Как сделать цели долгосрочной стратегии выполнимыми

Как сделать цели долгосрочной стратегии выполнимыми

02.12.2012
Как сделать цели долгосрочной стратегии выполнимыми
Задать вопрос

«Стратегия 2020» уже потихоньку выходит из моды. И не потому, что от нее отворачиваются во властных кабинетах, а потому, что к самому документу немало технологических претензий. Заявив цели, он далеко не всегда выстроил четкий маршрут их достижения. Иначе сегодня не возникали бы острые вопросы отстройки системы контроля за действиями исполнительной власти, которые ставят и президент Владимир Путин, и премьер Дмитрий Медведев. Да и спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин, призывая законодательно закрепить процедуру долгосрочного стратегического планирования, явно не опирается на «Стратегию 2020», потому что там такого подхода нет.

Между тем есть документы, в которых стратегия выступает в виде как целей, так и совершенно четкого алгоритма их достижения, отвечающие не только на вопрос: «Что нужно достичь», но и на не менее важный вопрос: «Как это сделать?»

Указ «О долгосрочной государственной экономической политике»

Одним из первых указов президента РФ Владимира Путина был указ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

В частности, в нем говорится: «В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей:

а) создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов — к 2018 году;

в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й — в 2015 году и до 20-й — в 2018 году.

2. Правительству Российской Федера­ции:

а) в области стратегического планирования социально-экономического развития:

утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;

подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики;

Следует подчеркнуть, что приведенные в указе показатели не в полной мере отражают возможности достижения устойчивого экономического роста.

Некоторые из них трудно измеряемы, в частности показатель «создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных мест». В официальной статистике Росстата по рынку труда России нет такого показателя.

В показателе «увеличение объема инвестиций» непонятно, о каких конкретно инвестициях идет речь. Если это инвестиции в основной капитал, то учитываются ли в этом показателе иностранные инвестиции в форме прямых, портфельных и других видов инвестиций.

Отдельные показатели представляются практически недостижимыми. Это относится к показателю «повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120 места до 20 места в 2018 г.».

В 2012 г. Россия по указанному показателю переместилась со 120 на 112 место из 185 обследованных стран. Если учесть, что такой темп изменения условий бизнеса в России сохранится, то чтобы достичь заданного 20 места, потребуется не менее 10 лет.

Совершенно очевидно, что кардинально поменять инвестиционный климат в стране за 6 лет невозможно. Кроме того, оценку инвестиционного климата дают иностранные эксперты.

Приведенные показатели имеют разные временные рамки достижения обозначенных результатов (2015 г., 2018 г., 2020 г.).

В указе ничего не говорится о Стратегии развития экономики России до 2020 г. (Стратегия — 2020), которая активно разрабатывалась и публично обсуждалась перед президентскими выборами в конце 2011 г.

Вместо стратегии правительству предложено «утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивающие достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа».

Отмеченные явные нестыковки и недоработки в указе свидетельствуют о том, что до сих пор в России фактически нет внятной и согласованной долгосрочной государственной экономической политики и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, концепции перевода экономики на модель устойчивого развития.

В развитие этого указа был подписан еще один указ 11 июля 2012 г. «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России».

В состав комиссии вошли 36 высших государственных чиновников, которым предстоит контролировать выполнение показателей, многие из которых априори недостижимы, другие трудно поддаются расчету и мониторингу.

В данной статье автор предлагает системный подход к решению поставленной президентом России задачи обеспечения устойчивости экономического роста с учетом теории и практики стратегического управления.

Понятие устойчивости экономического развития

Глобальный финансово-экономический кризис еще раз наглядно показал, что основными условиями успешного социально-экономического развития всех без исключения государств мира является устойчивость и стабильность экономической системы.

Термин «устойчивость» рассматривается в двух аспектах:

в широком смысле — как концепция развития мировой экономики, которая сформировалась в конце 1960-х годов прошлого столетия и имеет ярко выраженный экологический приоритет;в узком смысле — как динамическое равновесие экономической системы.

Суть концепции устойчивого развития заключается в том, что рост экономики на страновом и глобальном уровне должен вписываться в пределы ресурсных и экологических возможностей планеты.

Это обусловлено, в частности, тем, что наша планета развивается во времени без увеличения размеров и существующих природных ресурсов.

Поэтому вместо хаотичного беспредельного роста необходимо сбалансированное устойчивое развитие как отдельных стран, так и глобальной экономики.

Глобальная экономика в качестве подсистемы конечной и нерастущей Земли должна принять эту модель развития, так как нет пределов экономического развития, но есть пределы экономического роста.

В экономической науке устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия. Различают равновесие статическое и динамическое.

При статическом равновесии экономика, достигнув определенного предела использования всех факторов производства, материальных и людских ресурсов, практически не развивается.

При динамическом равновесии эффективное использование всех видов ресурсов обеспечивает не только непрерывность процесса воспроизводства в возрастающих масштабах, но и качественное изменение структуры и пропорций экономической системы.

Достижение и удержание динамичного равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших стратегических макроэкономических задач.

Устойчивость экономической системы можно определить, как ее способность сохранять постоянство в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды, а также спонтанных, случайных или преднамеренных трансформаций.

Потеря устойчивости экономической системы может произойти по следующим причинам:

изменения основных параметров и показателей функционирования системы (бифуркация);нарушения сложившихся связей в системе, изменение ее внутренней структуры;длительное сильное внешнее воздействие на систему негативных экономических тенденций.

Если экономическая система находится в состоянии устойчивого динамичного равновесия, то при возмущениях внешней среды, нарушающих его, через определенный промежуток времени она должна возвращаться к своему первоначальному состоянию.

Как показал последний глобальный финансово-экономический кризис, такой способностью в мире обладает лишь небольшое количество стран, которые в достаточно короткие сроки смогли восстановить экономический рост.

Стратегия устойчивого развития — цели и задачи

Для перехода на модель устойчивого развития необходима стратегия развития.

Как показывает мировой опыт, эффективность разработки и реализации стратегии экономического развития во многом зависит от определения:

основных стратегических целей и вытекающих из них тактических задач;программ и проектов по достижению стратегических целей;источников и ресурсов достижения поставленных ориентиров;эффективного контроля за ходом реализации стратегии.

Обоснованная и понятная модель стратегии не только облегчит принятие целей стратегии гражданским обществом, но и позволит значительно повысить эффективность государственного управления.

Для России основной стратегической целью на период до 2020 г. должно стать создание социально ориентированного государства с устойчивой, динамичной саморегулирующейся экономикой.

Для достижения основной стратегической цели необходимо обеспечить решение следующих важных первоочередных задач:

диверсифицировать экономику и повысить ее конкурентоспособность;улучшить деловой и инвестиционный климат;ликвидировать бедность и снизить уровень дифференциации доходов;сократить масштабы коррупции;повысить качество и эффективность государственного управления;повысить экологическую ответственность и энергоэффективность экономики.

Очевидно, невозможно достичь того, что нельзя измерить. Поэтому для реализации к 2020 г. поставленных задач должны быть определены и таргетированы основные целевые показатели устойчивого социально-экономического развития России.

Система сбалансированных показателей устойчивого развития

Как говорил один из классиков современного менеджмента Питер Друкер: «Нет бедных и богатых стран, а есть плохо и хорошо управляемые страны».

В настоящее время в мировой практике наиболее эффективным инструментом реализации стратегии является система сбалансированных показателей (ССП).

Система сбалансированных показателей позволяет увязать стратегические цели и показатели, измеряющие степень их достижения, определять и отслеживать причинно-следственные связи между ними.

Название системы отражает то равновесие или баланс, который может быть достигнут между:

долгосрочными и краткосрочными целями стратегии;финансовыми и нефинансовыми показателями;показателями верхнего и нижнего иерархического уровней;основными и вспомогательными индикаторами;внутренними и внешними источниками и факторами развития.

Основными элементами ССП являются ключевые показатели эффективности (КПЭ) и стратегическая карта.

Ключевые показатели эффективности

Ключевые показатели эффективности (КПЭ) в ССП должны быть измеримы и формализованы в единой системе отчетности.

Количество показателей должно быть ограничено. Невозможно принимать эффективные управленческие решения на основании анализа слишком большого количества показателей.

Ключевые показатели эффективности, включаемые в ССП устойчивого развития, должны отвечать следующим критериям:

быть относительно простыми и однозначными в интерпретации;иметь оптимальные, пороговые, критические значения для сравнения и оценки;иметь возможность сравнительной оценки во временной динамике;быть обновляемыми на регулярной основе; быть репрезентативными для международных сопоставлений; иметь возможность включения в экономико-математические модели, информационные системы и системы прогнозирования;быть сопоставимыми на федеральном и региональном уровнях.

Для достижения стратегических целей и задач экономического развития России до 2020 г. определены следующие показатели эффективности устойчивого развития.

Указанные показатели определялись экспертным путем с учетом различных официальных прогнозов социально-экономического развития России и прогнозов международных финансовых организаций.

Для каждого КПЭ должен быть сформирован паспорт, содержащий ряд параметров рассматриваемого показателя:

наименование (или код);единица измерения;периодичность и условия определения значений;описание и методика расчета;источники информации;порядок сбора информации и расчета значений;список отчетных форм, в которых используется показатель;министерство (ведомство), ответственное за определение значений и выполнение показателя;стратегические инициативы (государственные программы, федеральные целевые программы, проекты, мероприятия), направленные на достижение целевого значения показателей.

Владимир Андрианов

Таблица 1.  Основные целевые стратегические показатели устойчивого развития экономики России до 2020 г.

Таблица 2. Ключевые показатели эффективности устойчивого развития экономики России до 2020 г.