Уроки двух реформаторов

Уроки двух реформаторов

19.03.2017
Уроки двух реформаторов
Задать вопрос

Что общего у реформ Александра II и перестройки Михаила Гор­ба­чева? Кредит общест­венного доверия в обоих случаях был огромен, потребность в реформах – также. Альтернативные выборы в Верховный Совет, его первые заседания собирали у теле­экранов не меньше зрителей, чем «Семнадцать мгновений весны». Реформы Александра II и вовсе вызвали общественный восторг. Его разделял и оппозиционный «Колокол».

Почему же реформы Алекса­ндра II преобразили Россию, но в рамках все той же самодержавной империи, перестройка же настолько изменила Советский Союз, что его больше нет?

Во-первых, реформы Алек­са­н­дра II были на порядок лучше подготовлены. Можно как угодно относиться к царской бюрократии, но даже ликвидация крепостного права, к механизму которой есть масса аргументированных претензий, – высшей, сановной частью бюрократии была выработана в ходе многолетнего, трудного и болезненного подготовительного процесса. Что же касается земской и судебной реформ, то это гордость России. Перестройка – это игра в цейтноте. Горбачев пришел к власти с лозунгом ускорения научно-технического и экономического прогресса. Он отдавал себе отчет в нарастании проблем. Перестройка началась, когда запуск ускорения традиционными административными механизмами не удался.

Во-вторых, по трагической иронии истории, Александр II был убит народовольцами в момент, когда он был готов к ограничению самодержавной власти и введению фактически конституционной монархии. Возможно, обошлось бы без революций. Россия могла стать другой страной.

Принципиально важно: одна реформа влечет за собой другую. Перестройка – тоже цепь реформ.

У России Александра II, думаю, хватило бы устойчивости и для несостоявшегося перезапуска политических реформ. Наоборот, отсутствие продолжения реформ в конечном итоге вызвало революции 1917 г.

У Советского Союза устойчивости, в первую очередь экономической, для цепи реформ, вызванных перестройкой, не хватило.

Николай Вардуль