Как реформировать государство

Как реформировать государство

22.04.2017
Как реформировать государство
Задать вопрос

В Высшей школе экономики прошла ежегодная апрельская конференция, в которой традиционно приняли участие первые лица российских экономических ведомств. И не только. Главных тем, как и следовало ожидать, было две: текущее состояние экономики и задачи обновления существующей экономической модели.

Две ступени

На подобных конференциях ожидания услышать что-то принципиально новое часто не оправдываются. Но на этот раз было не так.

Для любителей острых ощущений был спор о том, насколько российская экономика и федеральный бюджет продолжают зависеть от нефти. Этот спор, впрочем, интересен не столько сам по себе, сколько как отражение того, как сами политики от экономики видят и оценивают ситуацию.

Министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что неф­тезависимость сокращается. Но остался в меньшинстве. Истина, конечно, не находится голосованием, но спор выявил одну принципиальную черту. Можно делать выводы о зависимости бюджета от нефтедоходов на разных фазах состояния цен. Цифры, кстати, на конференции и непосредственно перед ней приводились разные, позволяющие делать противоположные выводы. Но важны не только они.

Как обеспечить большую независимость от нефтяных цен, ответ дан уже достаточно давно. Он состоит из двух ступеней. Первая – это создание резервных фондов, подушки безопасности бюджета. С этим в принципе все ясно. Вторая ступень гораздо круче. Это развитие конкурентоспособных производств и расширение несырьевого экспорта. Первая ступень уже апробирована, она, в частности, обеспечила относительно социально безболезненное прохождение кризиса 2009 г. Но возврата к прежним высотам цен на нефть не прогнозируется, значит, и новая подушка безопасности будет потверже. Что же касается второй ступени, то она еще толком не построена. Отсюда вывод: можно называть любые цифры, но пока говорить о решительном прогрессе в деле снижения зависимости федерального бюджета и экономики в целом от нефтяной конъюнктуры преждевременно.

Новая модель

Спор о степени нефтезависимости был «разогревом». Дальше было гораздо интереснее. О стратегических задачах на конференции говорил прежде всего председатель совета фонда Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Он считает, что максимальный «рывок», который разумно ждать от российской экономики – это выход на годовые темпы роста экономики в 3–3,6% с 2018 г.

Этот показатель не поражает воображение и в принципе остается на уровне среднемировых. Но для его достижения необходимы те самые структурные реформы. Их расшифровка от Кудрина прозвучала так.

Во-первых, необходимо снизить чрезвычайно высокую зависимость российской экономики от нефти и перейти к новой модели роста. «К более структурным причинам я отношу и чрезвычайную зависимость нашей экономики от нефти, – считает Кудрин. – Поэтому пока цена будет на нефть низкая, у нас не будет роста. Поэтому, пока цена на нефть будет низкая, у нас будут низкие темпы роста: мы не перешли от старой модели работы нашей экономики, новая не появилась. Поэтому зависимость нашей экономики остается достаточно высокой».

Во-вторых, необходимо провести судебную реформу.

В-третьих, модернизировать государственное управление для фокусировки задач, распределения ресурсов.

Масштаб заявленных задач очень велик. Соответственно надежда на достижение целевых темпов роста зыбка.

Зато, по сути, поставлен малоутешительный диагноз состоянию не только экономики, но и общества, и государства. Алексей Кудрин обобщил: низкая поддержка правительства населением России является ключевой проблемой экономики страны. Впрочем, речь идет не только о правительстве в узком смысле. Нет доверия и предлагаемым реформам и большинству институтов власти.

Кудрин, конечно, не предлагал обновить правительство, но такой шаг в контексте «модернизации государственного управления для фокусировки задач, распределения ресурсов» вполне логичен.

«У государства нет четкой программы действий», – вот главная болевая точка, по Кудрину. Здесь с ним согласятся и его политические оппоненты. Но дальше – разрыв. Оппоненты Кудрина слева говорят о мобилизации инвестиционных ресурсов, что позволит обеспечить технологический рывок. Кудрин по-прежнему делает главную ставку на привлечение инвестиций. Здесь, кстати, экономика приближается к прохождению важного теста. Те, кто считает главным финансовое оздоровление и борьбу с инфляцией, всегда говорили, что успех на этом направлении и приведет к росту инвестиций. Инфляция уже приближается к целевым 4%, но инвестиции по-прежнему не идут.

Кудрин, правда, предлагает всячески поддерживать импорт технологии и в первую очередь развитие несырьевого экспорта. Возглавляемый им ЦСР видит будущую опору российской экономики именно в высокотехнологичном экспорте – доля машин и оборудования в экспорте к 2035 г. должна увеличиться более чем втрое – до 30%, почти сравнявшись с долей нефти и газа, которая сократится в 1,5 раза (с 52 до 37%). Для этого нужна соответствующая политика. В том числе, как подчеркивает Кудрин, и внешняя.

Так что у Кудрина есть свой инвестиционный и даже политический маневр.

Слово за Кремлем.

Николай Вардуль