Риски федерального бюджета на 2017-2019 гг.

Риски федерального бюджета на 2017-2019 гг.

08.11.2016
Задать вопрос
Как известно, в основу бюджета принимается прогноз социально-экономического развития. Проанализировав этот документ, я бы хотела обозначить некоторые риски его практической реализации. 

По нашему мнению, существуют риски недостижения прогнозируемых объемов и темпов роста ВВП в 2017-2019 годах в связи с недостаточной обоснованностью в прогнозе факторов, которые должны на это повлиять и которые должны обеспечить восстановление экономического роста в плановом периоде.  

Вы знаете, что мы ежегодно проводим по итогам исполнения бюджета оценку эффективности программ. В этом году мы её провели в предварительном порядке, и она свидетельствует о следующем: в 2017 году по 8 программам существуют риски недостижения 10% показателей, по 9 – от 10% до 20% показателей, по 3 – от 20% до 30%, по 8 – более 30%. Такая же ситуация в 2018 и 2019 годах. По экспертной оценке, существуют риски недостижения 450 показателей, это 20% того, что планируется. 

Такая ситуация складывается ежегодно, связано это, в том числе, с тем, что планируется огромное количество показателей, которые невозможно администрировать, по которым нет отраслевой статистики и статистики Росстата. 

Наряду с этим я уже отмечала, имеются существенные расхождения между планируемыми показателями программ и прогнозом социально-экономического развития. Приведу пример. Программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». 

По 2016 году объем ассигнований на реализацию этой программы в рамках антикризисного плана вырос с 158 млрд руб. до 232 млрд руб. на 1 октября 2016 года. На последующие три года планируется уменьшение до 136,8 млрд руб. Несмотря на существенные вложения в 2016 году, индекс производства к предыдущему году производства автомобилей, прицепов, полуприцепов оценивается на 2016 год на уровне 91,1% и не меняется по следующим трем годам.  

Несмотря на это, в прогнозе социально-экономического развития за 3 года планируется рост производства легковых автомобилей на 10,9% относительно уровня 2016 года, выпуска грузовых автомобилей - на 26,7 % по отношению к 2015 году. 

Спрашивается, каким показателям верить? По каким критериям оценивать эффективность тех вложений, которые мы осуществляем?