциям развития медицины, и поэтому, конечно, встретит поддержку населения. Что же касается ликвидации очередей, президент пока не решился на программу увеличения числа врачей или дебюрократизацию работы врачей, прежде всего, через увеличение корпуса медсестер, а предложил использовать позитивный опыт поликлиник, которые могли бы обеспечивать помощь за счет очень четкого регулирования очередей благодаря использованию цифровых методов.

Что действительно может коснуться рядовых граждан и значительно снизить очереди в поликлиниках, так это достаточно конкретные предложения президента, касающиеся того, что поликлиники должны увеличить продолжительность времени своей работы, в том числе больше работать по вечерам и в выходные, чтобы люди могли не отпрашиваться с работы и заниматься диспансеризацией в нерабочее время. 

Кроме того, заявлено об интересной программе обучения медицинским навыкам родственников больных, в том числе, тяжелобольных. Видимо, речь идет о простейших навыках, например, как сделать укол или подключить какой-либо прибор. Сама по себе это очень интересная программа, которая может коснуться миллионов людей.

Что касается макроэкономической политики, то, по сути, заявлено о том, что она останется неизменной. Существует огромная критика чрезмерно консервативной политики финансового блока, которая приводит к тому, что кредиты очень дорогие и вместо того, чтобы вкладывать деньги от продажи нефти и газа в российскую экономику, Правительство прячет эти деньги в американские ценные бумаги. Президент в этом споре прямо защитил Центробанк и Министерство Финансов. Похвалил их, что они поставили рекорд: впервые золотовалютные резервы России превысили все долги. Кроме того, было заявлено, что деньги лежат в западных банках и ценных бумагах и не бесплатно – они тоже приносят какой-то доход в бюджет. Думаю, что это заявление вызовет наибольшую критику, но оно является продолжением сверхконсервативной финансовой политики, которая действительно обескровливает российскую экономику, но, видимо, отвечает желанию президента лишний раз не рисковать.

Более того, президент дал поручение Центральному Банку вернуть инфляцию в рамки заданных параметров, то есть еще раз подтвердил политику таргетирования инфляции. Эта политика, конечно, вызывает очень большую критику, президент прямо сказал, что есть такая критика, но при этом она очень выгодна банковскому сообществу и влияние банковского сообщества на российский финансово-экономический блок является определяющим.

Что касается большой экономики, то было несколько очень интересных положений в Послании президента. Первое, которое вызвало наибольший интерес, это замечание о том, что бизнес не должен ходить все время под статьей, если этот бизнес пытается стать честным. Это огромная проблема. Президент сконцентрировался на злоупотреблениях со стороны правоохранительных органов, которые действуют зачастую в условиях конкурентов тех бизнесменов, против которых они открывают дела и которых они месяцами держат в заключении, при этом не вызывая на допросы. Здесь есть еще одна проблема, которой пока не коснулся президент, но которой, по всей видимости, он коснется в будущем. Это чрезмерная запутанность и усложненность административно-бюрократических процедур. 

В свое время правительство Италии создало специальную государственную комиссию по упрощению законодательства, и руководил ею политик в ранге вице-премьера. По всей видимости, нам тоже нужно создавать такую специальную комиссию по упрощению законодательства. Настолько сложными и противоречивыми друг другу являются административные указания, что, видимо, невозможно заниматься активной экономической деятельностью, не нарушая их. Конечно, эти замечания президента вызвали энтузиазм у бизнеса.

Еще одна вещь, которая вызвала энтузиазм, безусловно, у меня, это явный акцент Владимира Путина на цифровизацию российской экономики и, между прочим, социальной сферы тоже – то есть цифровизацию всего российского общества и социума. Надо сказать, что, вообще говоря, в цифровизации Россия не является отстающей в мире. Известно, например, что доступность Wi-Fi в общественных местах в России по сравнению со многими европейскими странами значительно лучше, также неплохо действует система электронного Правительства. Но здесь, конечно, нереализованных возможностей значительно больше, чем того, что уже сделано. 

И это постоянное настойчивое требование Владимира Путина проводить цифровизацию отвечает позитивным настроениям ряда структур исполнительной власти и может иметь значительный эффект для российской экономики. Цифровизация в России идет и уже достигла больших успехов, она будет продолжена и во многом может стать тем рычагом, за счет которого мы сможем выйти на траекторию роста и развивать высокотехнологичные сектора экономки.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться